Планирование и организация образовательного процесса по иностранным языкам в начальной школе с учетом требований ФГОС

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: ФГОС, оценка учебных достижений, Портфолио


Воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках — это важнейшие задачи современной школы, успешное осуществление которых во многом зависит от основ, заложенных в начальной школе.

В соответствии с приказом об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного (полного) общего образования, подписанного министром образования РФ от 17 мая 2012 года, государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших основную образовательную программу, будет проводиться в форме единого государственного экзамена по окончании 11 класса в обязательном порядке по учебным предметам:

  • Русский язык
  • Математика
  • Иностранный язык.

Таким образом, возрастает роль предмета «Иностранный язык», меняются ценностные ориентиры, возникает новая система оценки достижения планируемых результатов учащихся. Все эти особенности ФГОС требуют внесения изменений в организацию обучения иностранному языку.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения и новые примерные программы закрепляют линию на раннее обучение, что положительно скажется на развитии не только иноязычной коммуникативной компетенции, но и общей коммуникативной компетенции учащихся, а также позволит достичь более высоких личностных и метапредметных результатов обучения. Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Поэтому изучение предмета «Иностранный язык» в начальной школе направлено на решение следующих задач:

  • формирование представлений об иностранном языке как средстве общения;
  • расширение лингвистического кругозора младших школьников;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру;
  • развитие личностных качеств младшего школьника,
  • развитие эмоциональной сферы;
  • приобщение младших школьников к новому социальному;
  • духовно-нравственное воспитание школьника;
  • развитие познавательных способностей;
  • формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности.

Таким образом, иностранный язык как учебный предмет имеет большой воспитательный потенциал, что в полной мере учтено при разработке современных УМК для начальной школы, где значительное место уделено формированию ценностных ориентиров и эстетических идеалов в соответствии с ФГОС.

Содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов. Достижение предметных результатов осуществляется за счёт освоения предмета «Иностранный язык», поэтому предметные результаты также сгруппированы отдельно и даются в наиболее развёрнутой форме.

Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

  • общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
  • осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
  • знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

На мой взгляд, реализация цели приобщения детей к новому социальному опыту осуществляется через знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с детским фольклором и доступными образцами художественной литературы стран изучаемого языка. В настоящее время во все учебники включены задания, реализующие принцип диалога культур. Для младших школьников выбран прямой приём: переписка между персонажами (российскими, австралийскими, британскими, американскими, германскими, французскими сверстниками), которая позволяет наглядно сопоставлять схожие типовые ситуации в каждой из культур. Дети учатся выделять культурные реалии, имеющие отношение к жизни российских школьников и их зарубежных сверстников, запоминать особенности речевого поведения в каждой языковой среде. Так для достижения поставленной цели в своей работе можно использовать мультимедийные презентации.

Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:

а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

б) освоение учащимися межпредметных понятий.

Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими,
  • развитие коммуникативных способностей школьника,
  • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
  • развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
  • формирование мотивации к изучению иностранного языка;
  • овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.).

Достичь желаемых результатов возможно, на мой взгляд, используя в своей работе различные способы в поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Также учащихся необходимо привлекать к участию в различных творческих конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференций, и т.д.

Формирование коммуникативной компетенции основывается на развитии навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, умении осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, что является одним из важнейших метапредметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования, обозначенных ФГОС начального общего образования. В начальной школе социокультурные знания и умения формируются несколькими способами. Прежде всего, в своей работе с маленькими детьми, мы используем рифмовки, считалки, детские стихи.

Тексты сопровождаются большим количеством иллюстраций, в том числе и сюжетных, отражающих бытовые и культурные реалии стран изучаемого языка и России. В книгах для учителя есть комментарии к темам, помогающие ввести детей в ситуацию, с акцентом на значимой для данной ситуации культурологической информации. Таким образом, постепенно расширяется фоновая культурная информация о странах изучаемого языка.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:

  • приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме;
  • освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
  • сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

В соответствии с Примерной программой по иностранному языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам:

  • коммуникативной,
  • познавательной,
  • ценностно-ориентационной,
  • эстетической и трудовой.

Развитие всех этих сфер, а так же личности ребёнка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном этапе обучения наиболее эффективно происходит в игре. Игры направлены на активизацию изучаемого материала, но коллективный характер их проведения, акцент на участии школьника в любой форме и с любым результатом служит воспитанию эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Работая на достижение всех результатов, в своей работе необходимо уделять внимание правильному построению хода урока.

Начало урока - постоянный этап урока, он длится не более 5 минут. Начало урока должно включать в себя организацию выполнения учащимися серии речевых упражнений по усвоенному языковому и речевому материалу с целью введения учащихся в сферу иностранного языка.

Второй этап – организация контроля знаний, навыков и умений учащихся, приобретенных ими в процессе выполнения домашнего задания. На данном этапе выполняется четкая система упражнений с применением активных форм и режимов работы, с широким использованием наглядных средств, технических средств обучения, дополнительного дидактического материала.

Третий этап – основная часть – постоянный этап урока, длится 20-25 минут. На данном этапе организовано выполнение упражнений с опорой на тексты учебника, учебные речевые ситуации, технические средства обучения, дополнительный дидактический материал с использованием межпредметных связей, применением эффективных приемов, форм, режимов работы. Это могут быть этапы:

  • ознакомление с соответствующим языковым материалом по теме урока;
  • тренировка использования языкового и речевого материала;
  • применение языкового и речевого материала по конкретным видам речевой деятельности;
  • организация аудирования учащимися текста в предъявлении учителя (звукозаписи);
  • организация монологических, диалогических высказываний учащихся;
  • организация чтения учащимися текста вслух, про себя.

Домашнее задание – четвертый, постоянный этап. Он длится 3-5 минут. На данном этапе организована запись домашнего задания на доске, в дневнике, задание четко объяснено, предъявлен образец выполнения.

Пятый этап – заключительный этап – постоянный, длится 2-3 минуты. На данном этапе производится подведение итогов работы на уроке.

Первые уроки английского языка в начальной школе следует планировать с учетом возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Очень важно на первых уроках английского языка в начальных классах заинтересовать ребенка в изучении предмета так, чтобы у него было постоянное желание присутствовать на уроках, получать новые знания, радоваться своим успехам в овладении иноязычной речью.

Младший школьный возраст в силу специфики ведущей для этого возраста деятельности – игры, позволяющей сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы, дает возможность уже на раннем этапе реализовать коммуникативную направленность обучения. Поэтому первые уроки английского языка в начальной школе должны быть оснащены серией интересных игр. Обучение иностранному языку в раннем возрасте способствует формированию всесторонне развитой, гармоничной личности, развивает языковые способности детей и обеспечивает более прочное усвоение иностранного языка в дальнейшем обучении. На уроках введение и закрепление языкового материала, речевых образцов происходит в игре. Благодаря игре дети усваивают материал осознанно.

На первых уроках иностранного языка учитель должен развивать умение учащихся логично и последовательно строить речь. В этом возрасте происходит переход к смысловому запоминанию. На уроках иностранного языка с этой целью используются иллюстрации к рассказам или стихам, работа с серией картинок, отражающих сюжетное развитие того или иного содержания. На уроках английского языка в этом возрасте следует специально обучать способам заучивания языкового и речевого материала, распределять по времени и изменять способы его повторения.

Одна из задач школы на современном этапе – научить детей учиться, так как ребенок, не научившийся учиться в младших классах, в средних часто оказывается отстающим. В начальной школе одним из путей развития самостоятельности учеников может стать их самостоятельная работа.

В образовательных стандартах второго поколения большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. В рассмотрении соотношения внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования и роли итоговой оценки выпускников начальной школы подчёркивается, что оценка включает две составляющие. С одной стороны, это «накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов». С другой стороны, это «оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы».

Такой подход применим не только к итоговой оценке выпускника начальной школы, но и к оцениванию достижения планируемых результатов в каждый отдельный период обучения (учебный год или четверть). Так, при подведении итогов каждой четверти (или учебного года в целом) необходимо принимать во внимание накопленные оценки (работу учащегося в оцениваемый период), результаты теста на самопроверку, результаты четвертной (годовой) контрольной работы.

С точки зрения современных подходов к оцениванию, «оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях». В портфолио учеников начальной школы рекомендуется включать выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Желательно, чтобы портфолио ученика велось в течение всех лет обучения. Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник организует содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог дает рекомендации, какие материалы могут его наполнять.

Варианты портфолио являются одним из компонентов современных УМК по иностранному языку.

Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте. Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфолио.

Таким образом, современные подходы к оценке достижения планируемых результатов по иностранному языку включают в себя уровневую дифференциацию на основании накопительной системы оценивания через портфолио.