Формы и методы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад. Поэтому вопросу один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М.Аскарина всегда приводит один и тот же пример «садовник собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает его, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется».

А теперь обратимся к ребенку. Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни малыша. Все охают, причитают, волнуются за него, но не более того! И вот без всякой предварительной подготовки его приводят в детский сад, оставляют его одного среди незнакомых взрослых в новой обстановки для него. Его страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит его в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерываются, его окружают чужие люди, в незнакомой обстановке трудно ориентироваться. Проявляется инстинкт самосохранения и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами. Малыш плачет, рыдает, требует маму, пытается убежать, отказывается от пищи. Родители поражаются изменениями в поведении своего ребенка. Страдает малыш, вместе с ним страдают и все домашние, нелегко и воспитателям группы видеть переживания крохотного человечка. Как снять эту стихийно складывающуюся стрессовую ситуацию и помочь ребенку, а также предотвратить такое в период адаптации у детей к условиям детского сада? Для этого потребуется немало усилий всех взрослых, окружающих малыша - это родителям и педагогам д/сада. Воспитатели, психологи и медицинские работники проводят специальную работу с родителями по проблеме адаптации детей к дошкольному учреждению. С родителями проводят консультации на тему: «Адаптация, пути ее преодоления»; о режиме дня в детском саду; о санитарно-гигиенических требованиях; о закаливании ребенка; о навыках, которые необходимы формировать у детей; знакомят с примерным меню детского учреждения. Родителям необходимо прислушаться к советам дошкольных работников и выполнять их для того, что бы дети привыкли к условиям проживания в детском саду с наименьшими потерями  психического и физического здоровья.

Адаптационный период условно можно разделить на этапы.

Подготовительный этап следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Этот этап подготовки проводят родители дома вместе со своими малышами. Задачи этого периода - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. В первую очередь родителям необходимо привести в соответствие домашний распорядок дня ребенка с режимом дошкольного учреждения. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т.д. Для хорошего самочувствия малыша значимы и такие моменты, как завтрак, обед, ужин, а так же сон. Ломка устойчивых стереотипов сформировавшиеся дома при кормлении и укладывании спать в дошкольном учреждении приводит, может привести к негативным реакциям у детей. Поэтому родителям следует провести соответствующую подготовку в домашних условиях и в этом плане. В это же время необходимо обратить серьезное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, раздеваться и одеваться в детском саду, не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствие. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладит остроту отрицательных эмоций.

Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками. Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и ребенок подготовлен к приходу в детсад, наступает следующий этап: к работе подключается педагог, который непосредственно будет воспитывать малыша в саду. Накануне того дня, когда ребенок впервые переступит порог группы, педагог обычно посещает его дома. Это посещение направлено на решение нескольких задач. В непринужденной обстановке есть возможность познакомится воспитателю с ребенком. Родителям следует рассказать воспитателю о своем малыше все подробно и откровенно о его: что и как он любит есть, как засыпает, как может одеваться, как любит гулять, с чем он любит больше всего играть и умеет ли играть сам, и как его дома воспитывают. Всей этой информацией воспитатель сможет потом воспользоваться, учитывая индивидуальные особенности новенького. Да и самому ребенку пойдет это на пользу. Если он вдруг вспомнит о маме, воспитатель тут же предложить ему любимую игрушку, зная, чем его легче отвлечь, успокоить. Опора на знакомое в новой обстановке поможет ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в непривычных для него условиях.

Затем наступает следующий этап, очень ответственный и сложный для всех - это приход малыша в группу. Для того педагог соответствующим образом должен подготовить группу и участок для приема детей.

  • Участок, где играют дети, должен быть красочным, чтобы они могли посидеть на скамейке, поиграть за столом, побегать на веранде и т.д. Во избежание травм следует следить, чтобы оборудование было исправным, поверхности его были гладкими и доступными для очистки.
  • Приемную и раздевательную комнату следует оформить так, чтобы поддерживать у ребенка положительный эмоциональный тонус. Здесь необходимо разместить крупные игрушки: куклы, машинки, мишки. Если выносной материал гигиеничный, яркий и удобный, то он способствует у детей развитию умений у детей действовать с природным материалом, помогает им ознакомиться с окружающим. Кроме того игрушки отвлекают детей при расставании с родителями.
  • Температура воздуха в приемной и игровой нужно поддерживать в пределах 20-22oС, в спальной -18oС. Проветривать помещение нужно обязательно, когда дети на прогулке или спят. Воздушный режим имеет большое значение для нормальной жизнедеятельности организма, влияет на активность детей, их самочувствие.
  • Одежда должна быть удобной для ребенка, не стеснять их движений, позволять детям самостоятельно раздеваться и одеваться, соответствовать времени года и климатически условиям. Чистота, приятная расцветка, нарядная деталь придают одежде красоту и привлекательность, улучшают настроение ребенка, влияют на его самочувствие.
  • Воспитателю необходимо обратить внимание на свой внешний вид. Если он аккуратно одет, то это всегда производит хорошее впечатление и располагает к общению.
  • Однако процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания зависит не только от внешнего вида воспитателя, но и прежде всего и от условий организации предметно-развивающей среды. Они должны соответствовать возрастным особенностям детей, обеспечивать их физическое, психическое, нравственное, умственное развитие.
  • Мебель надо выбирать комбинированную, те приспособленную к обслуживанию детей взрослыми и росту детей. Ее нужно расставить так, чтобы была возможность организовать игры небольшими группами. Оборудование не должно занимать много места и мешать свободному передвижению детей. В групповой комнате должны быть детские столики, стулья, диванчик, полки для игрушек.
  • Необходимо обращать внимание на подбор и размещение игрушек в каждой группе.

Первые 2-3 дня каждый визит ребенка в детский сад длится не более 2-3 часов. Можно разрешить присутствовать в группе и маме малыша. Воспитатель со своей стороны делает все возможное, что бы малыш почувствовал себя в группе уверенно. Это доброжелательное отношение к малышу, создание положительного эмоционального общения, заинтересовать малыша игрушками- из всего этого складывается деловое сотрудничество взрослого и ребенка. Чувствуя заботу со стороны воспитателя, малыш испытывает при этом чувство физической и психической защищенности. Следующие 2-3 дня малыша оставляют в саду до обеда. При этом к каждому малышу нужно подходить индивидуально и время его пребывания корректируется в зависимости от самочувствия малыша в группе и дома. Затем, исходя так же из характера поведения ребенка, его оставляют на дневной сон, а потом и на целый день. Адаптационный период считается законченным, если малыш с аппетитом кушает, быстро засыпает и во время просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Итак, чтобы адаптационный период прошел у детей безболезненно и в короткий срок воспитателям необходимо провести следующую работу:

  • провести родительское собрание с приглашением психолога, мед работников на тему: «Адаптация детей к условиям дошкольных учреждений и пути ее преодоления»;
  • составить карту готовности ребенка к поступлению в д/сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы;
  • анализируя ответы родителей дать соответствующие рекомендации по подготовке детей к д/саду;
  • организовать посещение будущего воспитанника на дому;
  • провести с родителями консультации, беседы, где знакомят их с работой детского сада, с режимом дня, с задачами работы группы, с программой воспитания и обучения детей данного возраста, дать соответствующие советы по адаптации;
  • оформить родительский уголок по адаптации (консультации, папки-передвижки).

Советы родителям в адаптационный период

1. Начать водить ребенка в ясли за месяц до выхода мамы на работу.

2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.

3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.

4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.

5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.

6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.

7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.

8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка, поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.

9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.

10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.

11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.

Уважаемые родители!

  • Если ваш малыш все еще с трудом расстается с вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша в группе.
  • Скажите ребенку уверенным и доброжелательным тоном, что вам пора идти.
  • Поцелуйте его, словно ничего не происходит, уходите не задерживаясь.
  • Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например словами: «Вижу, у вас ожидается веселый день».
  • Скажите ребенку, как он может определить время, когда вы должны за ним прийти (например сразу после обеда), и будьте точны.
  • Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.

Уважаемые родители!

Для того чтобы ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает дет/сад, чувствовать себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве:

1. До поступления в дет/сад:

  • Создать дома такие условия, которые по возможности были бы приближены к условиям дет/сада (домашний режим не следует резко менять на садовый, лучше постепенно приближать).
  • Соблюдать режим соответствия возраста ребенка.
  • Формировать навыки самостоятельности.
  • Тренировать адаптационные возможности.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
  • Побеседовать с мед. сестрой дет/сада, были ли токсикозы и заболеваемость мамы во время беременности, осложнения во время родов, рассказать о состоянии здоровья Вашего ребенка (стоите ли на учете «Д»), были ли травмы при рождении, как часто болеет, есть ли в семье другие дети, живут ли с бабушкой и дедушкой, есть ли опыт поведения в адаптационный период).
  • До поступления в дет/сад познакомиться с группой и воспитателями и рассказать о ребенке как можно больше, все, что вы особо считаете важным.

2. Во время адаптации:

  • создать дома чадящий режим (спокойная обстановка, не включать на большую громкость телевизор и т.д)
  • чаще находиться с ребенком на свежем воздухе.
  • не создавать дополнительную нагрузку на нервную систему (не ходить в гости, не приглашать гостей)
  • закрепить положительные впечатления о дет/саде, о новых друзьях, проявлять больше интереса.
  • информировать воспитателя об изменениях в его поведении, состоянии (улучшение или ухудшение), замеченных за время пребывания дома.
  • если что-либо волнует вас связанное с дет/садом не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь всеми опасениями с сотрудниками нашего учреждения.

3. Режим адаптации:

  • Мы просим Вас приходить в группу в период с 7.30 до 8.00ч. утра и забирать ребенка первые два дня в10.00ч., следующие два дня в 12.00ч., затем малыша оставляем на сон.
  • Если малыш хорошо себя чувствует в течении дня его затем оставляем на целый день.

Мы готовы прислушаться ко всем Вашим пожеланиям и советам!!

Стандартные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада для родителей

1. Убедитесь в собственной уверенности в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок чувствует, если родители сомневаются в целесообразности «садовского» воспитания, и любые их колебания использует для того, что бы воспротивиться расставанию с ними. Легче и быстрее привыкают дети у родителей, которых нет альтернативы детскому саду.

2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад. Ниже приводится примерный рассказ.

«Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек.

Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети едят, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие папы и мамы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех детей. Тебе повезло, осенью я тебя поведу туда. Нам надо подготовиться к этому. Купить тебе необходимые вещи, выучить имена воспитателей, няни и выучить правила жизни в детском саду».

3. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло - осенью он сможет ходит сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о детском саде, о том, что их малыша приняли в детский сад.

4. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет рассказ и чем чаще вы его будете повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у него: что будет делать в саду после прогулки, куда будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что будет делать после обеда? Такими вопросами вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Детей пугает неизвестность, но, когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как было и обещано, они чувствуют себя увереннее.

5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, как он сможет это сделать. Например: «Если ты хочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить» и Татьяна Николаевна нальет тебе воды. Если хочешь в туалет, скажи об этом. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Скажите малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей - тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации дома с ребенком. Например, вы – воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется, просит пить. Хорошо, если ваш малыш захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

6. Приготовьте вместе с ребенком вместе с ребенком «радостную коробку», положив туда, небольшие игрушкам, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей. Это могут быть забавные различные предметы- книги с картинками, поделки из бумаги и т.д. За лето вы наполните коробку – осенью вам проще будет отправлять вашего малыша в детский сад: с игрушкой веселей идти и проще завязать отношения с другими детьми.

7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, свои услуги.

8. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по имени. Спрашивайте о них дома. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

9. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

10. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Идеальных людей нет, но прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

11. В присутствие ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада или его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

12. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы с ним проводите меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите: «я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно, но ты у меня смелый и ты скоро привыкнешь и тебе будет интересно в саду, ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой, у тебя все получится».

13. Помните, что на привыкание к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, планы и возможности. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

14. Если через месяц ваш ребенок не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те, о которых вы забыли.

15. Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги и психологи детского сада ждут вас!