Развивающий характер проблемного обучения в учебном процессе младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: проблемное обучение, младшие школьники


Введение

Актуальность выбранной темы. Современный мир характеризуется постоянной динамичностью факторов, влияющих на жизнедеятельность человека. Для выбора адекватной стратегии поведения в меняющихся условиях, человеку сегодня необходима способность к исследовательскому поведению, которая определяет в целом его успешность в среде самостоятельной жизнедеятельности, превращается в ключевую характеристику его личностного стиля.

Научными исследованиями (А.И. Савенков, С.Л. Вигман, М.И. Шахмутов и A.M. Матюшкин) и образовательной практикой доказано, что знания, умения, навыки, добытые в ходе творческого поиска, подчиненного личностно-значимой цели, усваиваются прочнее, чем преподанные объяснительно-иллюстративными методами. До недавнего времени методики преподавания, ориентированные на организацию творческой поисковой активности учащихся, рассматривались лишь как инструменты повышения эффективности освоения материалов школьного курса. Сегодня их использование становится самостоятельной важнейшей задачей образования. К таким методикам относится также проблемное обучение, построенное на создании проблемных ситуаций.

Изучением технологии проблемного обучения занимались такие ученые как: A.M. Матюшкин, В.Т. Кудрявцев, Н.Б. Шумакова, И.А. Ильницкая, Л.В. Остапенко, М.В. Дубова, К.С. Шерстнева, О. Загвоздина, В.С. Идиатулин, С.Ю. Коровкин, Е.И. Кузьмина, О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева, В.Е. Никифоров, С.В. Юркина и мн. др.

В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает тот или иной психический процесс. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти. По данным психологических исследований (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, Л.В. Занков, Н.С. Лейтес и др.) дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте обеспечивается, главным образом, за счет развития мышления. Причем мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития – совершается переход от наглядно-образного мышления, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Период младшего школьного возраста характерен существенными изменениями в психике ребенка, причиной которых является огромное количество знаний, усваиваемое им, и представлений об окружающем мире. Причем в новой форме, что, в свою очередь, перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных формах для учащихся этого возраста.

Объект исследования – учебный процесс младших школьников.

Предмет исследования – развивающий характер проблемного обучения в учебном процессе младших школьников.

Цель исследования – на основе изучения теоретико-методологической литературы по проблеме исследования и анализа эмпирических данных определить развивающий характер проблемного обучения в учебном процессе младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть содержание и принципы проблемного обучения.
  2. Изучить проблемную ситуацию в условиях освоения учебного материала.
  3. Выявить особенности развития мышления младших школьников в условиях освоения учебного материала.
  4. Организовать и провести эмпирическое исследование развивающего характера проблемного обучения в учебном процессе младших школьников.
  5. Осуществить анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования и написание выводов.

Гипотеза исследования – Если в процессе обучения младших школьников внедрять различные формы активизации проблемного обучения, то это будет способствовать развитию интеллекта учащихся.

Выборка исследования – в качестве испытуемых в исследовании выступили 20 учащихся 4 «Е» класса  государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Гимназия №1506» (ученики были разделены на две равных группы по 10 человек – экспериментальную и контрольную).

Методологическую основу исследования составили концептуальные идеи по теории и методике применения проблемных ситуаций в педагогической практике (А.П. Бойко, Л.Ф. Буданков и др.) и дидактические концепции деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению школьников (В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, П.И. Пидкасистый и др.).

Теоретической основой исследования выступили труды таких ученых как: И.С. Артюхова, П.П. Блонский, Н.С. Лейтес, И.В. Дубровина, А.М. Матюшкин, В.Е. Никифоров, Л.И. Петрова, И.П. Подласый, Е.В. Чудинова и пр.

Методы исследования: Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе был использован комплекс методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, включающий обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных; методы сбора эмпирических данных (тестирование, наблюдение, эксперимент); методы математико-статистической обработки данных (критерий Манна-Уитни).

В эмпирической части исследования были использованы следующие методики:
- методика «Выделение существенных признаков»;
- методика «Толкование пословиц» (Б.В. Зейгарник);
- методика «Сложные аналогии» (Э.А. Коробкова);
- методика «Исключение лишнего» (В.А. Худик).

Этапы исследования:
I этап – теоретический анализ литературы – октябрь 2014 г.
II этап – подбор и апробация методик – ноябрь 2014 г.
III этап – сбор экспериментальных данных – декабрь 2014 г.
IV этап – обработка экспериментальных данных – январь 2015 г.
V этап – написание дипломной работы – февраль-март 2015 г.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и эмпирической, выводов, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Теоретические основы изучения развивающего характера проблемного обучения в учебном процессе младших школьников 

1.1. Содержание и принципы проблемного обучения

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.). В XX столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике.

В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи. По Дьюи, мысль индивида движется к состоянию, когда все в задаче ясно, проходя определенные этапы:

- принимаются во внимание все возможные решения или предположения;

- индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить;

- предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов;

- проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов;

- проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.[4, c. 110-115]

Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний.

С начала 1960-х гг. в литературе настойчиво развивается мысль о необходимости усиления роли исследовательского метода в обучении естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам.

Со второй половины 1960-х гг. идея проблемного обучения начинает всесторонне и глубоко разрабатываться. Большое значение для становления теории проблемного обучения имели работы отечественных психологов, развивших положения о том, что умственное развитие характеризуется не только объемом и качеством усвоенных знаний, но и структурой мыслительных процессов, системой логических операций и умственных действий (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Менчинская, Т.В. Кудрявцев). [45, c. 39-40]

Существенное значение в развитии теории проблемного обучения имело положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении (А.М. Матюшкин). Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая и др.

В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение проблемного обучения:

- проблемное обучение – это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний;

- проблемное обучение – это такое обучение, при котором под руководством учителя учащийся принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы;

- проблемное обучение – это обучение, суть которого состоит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач;

- проблемное обучение – это тип развивающего обучения, сочетающий в себе систематическую самостоятельную поисковую деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. [6, c. 21-31]

Как видим, представленные определения отражают существенные признаки проблемного обучения (специфически организованная самостоятельная деятельность обучаемого; выстроенная с учетом целеполагания и принципа проблемности деятельность педагога; специфика содержания обучения).

Итак, проблемное обучение – это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения.

Проблемное обучение имеет общие и специальные функции.

К общим функциям проблемного обучения относят:

- усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;

- развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

- формирование диалектико-материалистического мышления школьников или студентов;

- формирование всесторонне и гармонично развитой личности.[51, c. 270-273]

К специальным функциям проблемного обучения относят:

- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);

- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;

- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);

- формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.[60]

Проблемное обучение также имеет ряд специфических особенностей:

- оно специфично по типу интеллектуальной деятельности учащихся;

- оно эффективно в вопросах формирования мировоззрения;

- оно обеспечивает дидактический принцип связи обучения с жизнью;

- оно предполагает систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся;

- оно обеспечивает индивидуальный подход ко всем учащимся;

- оно динамично;

- оно высоко активно;

- оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний. [65, c. 111-121]

Нет сомнения в том, что проблемное обучение не может быть эффективным в разных условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать. В связи с этим вполне понятны попытки выделить виды и уровни проблемного обучения. М.И. Махмутов считает, что виды проблемного обучения правильнее всего различать по существующим видам творчества.

В соответствии с выделенным основанием он классифицирует три вида проблемного обучения:

- научное творчество – теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;

- практическое творчество – поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем;

- художественное творчество – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.[10, c. 96-105]

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности обучаемых, наличием поиска и решения проблемы.

Однако первый вид проблемного обучения чаще всего используется на теоретических занятиях, где организуется индивидуальное, групповое или фронтальное решение проблемы.

Второй – на лабораторных, практических занятиях, на предметном кружке, на факультативе, на производстве.

Третий вид – на урочных и внеурочных занятиях.

Последние два вида проблемного обучения характеризуются решением, главным образом, индивидуальных или групповых учебных проблем. Каждый вид проблемного обучения имеет сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результативность обучения.

Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:

- увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;

- углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;

- новый уровень познавательных потребностей учения;

- новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.[69, c. 29-32]

Все перечисленные виды проблемного обучения могут протекать с различной степенью познавательной активности обучаемых.

Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности обучаемых. Указанные выше виды проблемного обучения могут иметь разные уровни.

М.И. Махмутов условно выделяет четыре уровня проблемного обучения:

- уровень обычной активности;

- уровень полусамостоятельной активности;

- уровень самостоятельной (продуктивной) активности;

- уровень творческой активности. [17, c. 8-13]

Каждый уровень проблемного обучения может иметь различные варианты организации, в зависимости от разных факторов психолого-педагогического характера. Перевод учащихся с первого на более высокий уровень является результатом проблемного обучения и одновременно процессом управления их учебно-познавательной деятельности.

Продолжение работы

Список литературы

  1. Аллагова, В.А. Развитие творческого мышления младших школьников на занятиях арт-терапии / В.А. Аллагова // Детство. Отрочество. Юность. – 2012. – № 5–6. – С. 28–52.
  2. Артюхова, И.С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников / И.С. Артюхова. – М. : Чистые пруды, 2008. – 29, [1] с.
  3. Афанасьева, И.Н. Формирование ассоциативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения / И.Н. Афанасьева // Начальная школа. – 2010. – № 9. – 22–25.
  4. Баронин, С.А. Основные проблемные ситуации высшего образования / С.А. Баронин, К.С. Сюзев // Высшее образование в России. – 2013. – № 1. – С. 110–115.
  5. Батршина, Г.С. Способы и средства развития логического мышления младших школьников / Г.С. Батршина // Начальная школа. – 2012. – № 4. – С. 91–93.
  6. Блинова, Е.Р. Создание на уроке проблемной ситуации с помощью контекстной задачи / Е.Р. Блинова // Образование в современной школе. – 2003. – № 11. – С. 21–31.
  7. Ванус, Р.А. Создание и внедрение проблемных ситуаций, проблемных заданий, проблемных задач как средство развития мыслительной деятельности учащихся при изучении геометрического материала в основной школе / Р.А. Ванус // Наука и школа. – 2007. – № 5. – С. 65–67.
  8. Все о младшем школьнике / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. : Вентана-Граф, 2004. – 399 с. : ил.
  9. Глазунов, С.Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся / С.Н. Глазунов // Преподавание истории в школе : науч.-теорет. и метод. журн. – 2010. – № 6. – С. 52–54.
  10. Гончарова, М.А. Проблемное обучение на уроках математики / М.А. Гончарова, Н.В. Решетникова // Школьные технологии. – 2013. – № 2. – С. 96–105.
  11. Гороховская, Г.Г. Диагностика уровня сформированности компонентов логического мышления у младших школьников / Г.Г. Гороховская // Начальная школа. – 2008. – № 6. – С. 40–43.
  12. Григорьева, Ж.В. Развитие визуального мышления первоклассников на первых уроках математики / Ж.В. Григорьева // Начальная школа. – 2011. – № 8. – С. 42–46.
  13. Губанов, А.Ю. О принципах организации педагогического мышления и деятельности в учебных проблемных ситуациях / А.Ю. Губанов // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование : науч. журн. – 2013. – № 3. – С. 83–91.
  14. Давыдов, В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка : содержание и структура учебной деятельности / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М. : Академия, 2001. – С. 91–94.
  15. Денисова, О. В. Постановка учебной проблемы и пути ее решения при реализации ФГОС / О.В. Денисова, И.А. Кокунова // Начальная школа. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя : науч.-метод. журн. : осн. в дек. 2010 г. – 2013. – № 10. – С. 2–4.
  16. Дроздова, О.Е. Проблемные ситуации на уроках русского языка / О.Е. Дроздова // Русский язык в школе. – 2013. – № 1. – С. 3–7.
  17. Дубова, М.В. К исследованию понятия «проблемная ситуация» / М.В. Дубова, К.С. Шерстнева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 9. – С. 8–13.
  18. Дульзон, А. А. Опыт проблемно-ориентированного и проектно-организованного обучения / А.А. Дульзон // Высшее образование в России : науч.-пед. журн. М-ва образования и науки РФ. – 2010. – № 10. – С. 42–48.
  19. Загвоздина, О. Проблемная ситуация как средство развития личности учащегося / О. Загвоздина // Личностно-ориентированное образование : поиски и решения : материалы вузовского педагогического форума 22 апреля 2005 года. – 2005. – С. 24–31.
  20. Зубкова, О. Проблемные ситуации на уроках математики / О. Зубкова // Учитель. – 2012. – № 1. – С. 70–72.
  21. Ибрагимова, А. Формирование у школьников навыков конструктивного поведения в проблемных ситуациях / А. Ибрагимова // Социал. педагогика : практ. журн. для социал. работников и педагогов. – 2009. – № 1. – С. 48–51
  22. Идиатулин, В. С.О реализации современных принципов проблемного обучения / В.С. Идиатулин // Физическое образование в вузах. – 2001. – Т. 7. – № 2. – С. 34–49.
  23. Идиатулин, В.С. Принцип проблемности в обучении / В.С. Идиатулин // Школьные технологии. – 2010. – № 4. – С. 29–42 ; – № 8. – С. 176–181.
  24. Ильницкая, И.А. Развитие творческого потенциала личности дошкольника в процессе проблемного обучения / И.А. Ильницкая, Л.В. Остапенко. – Омск : ООИПКРО, 2001. – 54 с.
  25. Истомина, И.П. Особенности развития пространственного мышления у младших школьников, обучающихся по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова / И.П. Истомина // Психология обучения. – 2010. – № 8. – С. 77–86.
  26. Калашникова, М. В режиме поиска / М. Калашникова // Учитель. – 2012. – № 3. – С. 24–26 : табл.
  27. Калита, М.В. Использование технологий проблемного обучения и развития критического мышления через чтение и письмо для творческого и интеллектуального развития учащихся / М.В. Калита // Наша новая школа – путь к культуре граждан и развитию общества : науч.-популяр. изд. в 6 т. Т. 4 : Работа педагога с государственными стандартами и одаренными детьми / под общ. ред. А.Ф. Аменда. – Челябинск : ЧГПУ, 2011. – С. 303–315.
  28. Кендиван, О.Д.-С. Прикладная направленность обучения /            О.Д.-С. Кендиван // Профильная школа. – 2011. – № 5. – С. 7–12.
  29. Козлова, С.А. Развитие мышления детей 7-10 лет на основе анализа текста и графической модели текстовой задачи / С.А. Козлова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 8. – С. 19–22.
  30. Коровкин, С.Ю. Проблемная ситуация как взаимодействующая система в практическом мышлении / С.Ю. Коровкин // Психология и школа : издается с января 1998 года : научно-практический журнал / ред. В.Г. Колесников, А.Г. Лидерс. – 2008. – № 1. – С. 81–83.
  31. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум ; пер. с англ. А. Маслова, О. Орешкиной, А. Попова ; под ред. Т.В. Прохоренко. – 9-е изд. – СПб. : Питер, 2005. – 939 с. : ил.
  32. Креславская, Т.А. Модель управления познавательной деятельностью учащихся на основе проблемной ситуации в малокомплектной школе / Т.А. Креславская // Начальная школа : науч.-метод. журн. – 2009. – № 11. – С. 81–84.
  33. Кузьмина, Е.И. Постановка проблемных ситуаций как метод развития свободы мышления / Е.И. Кузьмина // Мир образования – образование в мире. – 2010. – № 2. – С. 142–148.
  34. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники : особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М. : Эксмо, 2009. – 176 с. : ил.
  35. Липкина, О.В. Развитие математического мышления младших школьников посредством работы над текстовыми арифметическими задачами / О.В. Липкина, Л.И. Рыкалина // Психология обучения. – 2009. – № 2. – С. 38–43.
  36. Ловенецкий, А.С. Организация проблемных ситуаций при обучении математике младших школьников / А.С. Ловенецкий // Непрерывное педагогическое образование : результаты учебно-исследовательской работы студентов : сб. студен. ст. / Междунар. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2008. – С. 58–66.
  37. Логинова, О.Б. Решение проблемных ситуаций / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева // Практика образования. – 2012. – № 3. – С. 31–36.
  38. Матюшкин, А.М. Мышление как продуктивный процесс совместного решения проблемных ситуаций / А.М. Матюшкин // Психологический журнал. – 2008. – № 2. – С. 124–130.
  39. Матюшкин, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций / А.М. Матюшкин. – М. : КДУ, 2009. – 189 с.
  40. Мендыгалиева, А.К. Проблемные задания на уроках математики в начальной и основной школе / А.К. Мендыгалиева // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 9. – С. 13–16.
  41. Назарова, Л.М. Проблемное введение нового материала / Л.М. Назарова // Начальная школа. – 2014. – № 2. – С. 24–28 : 4 рис.
  42. Никифоров, В.Е. Проблемная ситуация и проблема : генезис, структура, функции / В.Е. Никифоров. – Рига: Балтийский русский институт, 2002. – 264 с.
  43. О проблемной ситуации и методологических подходах // Мир психологии. – 2005. – № 4. – С. 13–45.
  44. Овчинникова, В.С. Как создавать проблемные ситуации при формировании математических понятий / В.С. Овчинникова // Начальная школа. – 2011. – № 10. – С. 27–34.
  45. Оданович, М.В. Дидактические средства реализации проблемно–рефлексивной ситуации на уроке / М.В. Оданович // Биология в школе. – 2012. – № 2. – С. 39–40.
  46. Останина, Е.Е. Развитие вариативности мышления у младших школьников при изучении математики / Е.Е. Останина // Начальная школа. – 2009. – № 4. – С. 48–53.
  47. Пантюшина, В.И. Создание проблемной ситуации на уроке русского языка / В.И. Пантюшина // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 12. – С. 31–33.
  48. Петрова, Л.И. Воспитание младшего школьника / Л.И. Петрова ; науч. ред. Г.И. Вергелес. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 347 с.
  49. Пичугина, Г.В. Межпредметные проблемно-ситуационные задания / Г.В. Пичугина // Школа и производство. – 2013. – № 8. – С. 42–44.
  50. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М. : Владос, 2004. – 398, [1] с.
  51. Поздняков, О.Г. Реализация проблемного обучения в образовательном процессе высших учебных заведений / О.Г. Поздняков // Мир образования – образование в мире. – 2014. – № 2 (54). – С. 270–273.
  52. Полтавцева, О.М. Проблемное обучение в системе учебно-познавательной деятельности учащихся / О.М. Полтавцева // Методист. – 2012. – № 2. – С. 52–53.
  53. Прихожан, А.М. Младший школьник / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Юферева // Обучение и воспитание детей-сирот : хрестоматия / сост. М.А. Егорова. – М. : АНО ПЭБ, 2008. – С. 113–134.
  54. Пянзина, Ю.А. Педагогический прием как основной компонент процесса создания проблемной ситуации / Ю.А. Пянзина // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 5. – С. 71–72.
  55. Рудикова, О.А. Решение проблемных ситуаций как метод мониторинга и коррекции социально–личностного развития детей / О.А. Рудикова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2012. – № 7. – С. 51–54.
  56. Самарова, Н.Н. Формирование навыков работы с информацией как средство развития критического мышления младших школьников / Н.Н.Самарова // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 33–36.
  57. Сергеева, В.А. Проблемный диалог на уроках математики в начальной школе / В.А. Сергеева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 12. – С. 34–37.
  58. Слинченко, А. Мышление начинается с управления / А.Слинченко // Учительская газета : независимое пед. изд. – 2011. – № 28. – С. 10–17.
  59. Сокол, И.Д. Развитие инициативного мышления детей младшего школьного возраста / И.Д. Сокол // Психология обучения. – 2012. – № 9. – С. 25–33.
  60. Соколков, Е.А. Технологии проблемно-модульного обучения : теория и практика : монография / Е.А. Соколков. – М. : ЛОГОС, 2012. – 383 с. : рис.
  61. Сорокина, И.С. Формирование продуктивного мышления младших школьников средствами эмоционально-волевой регуляции / И.С. Сорокина // Социально-психологические аспекты формирования личности : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 1 марта 2004 г. : в 2-х ч. / Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ. – Ч. 2. – С. 99–102.
  62. Степанова, Н.А. Динамика развития личности младшего школьника / Н.А. Степанова // Воспитание школьников. – 2011. – № 10. – С. 36–39.
  63. Сырицына, С.И. Особенности физического и умственного развития младших школьников / С.И. Сырицына // Директор школы. – 2009. – № 4. – С. 74–80.
  64. Таркина, Т.И. Формирование аналитического мышления у учащихся начальных классов : приемы работы с текстом / Т.И. Таркина // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – № 9. – С. 73–75.
  65. Тинчурина, В.В. роблемные ситуации валеологического содержания / В.В. Тинчурина // Инструктор по физкультуре : науч.-практ. журн. – 2013. – № 7. – С. 111–121.
  66. Фарбер, Д.А. Младший школьник : развитие мозга и познавательная деятельность / Д.А. Фарбер ; Центр образования и здоровья М-ва образ. Рос. Федерации, Ин-т возрастной физиологии РАО. – М. : Вентана-Граф, 2004. – 29, [2] с.
  67. Хухлаева, О.В. Младший школьный возраст как основа формирования учебной активности ребенка / О.В. Хухлаева // Вестник практической психологии образования : научно-методический журнал / ред. И.В. Дубровина, О. Решетникова. – 2009. – № 2. – С. 73–79 ; – № 3. – С. 45–50.
  68. Щербаков, А. На занятии – проблемные ситуации / А. Щербаков // Учитель. – 2010. – № 6. – С. 82–83.
  69. Юркина, С.В. Место проблемной ситуации в обучении младших школьников / С.В. Юркина // Начальная школа плюс до и после : науч.-метод. и психолого-пед. журн. – 2009. – № 8. – С. 29–32.
  70. Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Л.И. Ягодко // Начальная школа плюс До и После. – 2010. – № 1. – С. 36–38.