В гостях у прилагательного "Добрый" (повторение по теме «Имя прилагательное»). 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: русский язык, Имя прилагательное


Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное».

Задачи:

  • Знакомство учеников с технологией проектной деятельности на этапе закрепления материала по теме «Имя прилагательное».
  • Способствовать формированию культурных интересов и потребностей учеников, формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление, устную и письменную речь, привитию навыков работы со словарями, само- и взаимопроверки. 
  • Воспитывать у учащихся любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории русского языка; добрые чувства…

Ход урока

План

  1. Слово учителя (2)
  2. Запись темы (2)
  3. Цель, задачи (2)
  4.  Индивидуальная работа – виды разборов (5)
  5. Взаимопроверка/Самопроверка (2)
  6. Работа с краткими прил (3)
  7. Физ.разминка (2)
  8. Осуществление проектной деятельности (3)
  9. Презентация проектов (7)
  10. Рефлексия (2)

Учитель: Родной язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых.

Прочитайте тему урока. Запишите дату и тему в тетрадь. (Шестое – шесть)

- Как вы думаете, какая цель стоит перед нами, какие задачи нам надо решить?

(Действительно, на уроке мы должны закрепить материал по теме Причастие. Задача не из легких. Но нам поможет справочная литература, словари.

Уважаемые творческие группы, Вам предлагается необычное творческое задание: подготовить страницы энциклопедии слова ДОБРЫЙ.

Каково лексическое значение слова Энциклопедия.

(Научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.)

- К какой части речи относится слово Добрый? Что такое имя прилагательное?

С  словом добрый мы встречаемся и в пословице

  • Добр… дело питает разум и тело.

- Объясните написание окончания прилагательного.

- Как вы понимаете эту пословицу?

(ученики записывают предложение в тетрадь)

Каждый из вас может выбрать задание, которое вызывало трудности на предыдущих уроках.

По 1 от команды выполняет работу на доске.

1 гр. Фонетический разбор (доброе),

2 гр. Морфемный разбор, подбор однокоренных слов,

3 гр. Синтаксический разбор предл.

4 гр. Морфологический разбор(Доброе дело – прилаг. Дело (какое?) доброе

Н.Ф. добрый; в ср. р., в и.п..., во ед.ч.

Дело (какое?) доброе

5 гр. Образовать краткую форму прилагательного доброе.,

(Каждый работает в тетр., 1 на листе, )

Показывается на экране. (самопроверка и взаимопроверка)

- Пишется ли у кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак?

Подберите краткие прилагательные к словосочетаниям:

  • Добрый человек (хорош)
  • Добрый молодец (пригож)

(Даны слова для справок: пригожий, хороший)

Физзарядка

- Уважаемые творческие группы, через 3 мин. Вы должны рассказать все, что знаете о слове добрый, составить страничку к энциклопед.,  используя словари, которые у вас находятся.

1 ком. «Толковый словарь русского языка» С.Ожегов.

2 ком. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.Даль.

3 ком. «Словарь синонимов» под ред. Писарева.

4 ком. «Словарь антонимов русского языка» М.Р.Львов.

5 ком. «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова.

- Итак, слово 1 творческой группе

Выступает 1 творч. группа

- А теперь попробуйте догадаться, о ком идет речь. Этот человек не был филологом по образованию, но стал им по призванию, любил и понимал родной язык. (В.Даль)

Выступает 2 творческая группа

- Когда пишешь, готовишься к выступлению приходится искать более точное слово. И здесь вам поможет словарь синонимов. А знаете ли вы, что такое синонимы?

Выступление 3 творч. группы

- Случается, что и враг дает полезный совет. А противниками в русском языке называются антонимы. Что такое антонимы? С антонимами слова добрый вас познакомит 4 творч. группа

Выступление 4 творч. группы

- А что нам скажет 5 творч. Группа, которая работала с фразеологическим словарем.

Выступление 5 творч. группы

- Из зала поступила записка. Почему для создания энциклопедии взяли слово ДОБРЫЙ? А как вы думаете почему? Это и будет вам домашним заданием.

  • Размышление «Почему для создания энциклопедии взяли слово ДОБРЫЙ?»
  • Размышление Как вы понимаете пословицу «Доброе дело питает разум и тело»?

- Вот мы и создали энциклопедию, в которую может заглянуть каждый, чтобы еще раз узнать о правильном правописании окончаний имен прилагательных, о правописании  прилагательных полных и кратких, о синтаксической роли этой части речи. Привыкайте заглядывать в словари, когда вам не ясно значение слова. Не жалейте времени для этого.

ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

  • Что нового узнали на уроке?
  • Кто получил «5» за выполнение самостоятельной работы?
  • Кому, по вашему мнению, есть что повторить к следующему уроку?
  • Кто считает, что поработал на уроке хорошо?
  • Работа какой группы понравилась больше всего?
  • Кому сегодня понравилась работа на уроке?