Совершенствование педагогических технологий занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования. Информатизация образования сегодня является необходимым условием поступательного развития общества.
Актуальность применения новых информационных технологий обусловлена, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, которая требует от педагога исследовательского, креативного подхода к обучению, формированию критического мышления, информационной компетентности и культуры. В настоящее время, со стремительным нарастанием объема информации, знания сами по себе перестают быть самоцелью, они становятся необходимым условием для успешной социализации личности и ее реализации в профессиональной деятельности.
Сейчас разрабатывается множество информационных сервисов, которые педагогические работники могут внедрять и успешно использовать в своей профессиональной деятельности.
Одним из таких многообещающих направлений идущих в ногу со временем быстро развивающихся информационных технологий являются «облачные технологии». Под «облачными технологиями» (англ. Cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. В большинстве случаев этот термин означает сеть компьютеров, обеспечивающих работу определённой системы, предоставляющей потребителю услуги в виде пользования программным обеспечением или хранения данных. Облачные сервисы конкурируют между собой, предлагая более удобные и выгодные условия даже для бесплатных аккаунтов. Их количество стремительно растет. Изменяется их внешний вид, функциональные возможности, технические требования к программному обеспечению увеличиваются. Исходя из этого, «облачные технологии» можно классифицировать по функциональным задачам, которые они решают:
- хранение и синхронизация файлов;
- хранение закладок и заметок;
- рабочее место как услуга;
- данные как услуга;
- программное обеспечение как услуга.
Какова возможность и целесообразность применения данных технологий в образовательном процессе современной школы?
Технические характеристики современного аппаратного обеспечения совершенствуются практически ежедневно, что не позволяет школам обновлять свою материальную базу в соответствии с меняющимися вычислительными возможностями современных компьютеров и обеспечивать образовательный процесс последними новинками компьютерной техники. Такая же проблема обстоит и с программным обеспечением, предполагающим большие материальные затраты на поддержание соответствующего информационного обслуживания обучающихся. Эту проблему позволяют решить «облачные технологии».
Наиболее распространенной системой сервисов на основе технологии облачных вычислений, которую можно использовать в образовательном процессе, является система сервисов Google. Рассмотрим данную систему более подробно. Сервисы Google - это web-приложения, предоставляющие участникам образовательного процесса инструменты, использование которых позволяет повысить эффективность обучения и осуществлять совместную работу. В пакет входит большой набор веб-приложений Google, в том числе G-mail, Google Диск, Google Календарь, Google Документы, Google Презентации и др.
Использование сервисов Google (Документы и Презентации) дает возможность осуществлять совместную проектную деятельность в малых и больших группах. Например, при изучении темы: «История развития вычислительной техники» я предлагаю ребятам создать проект «История развития вычислительной техники», для которого необходимо самостоятельно изучить теоретический материал, используя информационные ресурсы сети Интернет по данной теме, подобрать иллюстрации и видео, исследовать области применения ВТ в своей школе, создать презентацию. Задание выполняется по группам. Подобная работа позволяет обсуждать в группах возникающие идеи, осуществлять совместное редактирование в режиме реального времени каждым из участников проекта, при выполнении заданий идет совместная подготовка текстовых файлов и презентаций, публикация результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб-страниц, выполнение практических заданий на обработку информационных объектов. Аналогичную работу можно проводить и среди педагогов при работе над методической темой образовательного учреждения, обсуждая результаты работы на педагогических советах, методических объединениях и т.д.
С помощью Сервис Google (Таблицы) можно создавать сводные таблицы и графики с последующим анализом полученных данных,а также отслеживать этапы выполнения каждого задания, проводить индивидуальные и совместные практические работы по различным школьным дисциплинам. Для проверки хода выполнения заданий участник мероприятия размещает ссылку на выполненную работу, тем самым открывая доступ для просмотра каждому у кого есть ссылка. Руководитель оценивает работу, остальные могут оставить комментарий. Приведу пример, как использовать данный сервис для обучающихся. Предлагаю создать сводную таблицу «Носители информации» (виды носителей, их характеристики, способы записи и считывания информации) при изучении темы: «Оперативная и долговременная память». Я готовлю исходную таблицу и предоставляю учащимся право доступа к ней. Они могут работать индивидуально или в малых группах: искать информацию в сети Интернет и заполнять таблицу. В качестве домашнего задания можно предложить дополнить полученную таблицу иллюстративным материалом.
Использование сервиса Google (Формы) предоставляет учителю возможность создавать интерактивные тесты с разными типами вопросов с применением специальных форм в документе, организовать викторину, создать опросы для участников образовательного процесса. Такую же возможность представляет и другой образовательный портал LearningApps, он позволяет для каждого класса создать в «облаке» папку, в которую размещаются разнообразные задания(викторины, тесты, игры, видеоматериалы) для обучающихся, которые можно использовать на любом этапе урока.
Планирование учебного процесса средствами сервиса Google Календарь позволяет создавать расписание теоретических и практических занятий, консультаций, напоминать о контрольных и самостоятельных работах, сроках сдачи рефератов, проектов, информировать обучающихся о домашнем задании или переносе занятий.
На базе рассмотренных сервисов сформулируем дидактические возможности облачных технологий, подтверждающие необходимость их внедрения в образовательный процесс современной школы:
- возможность организации совместной работы учителей и учащихся;
- быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из- за отсутствия территориальной привязки;
- организация интерактивных занятий и коллективного преподавания;
- организация разных форм контроля;
- выполнение учащимися самостоятельных работ, в том числе коллективных проектов, в условиях отсутствия ограничений на «размер аудитории» и «время проведения занятий»;
- создание web-ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях;
- интерактивный доступ к инструментам моделирования и информационным ресурсам;
- организация доступа к разработке и распространению прикладных моделей.
Облачные технологии дают альтернативу обычным формам организации учебного процесса, создавая условия для индивидуального преподавания, интерактивных занятий и коллективного обучения.
Таким образом, введение облачных технологий не только повысит качество и эффективность образовательного процесса, но и подготовит школьника к жизни в идущем в ногу со временем информационном сообществе.
Литература
1. Софронова Н.В., Бельчусов А.А. Использование облачных вычислений в дистанционном образовании // Педагогическая информатика. – 2011. – № 4. – С. 32–38.
2. Хоружников С. Э. Облачные сервисы на современном этапе развития ИТ-технологий // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - № 11. стр. 26-28.
3.Иванов Р.Н. Перспективы использования облачных баз данных в системе образования // Информатика и образование .- 2013.- № 7. - С. 80.