Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой.
Чтобы научить ребенка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т.е. чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно-познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебный и читательские умения.
Цель обучения чтению формируем таким образом, что начальная школа должна сформировать школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне дошкольного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:
- Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
- Воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
- Сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы;
- Научить полноценно воспринимать художественные и научно-познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной детской книгой.
Первое, с чего мы начнем, - это заглавие и тема текста. По ним легче всего установить о чем говорится. Формирование умения видеть заголовок и понимать его роль мы осуществляли с помощью серии заданий: выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом, подбор собственного заглавия, соответствующего содержания текста.
Примеры карточек-заданий, которые предлагались учащимся, когда проводилась работа по знакомству с текстом и формировались элементарные умения ориентировки в его структуре, понимании.
КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ПО ОРИЕНТИРОВКЕ В СТРУКТУРЕ ТЕКСТА
КАРТОЧКА
Прочитай рассказ. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.
МАЛЬЧИК И СТАДО ЛГУН ВОЛК
Мальчик стерег овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
«Сюда, сюда скорей, волк!» мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Л.Толстой
- Почему мужики не поверили мальчику?
- Почему случилась беда?
- Что ты думаешь об этом мальчике?
КАРТОЧКА
Наведи порядок!
Расположи предложения так, чтобы получился связанный рассказ. Для этого установи, что было сначала, далее, в конце рассказа (1,2,3).
Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видели и в лужу упали.
Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.
Пришла весна, потекла вода.
Л.Толстой
Проверь себя:
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали. И ничего впереди себя не видели и в лужу упали.