Цели урока:
- Совершенствовать умения проверять и правильно писать слова с безударными гласными в различных частях слова.
- Вспомнить состав слова.
- Систематизировать выбор нужной орфограммы.
- Повторить звуко-буквенный (фонетический) разбор слова.
Ход урока
1. Организационный момент
Записать: число. Классная работа.
2. Актуализация знаний
Вспомним написание некоторых словарных слов.
Сейчас мы соберем в свои тетрадки урожай. Послушайте загадки, запишите отгадки.
(Дети работают в тетради.) Записываем первое слово – урожай.
1).
Он круглый и красный
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет вкусней…. (помидор)
2).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста
Если я…. (капуста)
3).
В темном тереме девица,
Наверху ее косица.
Дёрнешь за косу плутовку
И увидишь ты …. (морковку) записать МОРКОВЬ
4).
Длинный, зеленый,
Вкусен свежий и соленый. (огурец)
5).
В темноте живу все лето,
Как солдат, в мундир одета.
Меня единственную в мире
Не просто варят, а в мундире. (картофель)
6).
Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу,
«Кушай, мамочка» – скажу. (яблоко)
7).
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня.
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (земляника)
Какие слова вы сейчас записали? (Названия овощей, фруктов и ягод). Что ещё вы можете сказать об этих словах? (Это были словарные слова). Что значит словарные слова? Давайте прочитаем по слогам эти слова и назовём в них орфограммы. Вот такие «полезные» слова. Почему?
Без спорта – нет силы, без овощей и фруктов – нет здоровья. Ребята, а почему так необходимо, чтобы в рационе питания у каждого человека было как можно больше овощей и фруктов? (ответы детей). Больше всего витаминов как раз и находится в овощах и фруктах.
Физкультминутка (На интерактивной доске музыкальная физминутка)
3. Вспомнить части слова
Чтобы увидеть в слове орфограмму, надо видеть в какой части слова находится данная орфограмма. Давайте вспомним состав слова (какие части бывают у слова), разберём по составу слова, которые демонстрируются на доске, запишем их и укажем, в какой части слова находится орфограмма. Записать и разобрать по составу.
побелил; в жизни; писатель; в бочке; состав; подрос;
из проруби; дудочка; пробег; в городе; заглянул; к парте;
Сверить свой ответ с ответом на доске.
В каких частях слова мы встретили орфограмму безударная гласная? (Дети отвечают: в корне, в приставке, в суффиксе и в окончании.)
4. Повторение орфограмм безударных гласных (в разных частях слова).
Ребята, давайте вспомним, почему есть орфограммы, т. е. буквы, написание которых надо либо проверять, либо запомнить? Потому что произношение и написание слов различаются. Различается произношение как согласных, так и гласных. Посмотрите: мы говорим [вада], а пишем вода; мы говорим [дошт’], а пишем дождь; мы говорим [ч’эсный], а пишем честный. Но мы знаем, корни ПОЧТИ всегда пишутся одинаково. Написание одного слова можно проверить другим: либо этим же словом, только изменённым, либо однокоренным (или запомнить, если это словарное слово). Написание гласных (да и согласных часто) в приставках и суффиксах надо запомнить. А вот безударные окончания существительных тоже орфограмма, которую мы недавно изучили.
Сейчас мы запишем слова, которые я продиктую, на четырёх строчках. Мы должны дать НАЗВАНИЕ каждой строчке по орфограмме безударная гласная в… (приставке, корне, суффиксе, окончании). Дети по очереди говорят, в какую строчку нужно записать слово, которое я сказала, а затем диктуют, объясняя эту орфограмму.
Родная, полёт, гора, из бумаги, учитель, костёр, забег, по книге, весточка, без помощи, горизонт, просвет, беленький,
В тетради должна получиться следующая запись: (в начале строчки ставится знак, обозначающий часть слова и т. п.)
В приставке (знак): полёт, забег, просвет
В корне (знак): родная, гора, костёр, горизонт
В суффиксе (знак): учитель, весточка, беленький
В окончании (знак): из бумаги, по книге, без помощи,
Дети сверяют свою запись с записью на доске.
Дети вспоминают, окончания каких падежей являются орфограммами (родительного, дательного и предложного падежей).
5. Самостоятельная работа на листочках с последующей проверкой
Дети читают словосочетание, задают вопрос к существительному, определяют его склонение и падеж. Делают вывод, какое нужно написать в данном слове окончание.
Написал в тетрад__ (___скл., ___ п.)
купался в речонк__ (___скл., ___ п.)
салат из морков__ (___скл., ___ п.)
прыгнул с ветк__ (___скл., ___ п.)
гулял по площад__ (___скл., ___ п.)
ехал из деревн__ (___скл., ___ п.)
просил о помощ__ (___скл., ___ п.)
подошёл к рощ__ (___скл., ___ п.)
проскакал на лошад__ (___скл., ___ п.)
сидел на дерев__ (___скл., ___ п.)
ждал на пристан__ (___скл., ___ п.)
салон мебел__ (___скл., ___ п.)
7. Тренажёр (интерактивная доска) вставить пропущенную гласную.
8. Фонетический разбор
Мы уже говорили сегодня о том, что в русском языке (да и не только в русском) написание слова и его произношение часто НЕ совпадают ( и как следствие не совпадает количество букв и звуков в слове). Давайте разберём слово смеются. Листочки у вас на столе.
Смеются – ___ слога
___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ [___] – ___________________________
___ букв, ___ звуков.
9. Выполни задание (если останется время)
Ударение в русском языке, в отличие от некоторых других языков, подвижное. Грамотный человек должен знать, как правильно произносить слова, в том числе и те, которые я вам раздала.
Поставьте ударения в словах (листочки у вас на партах). Какие это слова? (Ответ – глаголы)
Задала, повторим, начал, звонит, заняла, включит, начала, задал, заняли, брала.
Проверка: дети громко читают хором слова, выделяя голосом ударные слоги:
задалА, повторИм, нАчал, звонИт, занялА, включИт, началА, зАдал, зАняли, бралА
10. Итоги урока: рефлексия
Ответьте мысленно на вопросы, которые я буду вам задавать. Загибайте пальчики при ответе: «Да».
- Я могу объяснить, в каких частях слова может быть безударная гласная?
- Я помню написание гласных в приставках?
- Я умею определять склонение и падеж существительных?
- Я умею выполнять фонетический разбор?
- Я умею подбирать проверочные слова, проверяя безударную гласную в корне?
- Я умею правильно ставить ударение в глаголах?
- Я внимательно слушал учителя и одноклассников?
- Я активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы?
- Я восемь раз ответил «Да»! Я – МОЛОДЕЦ!!!