Идейно-духовные основы башкирского молодёжного движения

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: 9

Ключевые слова: молодежное движение Башкортостана до 1917 г.


Башкирское молодёжное движение так же, как молодёжные движения других народов нашего края, зародилось и развивалось в условиях кризисов, революций и войн. В последнее время начали появляться публикации по истории и современного состояния башкирского молодёжного движения, что, конечно, вносит существенное пополнение в историографию истории Башкортостана [2, 3, 4].

Идейной основой организации молодого поколения, нравственного воспитания и просвещения молодёжи и юношества являлись идеи и практическая деятельность таких деятелей и просветителей, как И.Н.Ульянов, И.Я.Яковлев, Ш.Марджани, К.Насыри, М.Уметбаев, М.Акмулла, Р.Фахретдинов, П.П.Глезденёв, М.Баишев и др. [1, c. 96] Взглядам этих мыслителей были присущи прогрессизм, позитивизм, здравый смысл, осознание необходимости светского образования, свободного от религиозного фанатизма и начётничества. Это были предвестники общественного прогресса и радикальных перемен, более того, неизбежных социальных бурь.

К середине XIX столетия в социальной истории народов России наступает переломный период – период коренных реформ, существенного обновления и в некоторой степени эмансипации личности подданных империи, в том числе молодёжи. Начинается интеграция башкир в гражданское общество, происходит формирование национальной интеллигенции и интеллектуализация башкирского социума. Этот период с полным основанием на то можно назвать эпохой башкирского просвещения.

Конечно, башкирское просветительство развивалось под непосредственным влиянием великой русской культуры и передовой общественной мысли. Так, ещё во второй половине XVIII в. проявил себя башкир Миндияр Бикчурин (Бекчурин), служивший российскому государству. Он, коллежский асессор, составил в 80-е гг. XVIII в. первый русско-башкирский словарь.

Во второй половине XIX в. наиболее известными деятелями башкирского просвещения были Мирсалих Бикчурин (1819-1887), Альмухамет Куватов (1827-1888), Мифтахетдин Акмулла (1831-1895), Мухаметсалим Уметбаев (1841-1907) и др. Взглядам этих мыслителей присущ здравый смысл и осознание необходимости светского образования, свободного от религиозного фанатизма и мракобесия. Они все выступают как просвещённые мусульмане, как здравомыслящие последователи ислама, не противопоставлявшие религию науке и образованию.

Известный башкирский просветитель, выдающийся поэт М.Акмулла, широко известный во всём тюркском мире (особенно у татар, казахов, каракалпаков и узбеков), большое внимание в своём творчестве уделил морально-этической проблематике. Осмысливая окружающую действительность через призму нравственных оценок, Акмулла выходил к широким философским обобщениям. В назидательно-дидактических стихах поэта, порой граничащих с морализаторством, весьма близких по смыслу к рубаятам Омара Хаяма, видно высокое уважение к человеку, сочувствие его судьбе, сострадание бедным и немощным, а его поучения говорят о желании помочь людям освободиться от духовного и материального порабощения.

Первоначальной формой башкирского молодёжного движения, как у большинства народов России, были союзы учащейся молодёжи, сплотившие многочисленные кружки, разнообразные объединения учащихся (шакирдов и талибов) и молодых учителей (мугаллимов) мусульманских и других учебных заведений. По численности молодая национальная интеллигенция и учащиеся намного уступали крестьянской и рабочей молодёжи, тем не менее представляли собой самую активную и социально дееспособную силу общества. Главными центрами башкирского молодёжного движения были медресе «Хусаиния» (Оренбург), «Расулия» (Троицк), «Галия» (Уфа), а также медресе и мектебе крупных сельских поселений (Асян, Ахун, Бурай, Кармаскалы, Кузян, Стерлибаш, Утяк и др.). Многочисленные мелкие объединения и кружки мусульманской молодёжи Оренбургской, Уфимской, Самарской губерний вели, как правило, культурно-просветительную работу среди башкирского населения. Но уже многие молодые башкиры задумывались о путях достижения национального освобождения и оптимального социально-политического устройства своей нации.

Подъём национально-освободительной борьбы народов после Февральской революции 1917 г. создал предпосылки для развёртывания массового движения национальной молодёжи. Отделение от общемусульманского движения и формирование самостоятельного башкирского национального (по сути революционно-демократического) движения и провозглашения 15 (28) ноября 1917 г. территориальной национальной автономии Башкортостана в составе демократической (к тому времени уже ставшей советской) России позволили приступить к формированию самостоятельного Союза («Берлек» - Объединения) башкирской молодёжи. 18 (31) декабря 1917 г., в ходе работы III Всебашкирского (Учредительного) курултая его молодые делегаты и представители мусульманской молодёжи г. Оренбурга и башкирских волостей губернии объявили о создании Союза башкирской молодёжи под названием «Тулкын» («Волна») [4, c. 38]. Весной-летом 1918 г. союзы татаро-башкирской молодёжи появились в Челябинске, Орске, Стерлитамаке, Бирске, Бугульме и др. местах [2, с. 183].

Большинство башкирской молодёжи поддерживало национальное Башкирское правительство, лидеров и идеологов Башкирского национального движения. Даже и после перехода на сторону Советов, национальные союзы молодёжи придерживались идеологии ненасильственного национализма, вытекающий из теории и практики «национального коммунизма» («исламского социализма») М.Х.Султангалиева и А.-З.А.Валидова. Однако неразработанность теоретических основ этой идеологии и преобладание конфронтационного мышления в обществе в условиях гражданской войны и диктатуры компартии не позволили башкирскому молодёжному движению иметь в дальнейшем собственные идеологические установки.

Литература

 1. Масалимов Р.Н. Культурно-просветительная работа союзов молодежи в Поволжье и на Урале (конец XIX – первая четверть ХХ в.) // Бирская старина. – 2009. – № 2. – С. 96-107.

2. Масалимов Р.Н. Докомсомольская история молодёжного движения в Башкирии // Башкиры в составе Российской Федерации: история, современность, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2. – Уфа, 2010. – С. 181-184.

3. Масалимов Р.Н., Кулбакова Л.А. Особенности молодёжного движения в Поволжье и на Урале (1901-1918 гг.) // Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность: Материалы II Межрегиональной  научно-практической конференции молодых учёных. – Уфа, 2008. – C. 88-91.

4. Хайдаршина И.А. Союз башкирской молодежи «Тулкын» (1917-1919 гг.) // Проблемы отечественной и всеобщей истории. – Бирск, 2013. – C. 37-40.