В настоящее время в системе образования происходит множество изменений. Модернизация системы образования, внесение поправок в законы, внедрение новых стандартов и технологий, реализация проектов и инновации требуют совершенствования системы и, самое главное, стабильной ее деятельности.
Это в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем.
В соответствии с приоритетами образовательной политики России муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3 имени Страховой З.Х." работает над проблемой "Совершенствование форм работы и методов воспитания для повышения качества образования". Целью работы ОО является создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и укрепления здоровья школьников.
Наше учреждение функционирует как муниципальная экспериментальная площадка по теме: «Организация предметно-пространственной среды для реализации внеурочной деятельности».
В настоящее время реализуются следующие проекты:
-"Создание инновационной площадки для организации проектной деятельности в рамках направления "Школьный театр" (грант на поддержку, внедрение и развитие инноваций в сфере образования в рамках государственной программы Тульской области "Развитие образования Тульской области" в номинации "Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей");
- "Инновационная модель внеурочной деятельности в формате свободного дня в начальной школе" (грант на поддержку, внедрение и развитие инноваций в сфере образования в рамках государственной программы Тульской области "Развитие образования Тульской области" в номинации "Практика реализации проекта "Карта занятости" в Год образования и новых знаний");
- в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" открыт центр цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", оснащенный высокотехнологичным оборудованием: компьютерами, 3D-принтером, шлемом виртуальной реальности, квадрокоптерами. В помещениях центра созданы зоны для коворкинга, игры в шахматы. В рамках функционирования центра "Точка роста" в урочное время школьники будут осваивать новые компетенции и навыки по таким учебным предметам, как технология, информатика и ОБЖ, а во внеурочное время будут проходить занятия по программам дополнительного образования.
Коллективом школы определены три основные направления – доступность, качество, эффективность.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНОГО ДОСТУПА К КАЧЕСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
В школе обучается 760 уч-ся, из них
- 38% - 1 группа здоровья,
- 55% - 2 группа здоровья,
- 5% - 3 группа здоровья,
- 2% - 4 группа здоровья;
- 12 уч-ся - дети-инвалиды.
Здоровье обучающихся стало приоритетным направлением образовательной деятельности педагогического коллектива:
- разработана Программа "Здоровый ребенок», ориентированная на поддержание здоровья и доступа к качественному обучению обучающихся;
- разработана и внедрена методика мониторинга здоровья;
- созданы необходимые условия для образования обучающихся, с проблемами в здоровье и развитии (диспансеризация);
- на уроках в системе проводятся физкультминутки;
- для адаптации учащихся 1-х классов проводятся динамические паузы, способствующие созданию положительного настроя, пробуждения интереса и переключения внимания детей на другой вид деятельности, а так же коррекции психофизических функций.
- на базе школы созданы и функционируют спортивные кружки и секции для учеников 1-11 классов (секции футбол, баскетбол, "Атлетическая гимнастика", танцевально-хореографическая студия "Радость"), в которых занимаются и дети-инвалиды.
Традиционными стали школьные спортивные соревнования:
- "Веселые старты" (1-4 кл);
- "Зарница" (5-11 кл.)
- "Школа безопасности" (8-11 кл.)
- "А, ну-ка, парни!" (8-11 кл.)
- турнир по футболу среди команд разных возрастных групп.
- организована психологическая служба в школе: имеются педагог-психолог, социальный педагог для выявления социально - психологических проблем в школе и коррекционной работы;
- создана база данных о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке, и отработаны механизмы оказания такой помощи и поддержки;
- закуплена и с успехом используется программа психологического тестирования "Эффектон" - комплексное психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса – улучшение показателей успеваемости учащихся, гармонизации отношений в коллективе учеников и преподавателей, выявления одаренности, профориентации и др.;
- согласно рекомендациям ИПРА детей-инвалидов проводятся мероприятия для организации учебно-воспитательного процесса с учетом его особых образовательных потребностей и оценить полученные результаты
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Для подготовки детей к школе в ОО реализуется программа "Школа будущего первоклассника", целью которой является выравнивание стартовых возможностей ребенка.
Для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов на 1 и 2 ступенях образования и Государственных образовательных стандартов на 3 ступени образования:
- обеспечен расширенный спектр образовательных услуг (факультативные занятия "Ритмическая мозаика", "Мы - патриоты России", курсы по выбору обучающихся: «Реальная математика", "Обществознание: теория и практика", "Основы выбора профессии и профессионального самоопределения", "Основы семейной жизни"), в рамках внеурочной деятельности реализуется программа "Учимся учиться", "Учимся создавать проект", "Социальное проектирование" для различных категорий обучающихся;
- проанализированы образовательные запросы родителей и учеников; выявлены перспективные направления профильных классов через родительские собрания, тестирование, консультации педагога-психолога и др. согласно плану работы;
- отработана модель профильных классов старшей ступени (социально-экономический профиль).
За предшествующие годы в школе накоплен значительный ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме повышения качества общего образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между состоянием и результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения, с другой.
Работа с одаренными детьми
Для реализации данного направления работы разработана и реализуется программа "Одаренный ребенок". Целью организации работы с одарёнными детьми является обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, творческих способностей и системного мышления в различных областях деятельности. Работа с одаренными детьми включает в себя: организацию и сопровождение научно-исследовательской, проектной, творческой и спортивной деятельности обучающихся.
Развитию способностей обучающихся способствуют образовательные события: предметные недели, конкурсы, научно-практические конференции, интеллектуальные марафоны. Также обучающиеся школы активно принимают участие в очных и заочных олимпиадах разного уровня. Ежегодно обучающиеся участвуют в различных конкурсах.
Всероссийская олимпиада школьников - главное событие интеллектуальной жизни высокомотивированных учеников. За последние три года мы отмечаем положительную динамику количества победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, - регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Участие в олимпиаде - это возможность реализации интеллектуального потенциала обучающихся. Поэтому важным показателем стало увеличение количества педагогов, которые подготовили победителей и призеров в этом интеллектуальном соревновании.
Построена система выявления, сопровождения и социальной адаптации одаренных детей. Результатами этой работы являются следующие достижения:
- ежегодно увеличивается количество участников школьного этапа всероссийской олимпиады школьников, учащиеся занимают призовые места в муниципальном этапе и пробуют свои силы на региональном этапе олимпиады;
- стало традиционным участие в школе "Патриум" на сайте "Одаренные дети". В 2018 г. ученица школы посетила летнюю школу «ПатриУм» в качестве победителя во всероссийском конкурсе «Инфографика животных Красной книги России»;
- с 11 по 14 декабря 2018 года в Ярославле.проходил Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ». Мероприятие проводилось в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации Нашу школу на форуме представляли учитель информатики и три ученицы 8-11 классов, которые привезли огромное количество новых идей и ярких впечатлений;
- с 2018 г. наши учащиеся принимают участие в проекте в рамках реализации стратегической инициативы"Кадры будущего для регионов", целью которой является создание условий для профессионального самоопределения обучающихся;
- в 2018 г. команда "Сила права приняла участие в Всероссийском правопросветительском проекте "Школа правозащитников: учиться и действовать" и заняла второе место в регионе.
- в течение 5 лет в школе действует Школьная Академия наук "Интеллект".Это социально-образовательный проект для подростков и старшеклассников, координирующий всю учебно-исследовательскую деятельность обучающихся образовательного учреждения. Цель работы Академии - интеллектуальное и творческое развитие учащихся посредством исследовательской работы; выявление одаренных и способных учащихся, стимулирование их к творчеству и экспериментальной работе; активизация деятельности учителей и педагогов в организации исследовательской работы учащихся. В рамках работы Академии проводится школьная научно-практическая конференция. на которой обучающиеся представляют свои проекты. Лучшие проекты ежегодно направляются на городскую научно-практическую конференцию "В науку шаг за шагом" и становятся победителями и призерами.
Работа со слабоуспевающими детьми
В основу работы со слабоуспевающими детьми положены слова И.С. Шохора – Троцкого, который ещё на рубеже двадцатого века написал, что для “... обогащения интеллекта учащихся необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу движения работы вперёд и преодоления её трудностей”. Наряду с традиционными мероприятиями по преодолению отставания в усвоении учебного материала (дифференцированные задания на уроках, индивидуальные консультации психолога, учителей-предметников) большой интерес школьников вызывают уроки свободного дня.
Проект "Уроки свободного дня реализуется с 2016 года в конце каждого триместра. Это не "День самоуправления", когда ученики старших классов преподают по разработанным учителем конспектам. При подготовке такого нетрадиционного урока ученик сам выбирает проект, разрабатывает технологическую карту и воплощает данный проект с младшими школьниками в рамках урока. В реализации первых уроков свободного дня принимали участие высокомотивированные учащиеся. В последующие годы увеличивается количество слабоуспевающих учащихся в проведении таких уроков. Для их проведения используется технология не только сотрудничества, но и мастерских. Учащиеся начальных классов получили возможность закрепить в игровой форме знания, полученные по английскому языку, математике, русскому языку, на уроках географии познакомились с великими открывателями, а на уроках информатики - создавали дизайн комнаты, создавали общий проект «Урожай лета», макет Мой город будущего". А для учеников, которые проводят занятия, появляется возможность почувствовать себя не только в роли учителя, но и обретается уверенность, формируется ситуация успеха. В процессе разработки технологической карты ученик так или иначе вынужден обращаться к дополнительным источникам информации, чтобы донести до младших школьников цели, ход и результат проекта. Разве это не источник мотивации к обучению?
Внеурочная деятельность
Развитие талантливых обучающихся во внеурочной деятельности строится на основе дифференциации по интересам и способностям ребенка. В школе созданы условия для развития интеллектуальной, туристко-краеведческой, художественно-эстетической, спортивной направленности. Каждый обучающийся имеет возможность выбирать дополнительные образовательные программы, принимать участие во внеучебной деятельности согласно собственным интересам и реализовывать имеющиеся таланты и развивать творческий потенциал. Таким образом, создают все условия для оптимального развития талантливых детей. Более 20 лет в школе работает театральная студия "Арлекин", в которой принимают участие обучающиеся с различными индивидуальными возможностями. Сценарии к выступлению театральной труппы пишет руководитель школьного театра, учитель начальных классов, по мотивам произведений отечественной литературы. Присутствуя однажды на одной из первых репетиций я обратила внимание на количество учеников с дефектами речи. Каково было мое удивление, когда при показе пьесы у некоторых учащихся речевые дефекты пропали, либо были сглажены. В беседе руководитель школьного театра рассказала, что каждое занятие она начинает с занятий дикцией, что и дает подобный результат.
В тесном содружестве с театральной студией работают кружки "Рукоделие", вокальная студия "Мелодия" и танцевально-хореографическая студия "Радость". Все театральные костюмы создаются участниками кружка "Рукоделие" и на основе глубоко изучения истории моды данного периода.
Танцевально-хореографическая студия "Радость" насчитывает 60 участников и делится на три группы, в которых занимаются и девочки, и мальчики. Ни одно школьное или городское торжественное мероприятие не проходит без участия наших танцоров. Участники студии ежегодно занимают призовые места на региональных и всероссийских танцевальных конкурсах. Некоторые выпускники ТХС "Радость" связывают свою дальнейшую жизнь с хореографией.
Для изучения краеведения в школе действует музей "У истоков Дона", в котором собраны материалы по истории города, школы. В 2017 г. на сайте образовательной организации создана страница "Виртуальный музей", где можно увидеть материалы, собранные за период существования музея.
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Наличие опытных и квалифицированных педагогических кадров позволяет ставить задачу «каждому ребенку – полноценное качественное образование в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями»
1) Обновление содержания общего образования:
- в школе используются информационные технологии, учитываются вариативность и индивидуализация
- на основе различных форм дополнительного образования (кружки, соревнования, конференции, выставки) выстроена целостная система выявления и поддержки одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к учению; организация плодотворного взаимодействия этой системы с системой общего образования;
- сайт - методический кабинет.
Таким образом, в школе созданы все условия для качественного образования обучающихся с разными потребностями и возможностями.
Результаты деятельности учащихся за последние три года:
2017 г. |
2018 г. |
|
|
Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) - 24 победителя и призёра
|
Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) - 24 победителя и призёра
|
Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап-24 победителя и призера, региональный этап - 1 призер) Конкурс «Животные Красной книги России» - 3 место Конкурс эссе «Россия, устремленная в будущее» -2 место Экологический урок «Сделаем вместе!» (федеральный этап) – победители Конкурс «Моя Россия» - лауреат |
Всероссийский |
Олимпиада по психологии «Мир, в котором я живу», - 3 место Конкурс компьютерных технологий «Компьютерная кисточка» (муниципальный этап) - 1 и 2 место |
II открытый региональный конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся 7-11 классов по математике и информатике «От школьных проектов – к научным открытиям» - 2 победителя IX областной конкурс компьютерных программ по профилактике зависимостей от психоактивных веществ и пропаганде здорового образа жизни - высшая награда (гран-при) |
Конкурс-выставка «Тула веками оружье ковала» - 2 место Творческий конкурс «Мирное небо над головой» - 1 место II региональная олимпиада по психологии - победитель Конкурс «Я понимаю, я уважаю, я принимаю» - 1 место Конкурс «Тульский край-земля православная» - 1 и 2 место Конкурс «Бумажная Вселенная»- 2 место Конкурс «Живое слово» (региональный этап) – финалист Конкурс творческих работ обучающихся «Моя Родословная» - выставка |
Региональный |
Научно-практическая конференция «Талант. Мысль. Открытие»- 8 дипломов 1 степени, 1 диплом 2 степени, 2 диплома 3 степени Конкурс "Живое слово" - 1 победитель, 2 призёра Конкурс виртуальных школьных музеев боевой славы - 2 место |
Научно-практическая конференция «Талант. Мысль. Открытие» - 4 диплома 1 степени, 1 диплом 2 степени, 4 диплома 3 степени Конкурс «Живое слово» - 1 и 2 место Конкурс реконструкции военной формы времен Великой Отечественной войны «Той памятной весной…» - 3 место Инженерная игра «Знать и уметь!» - 1 место |
Научно-практическая конференция «Талант. Мысль. Открытие» - 4 диплома 1 степени, 4 диплома 2 степени Конкурс творческих проектов обучающихся "Я расскажу вам о войне" - 1 место Конкурс социальных антинаркотических проектов, направленных на пропаганду здорового стиля жизни (муниципальный этап) – 1 место |
Муниципальный |
XXХIII Международного Интернет-конкурса вокальных исполнителей - диплом 3 степени Международный чемпионат по информатике (Центр развития одарённости, региональный этап) - призёр |
Всероссийская олимпиада по информатике (Центр поддержки талантливой молодёжи, региональный этап) - 1-3 места Международная онлайн - олимпиада «Фоксфорда» - диплом II степени |
Международная онлайн - олимпиада «Фоксфорда» - диплом II и III степени |
Дистанционный |