Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Актуализация знаний |
Учитель начинает занятие с чтения стихотворения:
Мудрец один на свете жил,
он много знаний получил.
Суть постигая бытия,
Он восклицал: «Всё знаю я!»
Проснулся как-то ночью он,
Взглянул на звёздный небосклон,
И понял вдруг, как слаб и мал.
«Не знаю я,» - он прошептал.
- Почему Мудрец, который много знал, так сказал.
- Конечно, знать всё невозможно, поэтому нужно уже сейчас определить, а что нужно для твоей будущей жизни, какие знания особенно тебе пригодятся? Какие предметы нужно особенно изучать, и они пригодятся в твоей будущей профессии?
- Какие качества нужно развивать, почему? |
Дети рассуждают на тему, что нужно для жизни, какие качества необходимо развивать и для чего.
На экране появляются слова:
ПАМЯТЬ
ВНИМАНИЕ
МЫШЛЕНИЕ
СМЕКАЛКА
ЛОГИКА
ВООБРАЖЕНИЕ |
Познавательные УУД
Развиваем умения
1. самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;
2. составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
Коммуникативные
Развиваем умения
1. – работать в команде разного наполнения: паре,
малой группе, целым классом;
2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;
4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре; 7. – ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
Регулятивные
Развиваем умения
1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана
действий);
3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;
4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
Личностные
1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки. |
Постановка цели занятия |
1.Какая главная цель нашего занятия? Что мы в основном будем делать?
2. Мы не просто будем выполнять задания, но сегодня на уроке познакомимся с одной замечательной древней игрой, которая помогает развивать логическое мышление, воображение и усидчивость.
Что это за игра, вы узнаете, когда выполните все задания, потому что за каждое задание вы получите частичку этой игры.
-Готовы? |
Дети предполагают, что мы будем выполнять задания на развитие вышеназванных качеств |
1. Разминка |
Учитель задаёт вопросы, дети поочерёдно отвечают на них:
На какое дерево садится ворона во время проливного дождя?
1. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт.
2. На меня ты так похожа, будто я шагаю лёжа. И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать.
3. Сын моего отца, а мне не брат.
4. У семерых братьев по сестре. Сколько всего сестёр?
5. Кто со всеми говорит, а его не видно?
6. Что с пола не поднимешь за хвостик?
7. Какими иголками рубашку не сошьёшь?
8. Начинается на «Я» и кончается на «Я», и на каждой ветке - детки, детки тоже с буквы «Я».
9. Ребята получают первую фигуру |
Дети отвечают:
1. Мокрое
2. Волна
3. Тень
4. Я сам.
5. Одна
6. Эхо
7. Клубок или катушку ниток
8. Еловыми или ежиными, дикобраза и т.д.
9. Яблоня и яблоки.
На парты кладу первую и вторую части ТАНГРАМА |
Задание 2.
«Найди лишнего» |
На слайде задание «Кто лишний?».
- Пятеро друзей спрашивают, а кто из нас лишний? Назовите.
За выполнение этого задания, ребята получают следующую фигуру. |
Ребята должны назвать «лишнего». Оказывается, что у каждого из них, есть отличительный признак.
На парте третья часть ТАНГРАМА. |
Задание 3.
Реши логическую задачу |
Отгадай, кого как зовут.
Задачу читаю, текст на слайде:
Как зовут каждого, если
Коля левее Лёни,
Шура крайний справа,
Алексей между Шурой и Лёней, а Олег не крайний.
Рассуждаем, кого мы можем сразу указать, и т.д.
За работу получаем следующую фигуру |
У ребят на партах лежат листки с предыдущим заданием, и они должны подписать имя каждого.
Ответ:
* * * * *
К О Л А Ш
Ребята рассуждают с какого имени проще начать работу.
На парте четвёртая часть ТАНГРАМА |
Задание 4. Составь слово |
Учитель даёт следующее задание:
Из первых букв имён Знатоков составить слово. |
Дети составляют слово ШКОЛА
и получают пятую часть ТАНГРАМА. |
Задание 5. Закономерность |
На листках, на доске и на слайде закономерность из полученных треугольников и квадратов |
Ребята стараются отгадать закономерность, треугольники представляют сумму, квадраты разность
получена шестая часть ТАНГРАМА |
Задание 6 |
Расшифруйте слово и получите последнюю, седьмую часть
Ребус: КВАДРАТ |
За разгаданный ребус, ребята получают последнюю седьмую часть игры |
«Открытие» нового материала |
Как вы считаете, что нам нужно собрать из этих фигур.
Это древняя игра ТАНГРАМ.
Танграм - очень древняя игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.
Легенда первая: версия про разбитую плитку.
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.
Танграм во всех его проявлениях можно встретить, начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Вся мебель, построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменяться в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из этих симпатичных полочек. Сами производители выпустили вместе с инструкцией по сборке несколько страниц с идеями для библиотеки, гостиной, спальни и детской. Самое вкусное применение танграма в шоколаде. |
Ребята утверждают, что нужно собрать квадрат. |
Первичное закрепление |
Ребятам предлагается собрать квадрат из деталей танграма |
|
Рефлексия |
- Достигли мы поставленной цели?
- Что особенно вам запомнилось?
- Что нового для себя узнали? |
|
Ребята получают в подарок индивидуальный набор игры «Танграм» |