В жизни по-разному можно
жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце
достать
И подарить его людям.
С. Островой «В жизни по-разному можно жить…»
Среди многих проблем современного образования одной из наиболее актуальных является нравственное воспитание. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Воспитание нравственности начинается с ранних лет и с малого, а приводит к ответам на вопросы, рано или поздно встающие перед человеком: кто ты? для чего? что здесь делаешь? кем, каким ты хочешь быть?
Перед педагогом стоит задача: научить детей любить людей и жизнь, приобщать их к национальным и общечеловеческим ценностям.
Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». (10, с.431).
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
В младшем школьном возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и пережить то, что происходит с другим человеком. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность, негодование при чьей-то несправедливости. Они стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые.
У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». (7, с. 414).
А что же говорить о детях? Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». (9, с. 120).
Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.
2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.
На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»
4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Представления школьников о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что школьник знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со всеми знаниями.
Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний.
5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Через обучение происходит последовательное приобщение младших школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.
Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В.Морозова.
Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т.п.
Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.
Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.
На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А.Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.
Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения, здесь ученик имеет возможность для самовыражения, нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций, считает О.В.Шарапова (2).
Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С литературой связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. (5)
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом.
Программа «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой (1-4 классы). Основная цель литературного чтения в начальных классах, по мнению авторов программы, - ввести детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт ребенка, помочь ему стать читателем. Начинающий читатель должен научиться хорошо читать, работать с текстом любого произведения, понимать содержание произведения и авторскую точку зрения, размышлять о прочитанном и выражать свою точку зрения, выполнять творческие работы в связи с чтением тех или иных произведений. А также развитие личности, формирование интеллекта и общей культуры, становление основ читательской деятельности каждого выпускника начальной школы.
Авторы курса выдвигают целый комплекс задач, направленных на литературное образование и развитие каждого ученика:
- обогащение читательского опыта;
- формирование основных читательских умений (умение читать, умение работать с текстом произведения, умение работать с книгой);
- овладение читательской деятельностью;
- становление ученика как читателя;
- формирование интереса к чтению.
Учебник отражает многообразие жанров литературы: стихи, басни (стихотворные и прозаические), былины-песни, былины-сказы, сказки (народные и литературные), легенды, художественные, научно-художественные и научно-популярные рассказы, воспоминания, очерки, пьесы, баллады. В каждом разделе и теме курса реализуются принципы системности, непрерывности и преемственности литературного образования учащихся.
Круг чтения по данной программе:
- произведения устного народного творчества русского и других народов;
- стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков;
- произведения о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Приключенческая литература. Справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники;
- произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей разных народов и стран и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.).
По мнению авторов программы литературное чтение помогает решать вопросы человековедческого характера: что такое добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и т.д. Эти понятия не являются специальным объектом изучения в процессе работы с произведением, но они служат основой формирования нравственно-ценностных качеств личности. Следует обратить внимание еще на один «побочный» результат обучения на уроках литературного чтения – это социально-исторические и этно-культурные знания: время и место описанных событий, духовная и культурная жизнь героев, общий уклад жизни, достижения науки и техники и т.д.
На каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности. «Школа должна научить своего воспитанника хорошо мыслить, чувствовать, а следовательно, хорошо читать» (В.Острогорский).
В данной программе соблюдаются основные требования к отбору произведений для изучения в начальной школе:
- высокие идейно-художественные достоинства произведения (берутся по преимуществу произведения образцовые);
- общественное и литературное значение произведения для времени его написания и для нашего времени;
- его образовательно-воспитательное значение для учащихся, в частности с точки зрения формирования специальных умений;
- его доступность учащимся (с учетом теории умственного развития и познавательной деятельности Л.С.Выготского: «учение должно идти впереди развития и стимулировать развитие»);
- интерес, который произведение вызывает у учащихся. (5, с.10).
Знакомство на уроках чтения младших школьников с кругом пословиц и поговорок позволяет раскрыть этические нормы жизни народа:
- Доброе имя дороже богатства.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Один якал, якал, да и заплакал.
В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.
Былины представляют собой героические песни эпического характера, являются жанром русского фольклора.
Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высокопоэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле. Таковы богатыри-воины Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, богатырь-пахарь Микула Селянинович.
При чтении и анализе былин раскрывается нравственная характеристика образов персонажей: русский богатырь предстает не только как «храбр и наряден муж», но и как образец служения обществу. В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества, бесстрашия, стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных целей.
Сказка – один из наиболее любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.
И.А.Ильин был убежден, что вопросы, на которые отвечает русская сказка, всегда касаются главного: национального мироощущения и национальной судьбы. Сказка отвечает на самые важные вопросы – о смысле жизни, о судьбе человека, тяготах и опасностях, о мудрости земной, об истинности пути. Сказка уводит к истокам национального духовного опыта, русского человека по-русски укрепляя, утешая, умудряя. Сказка будит мечту. Она дает ребенку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, призвания, усилия и победы; учит мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды и кривды».
Сказки, былины, сказания формируют у читателя чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти.
Рассказ – это уже более реалистичный жанр, основанный на реальных событиях или возможности этих событий. Свое место в интересах детей рассказ начинает занимать в младшем школьном возрасте. Все больше ребенка начинают волновать реальные, а не вымышленные истории, подтверждение которых он нередко пытается найти в своей жизни. Поэтому часто детей интересуют рассказы о своих сверстниках. Ребенок пытается проецировать на себя поступки и действия героев книги, пытается сопоставлять свои возможности и желания, оценивать недостатки и искать пути их исправления. Детям легче поставить себя на место таких героев и сделать определенные нравственные выводы. И здесь им помогает книга, как транслятор культуры и опыта автора.
При чтении рассказов обогащаются детские представления об отношениях людей, позволяющие сделать выводы о правилах и нормах жизни в обществе.
В программу включены рассказы, басни, сказки и былины Л.Н.Толстого. Вся творческая деятельность Л.Н.Толстого определялась стремлением через художественное слово влиять на духовно-нравственное воспитание детей. Обсуждения с детьми непростых жизненных ситуаций, в которые попадают герои («Прыжок», «Отец и сыновья», «Кавказский пленник»), способствуют формированию у них четкой установки: так делать нужно и можно, а так нельзя; учат верности и дружбе, милосердию, состраданию и благодарности за помощь.
В круг детского чтения включен отрывок из повести А.Гайдара «Тимур и его команда». При анализе произведения дети приходят к выводу, что нести добро в мир – это почетная миссия тех, кого не оставляют равнодушными чужие беды. Автор показывает, что уважение и любовь приходят к тому, кто обращает свои силы и ум на пользу людям, кто руководствуется в своих поступках заботой о тех, кто нуждается в помощи.
В программу включены произведения И.С.Тургенева: рассказы «Воробей», «Перепелка», отрывок из рассказа «Лес и степь». Анализ рассказа «Воробей» помогает детям понять позицию автора, вместе с ним испытать тревогу и страх за судьбу беспомощного желторотого птенца и восхититься поступком старого воробья, понять главную мысль произведения: любовь – могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти. Рассказ «Перепелка» близок по переживаниям к рассказу «Воробей». При его анализе внимание детей обращается на переживания мальчика, на смену его желаний, на его чувства к отцу, собаке Трезору, перепелке. Дети приходят к выводу, что любовь ведет мать к самопожертвованию ради своих детей, любовь сильнее смерти. Отрывок из рассказа «Лес и степь» - это художественное описание картин природы и чувств человека. Охотник, от лица которого ведется рассказ, ощущает на себе влияние природы: ему «любо», «весело». Природа становится соучастником переживаний человека. Она радует и вдохновляет, успокаивает, пробуждает воспоминания. Это произведение помогает детям почувствовать прелесть русской природы и красоту русского языка. Язык Тургенева богат и красочен. Это произведение помогает детям по-другому посмотреть на окружающую их природу, бережнее и внимательнее к ней относиться, учиться наблюдать и видеть красоту природы. Этому же способствуют и поэтические произведения, включенные в программу по литературному чтению Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой. При изучении творчества Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова, И.С.Никитина, И.З.Сурикова, С.А.Есенина и других поэтов обращается внимание детей на то, что содержанием стихотворений часто являются чувства и мысли поэта, его внутреннее состояние, способность видеть в обычном необычное. Перед учащимися ставится задача поразмышлять о том, чем поразила, удивила поэта «короткая, но дивная пора» (Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»), дети пытаются представить картины осени, которые подметил чуткий художник слова.
В учебниках, помимо стихотворений о природе, помещены патриотические стихотворения: «Русь» И.Никитина, «Урок родного языка» С.Маршака, «Родина» Ф.Савинова, «Родина» С.Прокофьева, «Тихая моя родина», «Береза» Н.М.Рубцова, «Россия» К.Д.Бальмонта, «Россия» А.А.Блока. При анализе этих стихотворений обращается внимание детей, как выражена любовь поэта к своей родине, какими словами он говорит о ней, что говорит о родине с восхищением и гордостью, что стихи звучат торжественно.
Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся.
Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности (5; с.37-38).
Приобщение младшего школьника к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность маленького читателя как свою жизнь проживать на множество чужих судеб, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам.
Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка (15; с.62)
М.С.Соловейчик, соглашаясь с А.А.Леонтьевым, говорит о необходимости учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа произведения, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. По мнению методистов А.И.Шпунтова и Е.И.Иваниной, анализ произведения должен быть направлен на выявление его идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя, на выявление художественной ценности произведения.
Опираясь на знание этапов формирования учащихся-читателей и особенностей эстетического восприятия ими литературных произведений, организуется чтение художественной литературы для младших школьников.
Основываясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, на психологии восприятия художественного произведения младшими школьниками, а так же на собственно методических положениях о чтении художественного произведения в начальных классах, современная методика чтения выделяет три этапа работы над художественным текстом: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. При этом ведущей деятельностью у учеников под руководством учителя является анализ произведения. Он должен стать центральным звеном урока классного чтения. Ему предшествует первичный синтез произведения, который складывается из подготовительной работы, первичного восприятия текста и проверки первичного восприятия (или первичного анализа).
Первичное восприятие текста, как правило, обеспечиваются таким приемом, как чтение учителем вслух. Выбор такого приема для первичного восприятия аргументируется несовершенством навыка чтения детей младшего школьного возраста. Однако на поздних этапах обучения чтению (III-IV класса) могут быть использованы и другие приёмы: чтение текста специально подготовленными детьми; чтение текста детьми по цепочке; комбинированное чтение – когда учитель и вызванные ученики читают текст попеременно.
Проверка первичного восприятия – это уяснение учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный прием для этого – беседа. Однако число вопросов, обращенных к детям, должно быть не велико: три – четыре, не более. При этом в беседу не должны включаться вопросы, выясняющие подтекст произведения. Беседа после первичного восприятия, прежде всего должна прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей. Например, можно обратиться к детям с вопросами:
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Когда было страшно?
- Что вызвало ваш смех?
- Когда героя было жалко?
- А было ли вам стыдно за героя? И т.п.
Ответы должны показать учителю качество восприятия произведения детьми и быть ориентиром для анализа произведения. В некоторых случаях такая беседа может завершиться проблемным вопросом. Поиск ответа на него сделает анализ произведения естественным и необходимым процессом. Ответы детей на проблемный вопрос могут быть разными, но именно этот факт и влечет за собой чтение и обдумывание произведения.
Следующим этапом работы над художественным произведением является анализ. Современная методика чтения художественного произведения предполагает обязательный анализ текста в классе под руководством учителя. М.П.Воюшина, Т.Г.Рамзаева выделили систему умений анализировать произведение, которая включает в себя: (3; с.4)
- умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;
- умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать ''закон щепления'' эпизодов;
- умение воспринимать образ – персонаж в соответствии с текстом как один из элементов, служащий, наряду с другими, для раскрытия идеи;
- умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения;
- умение осознать идею произведения.
Авторы системы считают, что формировать выше названные умения поочередно не только бессмысленно, но и не возможно. На каждом уроке идет работа по формированию всей системы умений, но в зависимости от особенностей изучаемого рассказа, от избранного приема анализа какому-то умению может быть уделено больше внимания.
В процессе анализа художественного произведения Н.С.Рождественский предполагал проводить работу по выявлению смысла не всего произведения сразу, а отдельных частей произведения и даже смысла каждого предложения, если читаемое произведение не велико по объему (11 с.99). М.Р.Львов, В.В.Горецкий, О.В.Сосновская так же утверждали, что анализ художественного произведения должен вестись по логически законченным частям. Части эти определяет учитель, исходя из содержания и структуры произведения. Авторами разработана методика анализа художественного произведения, согласно которой каждая из частей читается вслух вызванным учеником, другие дети следят за чтением по книге. После завершения чтения осуществляется обучение ''думанью во время чтения'', т.е. производится анализ прочитанной части. Аналитическая деятельность организуется таким образам, чтобы дети могли уяснить смысл произведения, поэтому разбор части осуществляется по трем уровням: фактическому, идейному и уровню собственного отношения к читаемому (12 с.150).
Самый распространенный прием анализа – постановка вопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, т.е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выбрать собственное отношение к читаемому.
Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения должна стать словарная работа. Уточнение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоздающее воображение детей, помогает уяснить авторское отношение к изображаемым событиям. Словарная работа в ходе анализа текста предполагает и наблюдения за изобразительно-выразительными средствами языка произведения.