Великий и могучий... Урок к Международному дню родного языка. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: Международный день родного языка


Цель: формирование у обучающихся бережного отношения к богатству родного языка.

Задачи:

  • развивать устную связную речь обучающихся, память, воображение, внимание;
  • обогащать словарный запас обучающихся; изучать русский язык;
  • историю народа, культуру и традиции;
  • не засорять язык плохими словами;
  • хранить культуру нашего народа;
  • любить родной язык и свою Родину.

Оборудование. Портреты русских писателей, разрезанные карточки с пословицами, компьютер, презентация.

Эпиграф: О, великий и могучий, правдивый и свободный русский язык … И.С.Тургенев.

Ход урока

1. Орг. класса

Ученица рассказывает стихотворение.

Я люблю свой родной язык! 
Он понятен для всех, 
Он певуч, 
Он, как русский народ, многолик, 
Как держава наша, могуч…
Он – язык Луны и планет, 
Наших спутников и ракет, 
На совете 
За круглым столом 
Разговаривайте на нём: 
Недвусмысленный и прямой, 
Он подобен правде самой.

2. Работа по теме урока

1. Как вы думаете, о чем пойдёт сегодня речь на уроке? Какова тема урока?

Международный день родного языка (провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Работа с эпиграфом. Слайд 1.

Учитель. Наш язык действительно велик. Вот послушайте, сто писал великий русский учёный М.В.Ломоносов. (зачитывает ученица наизусть)

Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие испанскаго, живость французскаго, крепость немецкаго, нежность итальянскаго, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческаго и латинскаго языка. (М.В.Ломоносов)

2. Подумайте, для чего проводится этот урок? (устные ответы учащихся).

Сейчас я продиктую вам начало фразы, а вы её закончите.

Я читаю, что родной язык надо учить, чтобы…

(зачитывают ответы 3–4 ученика)

3. Рассмотрите портреты на доске. Почему я их принесла на этот урок? Назовите писателей. Вот высказывание их о родном языке.

Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. / Великий русский писатель А.С.Пушкин

Что такое язык? Прежде всего это не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли. Язык имеет обратное действие. Человек, превращающий свои мысли, свои идеи, свои чувства в язык… он также как бы пронизывается этим способом выражения. / А.Н.Толстой

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Кет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — дня которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения (К.Г.Паустовский).

4. Какие изобразительно-выразительные средства делают нашу речь более выразительной. точной, яркой? (эпитеты, синонимы, антонимы, олицетворение, метафора).Чтобы подтвердит это давайте заменим прилагательные из эпиграфа синонимами.

5. Работа с синонимами

  • Великий – огромный
  • Могучий – сильный
  • Правдивый – честный
  • Свободный – независимый

Как бы звучал эпиграф с этими словами? (дети отвечают) Какое выражение более точное, выразительное?

Конечно, И.С.Тургенева. В этом и есть великая сила таланта: из тысяч слов подобрать такие, чтобы запали в сердце и душу читателя.

6. Работа с отрывком из стихотворения А.Фета

Слайд 3

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Найти метафору, олицетворение.

7. Работа с пословицами в группах

Быстро создайте рабочие группы. У вас на столах лежат разрезанные на слова пословицы. Составьте из целое выражение и объясните , как вы понимаете пословицу.

1. Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

2. Острый язык дарование, а длинный наказание.

3. Думай дважды, говори раз.

4 Острый язык змею из гнезда выманит.

5.Молва без крыльев, а летает.

6. Перо всегда смелее языка.

8. Работа с фразеологизмами

Слайд 2. Напишите фразеологизмы и замените их простыми словосочетаниями.

Держать язык за зубами

Это значит молчать или быть осторожным в высказываниях.

Длинный язык

«У него длинный язык» — так говорят про человека, который любит много говорить и выбалтывать чужие секреты.

Острый язык

Милых словесных изречений от человека с острым языком не ждите. Не его это хобби! О каком индивиде говорят — у него острый язык? Так характеризуют человека язвительного, саркастичного, который умеет использовать речь, как оружие. Его фразы наносят противникам такой же вред, как это делает острый клинок. Вот почему его язык острый, а не тупой.

Вертится на языке

Так говорят о том, что хорошо знаешь, но в данный момент не можешь вспомнить.

Развязать язык

Сдерживать язык, придержать язык

Не говорить ничего лишнего, следить за тем, что говоришь.

К хорошему не приведёт.

Попасть на язык

Стать объектом обсуждения.

9. Трудности русского языка для иностранцев

1. Учитель рассказывает, что иностранцам трудно произносить звуки ы и щ.

2. Инсценировка.

А) Профессор рассказывает студентам, что два стоящих слова, имеющие утвердительное значение. Никогда не могут иметь отрицательное значение. В это время с задних рядов раздаётся:

- Да конечно!

Б) иностранцам непонятна фраза:

- Лера, ты пойдёшь сегодня гулять?

- Да нет, наверное…

10. Итог урока

Урок закончим стихами С.Я.Маршака.

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина.
Заняты школьники делом -
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым,
Перьями пишут и мелом:
"Нам не нужна
Война!"

Стройка идет в Ленинграде,
Строится наша Москва.
А на доске и в тетради
Школьники строят слова.

Четкая в утреннем свете,
Каждая буква видна.
Пишут советские дети:
"Мир всем народам на свете.
Нам не нужна
Война!"

Мир всем народам на свете.
Всем есть простор на планете, -
Свет и богат и велик.

 Наши советские дети
Так изучают язык.