Разные способы решения текстовых задач

Разделы: Математика, Начальная школа

Ключевые слова: Текстовые задачи


Аннотация: В результате организации учебной деятельности учащихся при решении текстовых задач посредством комплексных методических приемов можно повысить коэффициент усвоения, ищущих различные способы решения.

Ключевые слова: задача, способы решения задач, методические приемы.

При составлении и преобразовании задач у ученика развивается логическое мышление, воображение, фантазия, формируется познавательный интерес к математике, развивается его творческий потенциал. Проблема заключается в отсутствии стремления учащихся к поиску разных способов решения текстовых задач.

Мною был проведен обучающий эксперимент, цель которого показать действенность определенных методических приемов на определенных этапах ее решения младшими школьниками.
Обучающимся была представлена задача:  «В две корзины собрали 37 помидоров. После того, как для засолки из этих корзин взяли поровну помидоров, в одной осталось 8, а в другой 5. Сколько помидоров было в каждой корзине?» Мы конкретнее остановимся на определенных этапах работы над задачей. Для решения другим способом используем зависимость величин и схему.

В какой корзине было больше помидоров? (В первой)

– На сколько? (На 3 помидора).

– Почему? (Так как взяли поровну, а осталось в 1–й корзине 8, а во второй 5. Это видно на схеме).

– Что можно узнать по этим данным? (Сколько помидоров было бы в двух корзинах, если количество помидоров было бы одинаковым).

– Что можно узнать следующими действиями? (Сколько помидоров было во 2-й корзине).

– Что можно узнать по этим данным? (Сколько помидоров было в 1-й корзине).

Для решения 3-им способом используем зависимость величин и схем:

– В какой корзине было больше помидоров? (В 1-й).

– На сколько? (На 3).

– А что мы можем узнать по этим данным? (Сколько было бы помидоров в 2-х корзинах, если осталось бы поровну).

– А что мы сможем узнать по этим данным? (Сколько помидоров было в каждой корзине).

Рассмотрим методические приемы работы над задачей после ее решения:

Постановка нового вопроса:

– На сколько количество помидоров в 1-й корзине больше количества помидоров во второй корзине? Ученики сразу предлагают найти разность записанных в ответе решенной задачи чисел: 20–17.

– Ребята, вы решили эту задачу 6-ю действиями, а можно было бы решить эту задачу с меньшим количеством действий?

Сравните две схемы, как получилось число 3?

– Сколько действий можно выполнить, чтобы узнать на сколько помидоров в первой корзине было больше, чем во второй (1).

– Вспомните это действие (8–5=3).

– Как вы догадались? (видно на схеме).

Цели, которые возможно ставить при решении этой задачи: совершенствовать умение решать составные задачи;  совершенствовать умения учащихся проводить анализ содержания задачи и составлять ее модель; обучение умению ставить вопросы к условию задачи; обучение умению обосновывать правильность решения задачи; формирование умений проверять решения задачи; формирование умения преобразовывать задачу и решать ее различными способами; проверка умения решать простые задачи, входящих в составную.

Методические приемы, использованные для организации работы над задачей: моделирование задачи; составление обратной задачи; изменение данных задачи, приводящие к изменению способа решения; постановка нового вопроса к уже решенной задаче; решение задачи разными способами.

Наиболее типичные ошибки, которые допустили ученики, при решении этой задачи, их направление и предупреждение. Непрочное знание соотношения: было, взяли, осталось. Предупреждение: предварительный повтор на простых задачах. Ошибка при выполнении второго действия, дети могут неправильно вычесть 13 из 37, получив 14. нужно сделать проверку суммой.

Предупреждение: решение простых задач такого типа. Неправильное определение количества взятых помидоров из каждой корзины: (обычно деление заменяют умножением). Предупреждение данной ошибки – решение аналогичных задач.

К этой задаче наиболее эффективной моделью для самостоятельного поиска решения является схема и чертеж.

Ответ: в 1-й корзине было 20, а во 2-й корзине было 17 помидоров.

Для достижения этих целей я воспользовалась 3-мя методическими приемами: нахождение ошибок в предложенных к задаче схемах, выбор среди нескольких данных схем той, которая соответствует задаче, установление соответствия между содержанием задачи и схемой – ее моделью.

Таким образом, в результате организации учебной деятельности учащихся при решении текстовых задач посредством комплексных методических приемов можно повысить коэффициент усвоения, ищущих различные способы решения.