Коррекция дефицита внимания и поведения у детей с СДВГ через занимательный материал во внеурочное время (работа с фокусами)

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика

Класс: 6

Ключевые слова: дефицит внимания, фокусы, синдром дефицита внимания и гиперактивности СДВГ


Начиная работать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) необходимо изучить психолого-педагогические особенности этих детей и твердо знать, что многие нарушения преодолеваются в результате образовательной и коррекционно-воспитательной работы школы. Вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в настоящее время приобрели существенную значимость в связи с широким распространением данной патологии среди детей: от 2 до 45%.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ - это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и импульсивность. СДВГ начинается в детстве и может сохраняться во взрослом состоянии.

Большинство исследователей признают выраженные характерологические особенности у детей с СДВГ, основными из которых являются: низкая уверенность в себе, плохая сообразительность, сниженная общительность, быстрая смена настроения, раздражительность, импульсивность, низкая познавательная активность, склонность к реакциям гнева и страха, усиление потребительской ориентации и развитие социальной инфантильности.

Такие дети более подвержены депрессии, легко расстраиваются из-за неудач, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Почти не реагируют на наказание, но легко отвечают на малейшую похвалу. Следовательно, для детей с СДВГ оптимальна позитивная модель воспитания, предполагающая не только отказ от наказаний, но и повышение самооценки ребёнка за счёт похвалы и одобрения. Это способствует снижению самоконтроля и уверенности в своих силах, в случае ошибок в деятельности у детей наблюдается неадекватное отношение и стремление объяснить их внешними причинами, появляются раздражительность, нетерпеливость. Вследствие высокого уровня личностной тревожности  дети с СДВГ склонны воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность.

Специфической чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут производительно работать 5–15 минут, затем 3–7 минут мозг отдыхает, скапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем интеллектуальная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5–15 минут. Дети с СДВГ имеют «мигающее» внимание, могут «впадать» и «выпадать» из состояния концентрации, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. Им нужно двигаться, крутиться и все время вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании».

Каждый педагог, работающий с этими детьми, разрабатывает на каждого ребенка психолого-педагогическую карту, чтобы преодолеть нарушения в результате работы и помочь ребенку адаптироваться в современном мире.

Примерное психолого-педагогическое сопровождение

Восприятие

  • искажение образов
  • отсутствие перестройки
  • нет осмысленности, целостности, избирательности

Мышление

  • вялость процессов
  • нет обобщений, сравнений, оценки
  • снижено наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое
  • анализ беден и фрагментарен
  • отсутствие внутренних взаимосвязей

Речь

  • неразвиты фонетическая, лексическая, грамматическая стороны
  • задержка понимания речи
  • дефицит слов
  • трудности звукобуквенного анализа и синтеза при понимании

Память

  • слабая, лучше запоминают многократно повторяемую, яркую информацию
  • сниженная умственная работоспособность
  • повышенная утомляемость

Внимание

  • низкая устойчивость
  • трудность распределения и замедленность переключения
  • выраженная отвлекаемость с неусидчивостью
  • нарушение объема и концентрации
  • нелегкость удерживания
  • забывчивость
  • дефицит внимания

Движения

  • затруднена пространственная ориентировка
  • двигательная расторможенность
  • нарушение мелкой моторки

Поведение

  • безынициативность, неумение самостоятельно действовать
  • импульсивность
  • повышенная возбудимость
  • слабость собственных намерений
  • стереотипность
  • сниженная самооценка
  • конфликтность
  • лживость
  • упрямство
  • агрессивность

Особо при работе с детьми с СДВГ следует уделять разделам «Внимание» и «Поведение» и «Движение».

Педагоги используют разные методы и приемы в своей работе, чтобы достичь результата. А я, работая классным руководителем, создала школу «Юных магов», в которой с помощью фокусов пытаюсь преодолеть нарушения у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

При проведении фокусов происходит коррекция негативных эмоций. Дети учатся контролировать свое поведение, управлять гневом, сдерживать агрессию. Фокусы концентрируют внимание, учат  самостоятельно действовать, снимают импульсивность, двигательную расторможенность, повышенную возбудимость.

Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Мы стараемся развивать у них коммуникативные навыки, которые теснейшим образом связаны с обучением навыкам саморегуляции, коррекции негативных эмоций в поведении и преодолении дефицита внимания. Фокусы развивают познавательную активность, любознательность через экспериментальную деятельность.

Я учу умению наблюдать, делать выводы, выдвигать гипотезы, строить предположения. Развиваю мыслительную активность, речь, обогащаю словарь, учу отвечать на вопросы, расширяю знания детей по предметам, учу концентрировать внимание. У детей также развивается стремление к поисково-познавательной деятельности и особенно совершенствование тонкой моторики рук (в том числе согласованных движений обеих рук) и быстрота реакций.

Фокусы – это «гимнастика ума», она тренирует память, обостряет сообразительность, учит логически мыслить, анализировать и сопоставлять. Значит, фокусы – это развивающие занятия, которые у всех детей повышают уровень развития познавательных процессов, более успешно вырабатывают навыки социального поведения, улучшают коммуникативные навыки, вследствие чего у детей наблюдается высокий уровень социальной уверенности. Фокусы помогают детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизации их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

При проведении фокусов происходит коррекция негативных эмоций. Дети учатся контролировать свое поведение, управлять гневом, сдерживать агрессию. Фокусы концентрируют внимание, учат самостоятельно действовать, снимают импульсивность, двигательную расторможенность, повышенную возбудимость.

Фокусы, с которыми я работаю, делятся:

  • Математические фокусы - основанные на использовании математических закономерностей.
  • Графические фокусы - фокусы, которые рисуются на бумаге или холсте, основанные на искажении графического изображения.
  • Оптические фокусы - основаны на свойствах отражения световых лучей, расположении линз, зеркал, стекол и т.д.
  • Логические фокусы, основанные на неверных умозаключениях, внешне кажущихся правильными. Их часто называют парадоксами.
  • Мнемотехнические, основанные на скрытом от зрителя том или ином коде и, чаще всего, сводящиеся к демонстрации угаданного задуманного зрителем предмета, фразы, фамилии человека, года рождения и т.д.
  • Психологические - основанные на дефектах восприятия, на недостаточной внимательности или неполной концентрации зрителя.
  • Фокусы осязания, основанные на использовании искажений, связанных с тактильными ощущениями.
  • Звуковые фокусы, основанные на искажении звуковых эффектов.
  • Пластические фокусы, основанные на пластических приемах, создающих иллюзию выполнения какого-либо действия.

Название групп говорят о том, что они развивают логическое, психологическое, математическое мышление, концентрируют внимание, вырабатывают усидчивость и способствуют преодолению гиперактивности.

Сложилось стойкое убеждение в обществе, что фокусы – это развлечение для взрослых и совершенно напрасно недостаточно внимания уделяется фокусам в процессе воспитания детей. Фокусы можно применять во время обучения ребенка логическому и пространственному мышлению.

Часто приходится слышать жалобы от родителей, что дети не хотят учиться, ничем не интересуются и т.д. Но зачастую причина в неправильной форме предоставления информации ребёнку. Фокусы – это увлекательное времяпровождение, что обязательно пробудит интерес к экспериментированию. И тогда дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) научатся концентрировать свое внимание. Ибо неспособность сконцентрировать внимание обуславливает учебные неудачи, так как, по мнению Л.С.Выготского, внимание является одной из важнейших функций и играет первостепенную роль для процесса мышления, абстракции и мотивации. Развивайте своих учеников всеобще, применяйте новые подходы и методики. Покажите им, что учится чему-то – это интересно, познавательно и увлекательно.

Используйте фокусы, красочный реквизит и яркое представление. Научите неординарному мышлению и нетипичным способам решения сложных задач. Ваш самый главный юный зритель - ученик отплатит вам веселой улыбкой, отличными показатели умственного и интеллектуального развития и наивысшими отметками в школе. С помощью фокусов, вы воспитаете творческую и интересную личность, способную адаптироваться в современном мире, способную контролировать свое поведение, управлять гневом, сдерживать агрессию, концентрировать и распределять внимание.

Библиография

  1. Бадалян Л.О. Синдромы дефицита внимания у детей [Текст] / Л.О.Бадалян, Н.Н.Заваденко, Т.Ю.Успенская // Обозр. психиатр, и мед. психол. — 1993. — № 3. — С. 74–90.
  2. Заваденко Н.Н.,. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей [Текст] / Н.Н.Заваденко, Т.Ю.Успенская, Н.Ю.Суворинова // Журн. неврол. и психиатр. — 1997. — № 1. — С. 57–61.
  3. Коркина С.В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1254-1257.
  4. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом: Практ. руководство для врачей, психологов и педагогов [Текст] / Ю.С.Шевченко. - М.: Вита-Пресс, 1997.