Упражнения применяемые для снятия зрительных и нагрузок

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дошкольники, гимнастика для глаз


Развитию зрительного восприятия в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание. Упражнения для глаз отличный помощник в борьбе за хорошее зрение. Задачей гимнастики для глаз является формирование четкого представления о том, что о зрении необходимо заботиться постоянно. Если делать гимнастику ежедневно, то это повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, снимает зрительное напряжение глаз. Когда дети проводят упражнения для глаз, педагоги используют различные ориентиры (шарики разного цвета, колпачки любых размеров, матрешки, колокольчики и др.), дети их могут надеть на руки. Применение этих предметов позволяет детям сконцентрировать взгляд на предмете, перевод его с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, ориентировку в окружающем пространстве. При монокулярном зрении все предметы, которые попадают в поле зрения человека, воспринимаются одним органом зрения. Дети с таким зрением более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом, не напрягая зрения. Гимнастику для глаз необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 5-7 минут. Также упражнения можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов. Для профилактики зрительных расстройств и для восстановления зрения часто  применяется методика Аветисова Э.С. Она состоит из трех основных групп упражнений.

Первая группа (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

  • Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
  • Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
  • Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Вторая группа (для укрепления мышц)

  • Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
  • Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
  • Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз.

Третья группа (для улучшения аккомодации)

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

  • Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.
  • Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так – 6-8 раз.
  • Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз и так 10 раз.

Гимнастика для глаз в стихах

«МЯЧ»

Мой веселый, звонкий мяч, (посмотреть влево – вправо)
Ты куда помчался вскачь? (посмотреть вниз – вверх)
Красный, синий, голубой, (круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз)
Не угнаться за тобой. (зажмурить  глаза, потом помигать 10 раз)

«МОСТИК»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют (продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко (глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз (глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем (глазами двигают вправо-влево)

«БАБОЧКА»

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)
И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
Больше спать не захотел, (поморгать глазами)
Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки, руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)