Обучение детей с ОВЗ решению текстовых задач в школах для глухих и слабослышащих

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 5, 6

Ключевые слова: ОВЗ, Текстовые задачи


Введение

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений школы для глухих и слабослышащих – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья носит развивающий характер, учитывает зону ближайшего развития, то есть тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого (Зайцев Д. В., Зайцева Н. В., 1999, с. 22).

Л. С. Выготский ввел понятия «зона ближайшего развития» и «зона актуального развития». Зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами. Любое обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие (зону актуального развития), то есть со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком - самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции (Р.К.Миньяр-Белоручев, 1996, с. 24).

Актуальность вопроса определяется специфическими противоречиями, возникающими в процессе педагогической деятельности. Особенно сложным является противоречие между задачами стоящими перед школой и реальными возможности в усвоении определённых знаний, умений и навыков глухими и слабослышащими учащимися, обусловленными значительными отставаниями в развитии мышления и речи.

Задачи, содержание, принципы организации коррекционного учебно-воспитательного процесса выделяются, подбираются и разрабатываются для каждого конкретного типа специального образовательного коррекционного учреждения с учетом глубины и характера дефекта находящихся в нём детей.

Методика преподавания любого предмета, в том числе и математики, обуславливается целым рядом факторов: особенностями познавательной деятельности учащихся, их возрастными возможностями, спецификой изучаемого предмета и др.

В своих трудах Б. П. Пузанов отмечает, что усвоение даже элементарных математических знании требует достаточно высокой степени абстрактного мышления, а поскольку эта функция у детей нарушена, они с большим трудом овладевают простейшими математическими операциями. Отсутствие умения устанавливать адекватные причинно-следственные связи приводит к серьезным затруднениям даже при решении относительно простых арифметических задач (Б. П. Пузанов, 1998, с. 79).

Школьная математика действительно очень специфична с методической точки зрения; а через призму психофизических особенностей детей с нарушениями слуха – тем более. Вообще говоря, все классические дидактические принципы и положения при обучении математике детей с нарушениями слуха получают новое толкование и воплощение. Это и вопросы, связанные с наглядностью, и языковые аспекты, и познавательные процессы, и коррекционная работа и пр.

Состояние математического развития учащихся с нарушением слуха наиболее ярко характеризуется умением решать задачи. Недостаточный уровень речевого развития глухих обусловливает значительные трудности в этой работе. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления.
Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащегося.

Объект исследования — процесс обучения математике в школе глухих и слабослышащих

Предмет исследования — методические приёмы обучения глухих и слабослышащих школьников решению текстовых задач

Цель исследования: выявить наиболее эффективные методические приёмы обучения  глухих и слабослышащих обучающихся решению задач, оказывающих положительное влияние на достижение планируемых результатов математического образования.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  • разработать систему по совершенствованию обученности в решении задач.

В ходе исследования оценивалось:

1. Понимание условия задачи

  • Прочитай задачу.
  • О чем задача?
  • Что известно?
  • Во сколько действий задача?
  • Какое первое действие?
  • Какое второе? Почему?
  • Осознанность выполнения арифметических действий
    • Почему выполняешь именно такое действие?
  • Умение различить составную задачу  от простой
    • Во сколько действий задача?
    • Можно ли решить задачу одним действием?
  • Умение соотносить ответ с вопросом задачи
    • Что надо было найти?
    • Ответил ли ты на вопрос задачи?
  • Понимание  слов и словосочетаний, несущих математическую нагрузку

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79).

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования (далее АООП ООО) ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» (далее-ОУ) разработана на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об  утверждении федерального государственного  образовательного  стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ 04.02. 2010 г. Приказ №271).

5. Устав ОУ.

АООП ООО разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программе.

В основу АООП системно-деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

  • признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и  эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
  • признание того, что развитие личности глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
  • развитие личности глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
  • учитывается индивидуальные возрастные, психологические и физиологически особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Известный математик и педагог В.Г.Дорофеев считает, что многие недостатки в математической подготовке учащихся определяются их недостаточной языковой культурой, неумением адекватно понять или выразить содержащуюся в том или ином предложении информацию. Это касается и естественного, и математического языков.

Нетрудно догадаться, что подмеченный факт применительно к специальному обучению детей с нарушениями в развитии речи различного генеза (в частности, детей с вторичными нарушениями речевого развития, таких, как глухие или слабослышащие дети) приобретает особое значение.

Содержание программы по математике адаптировано с учетом общего уровня развития учащихся, особенностей и закономерностей обучения детей с нарушенным слухом.

Отличительной особенностью является использование более гибкой структуры уроков, включающих практические работы, индивидуальный опрос учащихся, решение разнообразных задач в целях усиления практической направленности обучения.

Обучение математике тесно связано с формированием словесной речи глухих учащихся. Достижение полного сознательного усвоения математических знаний невозможно без овладения нужным для этого речевым материалом. Педагог осуществляет непрерывное развитие словесного общения глухих учащихся. При этом учитель математики выполняет следующие требования:

  • специальное выделение базовых лексико-грамматических структур для оформления знаний по различным темам курса алгебры и геометрии;
  • повышение уровня развития речемыслительной деятельности школьников;
  • увеличение информативной насыщенности уроков за счет личностно-ориентированного рассмотрения изучаемых вопросов.

В организации учебного процесса и выборе методов обучения учитель математики руководствуется системой дидактических принципов: научности, сознательности и активности, доступности, наглядности, прочности, индивидуального подхода и др. При этом, предполагается своеобразие их реализации в школе для глухих детей.

На уроках математики учитель использует специфические принципы, учитывающие особенности и закономерности обучения детей с нарушенным слухом:

  • коррекционной направленности обучения;
  • единства обучения основам наук и словесной речи;
  • интенсификации речевого общения.

Курс алгебры и геометрии основной общеобразовательной школы носит преимущественно прикладной и практический характер. Вопросы, изучаемые в курсе, составляют фундамент, на котором строится дальнейшее обучение математике и смежным предметам (физике, химии, географии, черчению) и трудовому обучению. Специфика курса, заключающаяся в ярко выраженной прикладной и практической направленности, требует четкого и последовательного выделения не только умений, которые необходимы для дальнейшего обучения, но и важнейших практических умений, которые понадобятся учащимся в жизни.

Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. В ходе её изучения на ступени основного общего образования школьники осваивают основополагающие понятия и идеи, такие, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дидукция, математическое моделирование, т.е. материал, создающий основу математической грамотности. Вместе с тем подходы к формированию содержания математического школьного образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Число методических приемов, используемых в работе с глухими и слабослышащими детьми очень велико. На основе анализа педагогической теории, творческого изучения педагогического опыта и своей практической деятельности педагог накапливает сумму разнообразных приемов.

Математическое образование учащихся представляет собой сложный процесс, основными компонентами которого являются:

  • приобретение определенной системы математических фактов;
  • овладение математическими умениями и навыками;
  • развитие математического мышления.

Состояние математического развития глухих учащихся наиболее ярко характеризуется их умением решать задачи, работать с различными текстами. Недостаточный уровень речевого развития глухих обусловливает значительные трудности в этой работе.

Гипотеза: при использовании специальных методических приёмов в обучении глухих и слабослышащих школьников решению задач в процессе обучения математики повышается продуктивность и эффективность обучения, если обучение основано на медико-психолого-педагогической диагностике, учтены психофизические особенности учащихся, мотивировать процесс обучения, оставляя ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. Повышение эффективности преподавания математики в школе для глухих и слабослышащих детей связано со специальными условиями, а именно высокий уровень наглядности, развитие активной речи учеников, постоянный учет учителем продвижения ученика, осуществление индивидуального подхода и т.д.

См. продолжение статьи