Стремление учителя к достижению требований образовательного стандарта в области общих умений и навыков определяет выбор учителем форм организации обучения детей на уроке.
В Государственном образовательном стандарте умение работать в группе рассматривается как один из главных компонентов общеучебных умений в перечне умений, которые приобретает в школе учащийся начальных классов.
Галина Анатольевна Цукерман, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО, психолог школы даёт следующее определение.
Это «... такое взаимодействие, в котором учитель:
а) создаст ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребенка способов действия;
б) организует учебный материал таким образом, чтобы ребенок мог обнаружить причины своей неумелости, некомпетентности и указать их взрослому;
в) вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи (но делает все возможное, чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения), мы и называем учебным сотрудничеством…».
Действительно, групповая работа – это эффективное средство воспитания детской самостоятельности. Тщательно подготовленная групповая работа помогает получить серьёзный интеллектуальный продукт урока.
Напомню некоторые ошибки, сформулированные Л.А.Чистяковой в учебном пособии «Групповая форма организации учебной деятельности на уроке», которые допускаются при организации групповой работы на уроке.
Вот некоторые из них:
- неуместность групповой работы;
- до начала работы в группе учителем не выясняется, было ли понятно детям задание;
- каким способом будет организована работа в группе, выясняется после того, как дети уже приступили к выполнению задания;
- перед представлением результатов работы, в группе не проговаривалось это сообщение каждым участником группы;
- учитель самостоятельно дополняет ответы школьников, вместо них делает выводы;
- учитель не умеет организовать диалог в группе и не даёт равные права всем участникам обсуждения во время работы учащихся в группе;
- для рационального использования времени обсуждаются однотипные варианты решений;
- забывается о содержательной рефлексии, центром которой должно стать - способность знать о своём незнании.
Для примера, приведу фрагмент урока и комментарии к нему.
Тема урока: "Три типа склонения имён существительных в единственном числе"
Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных и ознакомить с распознаванием типа склонения по окончанию (в начальной форме) и по роду.
Ход урока
Создание учебной ситуации
Задание 1
Учитель: Начнём урок с проверки домашнего задания.
Дети: Мы записывали словосочетания и указывали падеж и род имён существительных.
На доске записан текст домашней работы.
Например: подошли к сирени (ж.р., Д.п.), подъехали к деревне (ж.р., Д.п.), подобрался к пещере (ж.р., Д.п.), причалили к пристани (ж.р., Д.п.).
Учащиеся у доски называют род и падеж имён существительных, а остальные ученики сверяют свои записи по тетрадям.
Учитель: Кто может точно и быстро рассказать о том, как определить род и падеж у имен существительных?
Учащийся: Чтобы определить род имени существительного, надо:
- найти слово, от которого зависит вопрос к существительному (это главное слово в словосочетании);
- поставить двойной вопрос от главного слова к существительному;
- по вопросу определить падеж.
Чтобы определить род у имени существительного, надо:
- поставить существительное в форму единственного числа;
- определить род при помощи личного местоимения.
Учитель: Молодцы! Правильно! Вы хорошо умеете определять род и падеж у имён существительных
Учитель: Тогда проверьте записи робота.
Задание 2
На доске:
- за печью (В.п.)
- за деревней (Р.п.)
- за землёй (Д.п.)
Учитель: Робот определил окончания и падеж у существительных. Запишите в тетрадь это задание, исправив, если надо, ошибки.
Учащиеся выполняют данную работу в тетрадях парами.
Учитель: Проверяем выполнение.
На доске записываются все варианты, предлагаемые детьми. Идёт обсуждение.
Учитель: Владеет ли робот умением определять род и падеж имени существительного?
Учащиеся: Недостаточно.
Учитель: Что ещё не усвоил робот?
Учитель: Итак, что можно ему посоветовать?
Дети: Роботу можно посоветовать повторить правила.
Комментарий: В данном случае домашняя работа подобрана удачно: учащиеся дома упражнялись в определении рода и падежа у имён существительных, а на уроке вспомнили теоретический материал по данной теме. Удачно было использована парная работа. Уместным было задание по оценке выполнения работы роботом.
Постановка учебной цели
Задание 3
Учитель: Если вы умеете определять род и падеж имён существительных, то объясните мне, пожалуйста, почему в данных существительных один и тот же род, одинаковый падеж, а окончания разные?
Учащиеся предлагают свои варианты.
Учитель: Как быть?
Учитель: Тогда я вам помогу.
Учитель сам объясняет новый материал на доске.
Комментарий: Зачем?
Учителю необходимо было поступить так:
Учитель: Предлагаю вам побывать в роли исследователей, провести наблюдение над словами и вывести самостоятельно один из законов русского языка.
Учитель: Я для вас подобрала слова.
На доске учащиеся видят группы слов:
- страна, земля;
- Слава, дядя;
- окно, поле, огонь;
- печь, степь.
Учитель: А теперь посмотрите на группы слов. Измени их по падежам и сравни окончания, сделайте вывод, что общего между словами группы и чем они отличаются.
- Вы можете сделать это самостоятельно или вам понадобиться помощь группы?
Учащиеся: Нужна помощь группы.
Учитель: Тогда давайте ещё раз уточним, какую проблему вы будете решать?
Учащиеся: Понаблюдаем над словами и сделаем вывод, что общего и чем отличаются слова каждой группы.
Учитель: Попробуйте изобразить это в модели. Что в ней должно быть?
Групповая работа
После работы в группе учащиеся представляют свои выводы (правило или модели)
3. Итоговая рефлексия
Учитель:
- С какой частью речи мы с вами работа на последних уроках?
- Что мы обнаружили сегодня? Как же определить склонение у имени существительного?
- Если вам встретятся в учебнике задания, в которых необходимо будет определить склонение у имен существительных, вы с этим заданием справитесь без сомнения или ещё задумаетесь?
- Тогда, по-вашему, какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке сегодня?
- А работу группы?
- Что было интересно, сложно, непонятно на уроке?
Домашнее задание (на выбор): Определи склонение данных существительных.
- 1 вариант: аккорд, ванна, аппарат, гамма, грамм, искусство, миллиметр, ссора, кроссворд,
орфограмма. - 2 вариант: помощь, боль, повесть, совесть, рояль, тетрадь, кровать, корабль, полночь.
Комментарий: Учитель сам предлагает объяснить новую тему. Зачем? Правильнее было предложить учащимся роль исследователей.
Примером взаимодействия может стать игра «Педсовет», которую описывает Чистякова Л.А., проректор по научно-методической работе ИИПКРО, доктор педагогических наук, в своём труде «Групповая форма организации учебной деятельности на уроке».
Описание игры: дети играют вчетвером. Два ученика играют роль учителей начальных классов, два других – учителя старших классов, их ученики знают о русском языке больше «учителей».
Задание для групповой работы повторяется дважды. Но сначала учитель формулирует задание, тем самым детям даётся возможность оценить степень сложности задания и выбрать соответствующую форму работы. Это не значит, что все работали в группах. Каждый выбрал ту форму, которая была ему комфортна.
Домашняя работа подобрана удачно, так как помогает учащимся закрепить умение правильно определять склонение у имён существительных.
Список использованной литературы
- Чистякова Л.А.Групповая форма организации учебной деятельности на уроке. Учебное пособие. - Иркутск: ИПКРО,2007.-52 с.
- Цукерман Галина Анатольевна. [Электронный ресурс]. – URL: ‒ https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/96521/(дата обращения: 15.10.2019)
- Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс]. – URL: ‒ https://fgos.ru (дата обращения: 30.08.2017)