Духовно-нравственное воспитание воспитанников школы-интерната среднего возраста

Разделы: Коррекционная педагогика

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание


Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема духовно- нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Воспитательная работа с проблемными детьми в специальной (коррекционной) школе, направлена на формирование нравственных качеств и социально-нормативного поведения.

В формировании правильного поведения у учащихся специальной (коррекционной) школы важную роль играют условия, в которых протекает их жизнедеятельность - режим дня, личный пример взрослых и др.

Нравственное воспитание детей осуществляется в комплексе со всеми другими направлениями воспитательной работы.

Задачи духовно нравственного воспитания:

  • Формирование духовно-нравственных качеств личности.
  • Воспитание человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
  • Воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании.
  • Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия по отношению ко всем людям и прежде всего самым близким.
  • Приобщение к православным духовным ценностям

Методы, с помощью которых происходит формирование у детей нравственных знаний, убеждений можно разделить на три группы

К первой группе можно отнести рассказ, беседу, разъяснение, убеждение.

Ко второй группе относятся методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений, привычек нормативного поведения, то есть практическая организация различных видов деятельности межличностного общения в различных ситуациях, упражнения, приучение.

К третьей группе методов относятся средства воздействия на личность, которая дополнительно стимулирует, подкрепляет социально-нормативное поведение личности или тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, наказание).

Большое значение в нравственном воспитании проблемных детей имеет правильное использование похвалы и наказаний, которые тормозят неправильные поступки и препятствуют превращению их в привычки, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, состояние его интеллектуального и эмоционально-волевого развития, а также учитывать возрастные и типологические особенности ребенка.

Но, следует учесть, что воспитание культуры поведения проблемных детей будет эффективным, если в школе будут созданы необходимые условия: правильно организованный режим дня, единство требований, предъявляемых к детям, благоприятная атмосфера, высокая культура педагогов, уют в школьных и спальных помещениях, должный уровень их эстетического оформления.

В нашей школе дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа была для детей родным домом,  в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития, и реализации личности. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска, т. е. коррекционно-развивающую среду.

Кроме того что в задачи нравственного воспитания входит формирование у детей честности, правдивости. При этом не стоит забывать, что проблемные дети легко подвергаются внушению и могут повторять неправильные утверждения, что в дальнейшем может привести к нежелательным последствиям.

В воспитательной работе проводят работу по воспитанию у детей чувства дружбы, товарищества, коллективизма, которые легко закрепляются в совместных мероприятиях, играх.

Хороший воспитатель - это олицетворение справедливости, защиты. Необходимо быть для своих воспитанников примером для подражания, т.к. в силу своих особенностей, качеств личности, проблемного ребенка формируются с помощью опоры на положительный пример.

Воспитательная деятельность в школе в системе духовно- нравственного воспитания осуществляется: через реализацию предметных циклов, классных часов и внеклассную работу воспитателя в группе.

1. Учебная деятельность

  • Нравственное развитие воспитанников на уроках, т.е воспитательских часах осуществляется через содержание программного и дидактического материала, организацию урока, личность воспитателя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, который составляется согласно планированию работы воспитателя (6 дней планирования по направлениям «Я в социальном пространстве», «Я в мире книг» « Я в окружающем мире», «Я и творчество», «Я в свободное время» «Я В трудовой деятельности» направлены на развитие духовно-нравственных качеств и даже седьмое направление «Я и здоровье» согласно тому как составлено занатие тоже направлено именно на развитие этих качеств, так же как и многих других. 
  • Воспитательские часы и уроки мужества духовно-нравственной направленности, проводимые воспитателем в течение учебного года.
  • При проведении занятий затрагиваются основные нравственные проблемы, связанные с совершенствованием духовно- нравственных качеств личности, нравственными отношениями между людьми, человеком, обществом и природой.

 
2. Внеурочная деятельность (культурные практики)

Базовые ценности отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздниках, викторинах, выставках, дискуссиях, играх, беседах, тренингах и т.д., в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования.

Внеурочная работа воспитателя по программе духовно-нравственного воспитания проводится регулярно, системно:

коллективные творческие дела:

  • творческие работы, выполненные в разных техниках;
  • изучение биографий знаменитых Россиян, русских святых в рамках внеклассного чтения.
  • участие в тематических неделях;
  • участие в конкурсах.

Все это способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова добро, мир и согласие в душе, покаяние, и таких слов можно перечислять множество. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.

Однако школа сама по себе не в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием, мы считаем чрезвычайно важным укрепление института семьи, потому что воспитательная работа должна начинаться в семье, а школа должна только проводить и завершать воспитательную работу. Первый опыт приобщения человека к созидательной жизни приобретается в семье. В семье формируются общечеловеческие ценности: личностные (самопознание, саморазвитие), социальные (человек, человечность, Родина, здоровье), нравственно-этические (доброта, труд, любовь), эстетические (красота, гармония, творчество). Именно поэтому мы стараемся установить контакты детей с родственниками (дети пишут письма, перезваниваются с ними, ездят на каникулы), а так же мы стараемся устроить детей в приемную семью ( у нас в школе существует группа, состоящая из детей, находящихся под опекой - 14 человек).

Ещё один источник нравственного воспитания в школе-интернат.

3. Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики)

Внешкольные мероприятия: экскурсии, посещение мероприятий в КДЦ Илирский дом, турслеты, соревнования выездные и местные, полезные дела и т.д. – организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Социальная практика формирует социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения, позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие педагоги и школьники, ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. - субъекты гражданской деятельности.

Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется ценностный и  поведенческий компоненты российской идентичности.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.

Проблема духовно-нравственного оздоровления: восстановление ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность её решения может быть обеспечена только совместными действиями педагогического, ученического и коллективов при условии системного подхода. Основой системного подхода в восстановлении духовно-нравственной культуры общества является принцип комплексности решения спектра проблем.