Проблемы проведения групповой формы организации учебной деятельности на уроке (из опыта работы). Тема: "Три типа склонения имён существительных в единственном числе"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: русский язык, групповая работа, склонение имен существительных


Стремление учителя к достижению требований образовательного стандарта в области общих умений и навыков определяет выбор учителем форм организации обучения детей на уроке.

В Государственном образовательном стандарте умение работать в группе рассматривается как один из главных компонентов общеучебных умений в перечне умений, которые приобретает в школе учащийся начальных классов.

Галина Анатольевна Цукерман, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника Психологического института РАО, психолог школы даёт следующее определение.

Это «... такое взаимодействие, в котором учитель:

а) создаст ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребенка способов действия;

б) организует учебный материал таким образом, чтобы ребенок мог обнаружить причины своей неумелости, некомпетентности и указать их взрослому;

в) вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи (но делает все возможное, чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения), мы и называем учебным сотрудничеством…».

Действительно, групповая работа – это эффективное средство воспитания детской самостоятельности. Тщательно подготовленная групповая работа помогает получить серьёзный интеллектуальный продукт урока.

Напомню некоторые ошибки, сформулированные Л.А.Чистяковой в учебном пособии «Групповая форма организации учебной деятельности на уроке», которые допускаются при организации групповой работы на уроке.

Вот некоторые из них:

  • неуместность групповой работы;
  • до начала работы в группе учителем не выясняется, было ли понятно детям задание;
  • каким способом будет организована работа в группе, выясняется после того, как дети  уже приступили к выполнению задания;
  • перед представлением результатов работы, в группе не проговаривалось это сообщение каждым участником группы;
  • учитель самостоятельно дополняет ответы школьников, вместо них делает выводы;
  • учитель не умеет организовать диалог в группе и не даёт равные права всем участникам обсуждения во время работы учащихся в группе;
  • для рационального использования времени обсуждаются однотипные варианты решений;
  • забывается о содержательной рефлексии, центром которой должно стать - способность знать о своём незнании.

Для примера, приведу фрагмент урока и комментарии к нему.

Тема урока: "Три типа склонения имён существительных в единственном числе"

Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных и ознакомить с распознаванием типа склонения по окончанию (в начальной форме) и по роду.

Ход урока

Создание учебной ситуации

Задание 1

Учитель: Начнём урок с проверки домашнего задания.

Дети: Мы записывали словосочетания и указывали падеж  и род имён существительных.

На доске записан текст домашней работы.

Например: подошли к сирени (ж.р., Д.п.), подъехали к деревне (ж.р., Д.п.), подобрался к пещере (ж.р., Д.п.), причалили к пристани (ж.р., Д.п.).

Учащиеся у доски называют род и падеж имён существительных, а остальные ученики сверяют свои записи по тетрадям.

Учитель: Кто может точно и быстро рассказать о том, как определить род и падеж у имен существительных?

Учащийся: Чтобы определить род имени существительного, надо:

  1. найти слово, от которого зависит вопрос к существительному (это главное слово в словосочетании);
  2. поставить двойной вопрос от главного слова к существительному;
  3. по вопросу определить падеж.

Чтобы определить род у имени существительного, надо:

  1. поставить существительное в форму единственного числа;
  2. определить род при помощи личного местоимения.

Учитель: Молодцы! Правильно! Вы хорошо умеете определять род и падеж у имён существительных

Учитель: Тогда проверьте записи робота.

Задание 2

На доске:

  • за печью (В.п.)
  • за деревней (Р.п.)
  • за землёй (Д.п.)

Учитель: Робот определил окончания и падеж у существительных. Запишите в тетрадь это задание, исправив, если надо, ошибки.

Учащиеся выполняют данную работу в тетрадях парами.

Учитель: Проверяем выполнение.

На доске записываются все варианты, предлагаемые детьми. Идёт обсуждение.

Учитель: Владеет ли робот умением определять род и падеж имени существительного?

Учащиеся: Недостаточно.

Учитель: Что ещё не усвоил робот?

Учитель: Итак, что можно ему посоветовать?

Дети: Роботу можно посоветовать повторить правила.

Комментарий: В данном случае домашняя работа подобрана удачно: учащиеся дома упражнялись в определении рода и падежа у имён существительных, а на уроке вспомнили теоретический материал по данной теме. Удачно было использована парная работа. Уместным было задание по оценке выполнения работы роботом.

Постановка учебной цели

Задание 3

Учитель: Если вы умеете определять род и падеж имён существительных, то объясните мне, пожалуйста, почему в данных существительных один и тот же род, одинаковый падеж, а окончания разные?

Учащиеся предлагают свои варианты.

Учитель: Как быть?

Учитель: Тогда я вам помогу.

Учитель сам объясняет новый материал на доске.

Комментарий: Зачем?

Учителю необходимо было поступить так:

Учитель: Предлагаю вам побывать в роли исследователей, провести наблюдение над словами и вывести самостоятельно один из законов русского языка.

Учитель: Я для вас подобрала слова.

На доске учащиеся видят  группы слов:

  • страна, земля;
  • Слава, дядя;
  • окно, поле, огонь;
  • печь, степь.

Учитель: А теперь посмотрите на группы слов. Измени их по падежам и сравни окончания, сделайте вывод, что общего между словами группы и чем они отличаются.

- Вы можете сделать это самостоятельно или вам понадобиться помощь группы?

Учащиеся: Нужна помощь группы.

Учитель: Тогда давайте ещё раз уточним, какую проблему вы будете решать?

Учащиеся: Понаблюдаем над словами и сделаем вывод, что общего и чем отличаются слова каждой группы.

Учитель: Попробуйте изобразить это в модели. Что в ней должно быть?

Групповая работа

После работы в группе учащиеся представляют свои выводы (правило или модели)

3. Итоговая рефлексия

Учитель:

- С какой частью речи мы с вами работа на последних уроках?

- Что мы обнаружили сегодня? Как же определить склонение у имени существительного?

- Если вам встретятся в учебнике задания, в которых необходимо будет определить склонение у имен существительных, вы с этим заданием справитесь без сомнения или ещё задумаетесь?

- Тогда, по-вашему, какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке сегодня?

- А работу группы?

- Что было интересно, сложно, непонятно на уроке?

Домашнее задание (на выбор): Определи склонение данных существительных.

  • 1 вариант: аккорд, ванна, аппарат, гамма, грамм, искусство, миллиметр, ссора, кроссворд,
    орфограмма.
  • 2 вариант: помощь, боль, повесть, совесть, рояль, тетрадь, кровать, корабль, полночь.

Комментарий: Учитель сам предлагает объяснить новую тему. Зачем? Правильнее было предложить учащимся роль исследователей.

Примером взаимодействия может стать игра «Педсовет», которую описывает Чистякова Л.А., проректор по научно-методической работе ИИПКРО, доктор педагогических наук, в своём труде «Групповая форма организации учебной деятельности на уроке».

Описание игры: дети играют вчетвером. Два ученика играют роль учителей начальных классов, два других – учителя старших классов, их ученики знают о русском языке больше «учителей».

Задание для групповой работы повторяется дважды. Но сначала учитель формулирует задание, тем самым детям даётся возможность оценить степень сложности задания и выбрать соответствующую форму работы. Это не значит, что все работали в группах. Каждый выбрал ту форму, которая была ему комфортна.

Домашняя работа подобрана удачно, так как помогает учащимся закрепить умение правильно определять склонение у имён существительных.

Список использованной литературы

  1. Чистякова Л.А.Групповая форма организации учебной деятельности на уроке. Учебное пособие. - Иркутск: ИПКРО,2007.-52 с.
  2. Цукерман Галина Анатольевна. [Электронный ресурс]. – URL: ‒ https://psy.su/persons/100_psihologov_rossii/psy/96521/(дата обращения: 15.10.2019)
  3. Федеральные государственные образовательные стандарты. [Электронный ресурс]. – URL: ‒ https://fgos.ru (дата обращения: 30.08.2017)