Пояснительная записка
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у некоторых появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Как помочь человеку уже с детства находить опору в самом себе? Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В.Дубровиной, понимающей под этим «аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».
Обобщенный портрет психологически здорового человека – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А также гармония между человеком и окружающими людьми.
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт работы показывает, что не у всех детей в старшем дошкольником возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т.д.).
Предлагаемая система занятий направлена на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника, которая является первоосновой его психологического здоровья.
Цель: психологическая поддержка и развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников.
Задачи:
- способствовать самопознанию детей, осознанию своих характерных особенностей;
- обучать детей положительному отношению к самому себе и принятию других людей;
- развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- обучать детей рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии;
- способствовать гармонизации эмоционального состояния детей.
Программа развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста состоит из трех разделов.
- Первый раздел – «Какой Я?» — предусматривает осознание ребенком своей уникальности, развитие навыков самообладания и самоанализа, воспитание уверенности в себе.
- Второй раздел — «Мои эмоции и чувства» — направлен на знакомство с эмоциями человека, обучение опознаванию своих эмоций и эмоциональных реакций окружающих, а также конструктивным способам снятия напряжения, связанного с отрицательными эмоциями.
- Третий раздел – «Я и мои друзья» — направлен на формирование навыков совместной деятельности, умений устанавливать и поддерживать контакты, обучение навыкам бесконфликтного поведения.
Программа рассчитана на два учебных года и включает 60 занятий: 30 занятий в старшей группе и 30 занятий в подготовительной. Занятия проводятся в форме тренинга по 25–30 минут.
Тематический план занятий. Подготовительная группа
Раздел |
Тема |
Задачи |
Время проведения |
Какой Я?
|
1. «Каждый привлекателен по-своему» |
Дать возможность детям осознать отношение к себе, своей внешности, своим особенностям и способностям. Поддержать положительную самооценку каждого ребенка. |
1 неделя октября |
2. «Мой внутренний мир» |
Помочь осознать свои желания, чувства, осознать свои физические и эмоциональные ощущения. Развивать внимание к себе. Воспитывать положительный образ своего «Я». |
2 неделя октября |
|
3. «Рисунок имени» |
Способствовать идентификации ребенка со своим именем, формированию у него позитивного отношения к своему «Я». Стимулировать творческое самовыражение. |
3 неделя октября |
|
4. «Каким я был, каким я стал…» |
Помочь детям осознать изменения, которые происходят с ними по мере их взросления. Развивать интерес к себе. |
4 неделя октября |
|
5. «Деревья-характеры» |
Помочь детям в раскрытии ими своего «Я». Формировать умение выражать характер с опорой на художественное изображение. |
1 неделя ноября |
|
6. «Я все знаю и умею» |
Помочь преодолеть неуверенность в себе, страх самостоятельных действий. Развивать у детей умение вступать в контакт с другими людьми для совместных действий. |
2 неделя ноября |
|
7. «Я и мое тело» |
Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение. Снять мышечное напряжение. Развивать умение познавать собственное тело. |
3 неделя ноября |
|
8. «Какие мальчики – какие девочки» |
Развивать навыки общения между мальчиками и девочками. Воспитывать этикетное поведение. |
4 неделя ноября |
|
9. «Я и другие» |
Способствовать повышению самооценки, гармонизации внутреннего состояния. Формировать чувство принадлежности к группе. |
1 неделя декабря |
|
10. «Понимаю себя – понимаю других» |
Развивать наблюдательность и внимание к себе и другим. Воспитывать эмпатию. |
2 неделя декабря |
|
Мои эмоции и чувства
|
11. «В царстве положительных эмоций» |
Закреплять умение выразительно изображать радость, удивление, удовольствие. Формировать умение сотрудничать с другими. Способствовать повышению положительного эмоционального тонуса. |
3 неделя декабря |
12. «Когда опасен гнев?» |
Способствовать осознанию отрицательных эмоций. Обучать конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. |
4 неделя декабря |
|
13. «Учимся справляться с чувством обиды» |
Помочь осознать чувство обиды. Продолжать знакомить со способами управления отрицательными эмоциями. |
3 неделя января |
|
14. «Тревога» | Формировать умение понимать и осознавать свои эмоции и чувства и эмоциональные состояния других. Помочь преодолевать тревожность. Помочь справиться со своими страхами. | 4 неделя января | |
15. «Зачем человеку чувство стыда?» | Обучать осознанию травмирующих факторов с целью понижения их значимости. Познакомить со способами релаксации для снятия напряжения. | 1 неделя февраля | |
16. «Отвращение | Познакомить с эмоцией отвращения. Учить различать эмоции стыда и отвращения на пиктограммах и в сюжетных картинках. | 2 неделя февраля | |
17. «Волшебная страна чувств» | Развивать у детей умение передавать свои чувства с помощью цвета. Исследование психоэмоционального состояния детей. | 3 неделя февраля | |
18. Мимические проявления эмоций | Продолжать учить распознавать различные эмоции по мимике, пантомимике, интонации голоса. | 4 неделя февраля | |
19.Умей понять | Дать понятие о различной степени интенсивности эмоций | 1 неделя марта | |
20. Наши чувства и поступки | Показать взаимосвязь между эмоциями и поступками. Продолжать обучать способам снятия напряжения, связанного с отрицательными эмоциями. | 2 неделя марта | |
Я и мои друзья
|
21. «Дружба» | Способствовать формированию дружеских отношений. | 3 неделя марта |
22. «Нужно ли учиться дружбе?» | Развивать у детей способность чувствовать эмоциональное состояние других. Учить дорожить дружбой. | 4 неделя марта | |
23. «Друг познается в беде» | Развивать у детей способность к сопереживанию, состраданию. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
1 неделя апреля | |
24. «Ссориться не будем!» | Способствовать развитию у детей навыков бесконфликтного поведения. | 2 неделя апреля | |
25. «Как положено друзьям, все мы делим пополам…» | Развивать у детей умение конструктивно общаться друг с другом. | 3 неделя апреля | |
26. «Какие чувства мешают дружбе?» | Формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. | 4 неделя апреля | |
27. «Одиночество» | Помочь понять, что такое одиночество. Обсудить проблемы понимания человека человеком. Воспитывать внимательное отношение к окружающим. | 1 неделя мая | |
28. «Эмпатия» | Развитие позиции безусловного принятия себя и другого человека как личности. Помочь осмыслить трудности общения между людьми. | 2 неделя мая | |
29. «Круг друзей» | Формировать ценностное отношение к себе и окружающим. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | 3 неделя мая | |
30. «Я и мы» | Учить действовать согласованно. Развивать у детей чувство единства, сплоченности. | 4 неделя мая |
Литература
- Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. - СПб.: Речь, 2006.
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М: Просвещение, 2005.
- Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М: ТЦ Сфера, 2007.
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир. М: ТЦ Сфера, 2007.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под редакцией А.В.Можейко. – М: ТЦ Сфера, 2009.
- Романюта В.М. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М: АРКТИ, 2007.
- Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Д: Феникс, 2007.
- Семенака С.И. Уроки добра. М: АРКТИ, 2002.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.