Организация и проведение экскурсии
Введение
Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, которая оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. Экскурсию можно рассматривать, как специфически организованный урок, и его эффективность значительно возрастает, если подготовить экскурсовода, тщательно продумать маршрут и объекты осмотра, подготовить учащихся к активному восприятию информации.
Вид экскурсии выбирается, исходя из конкретных обстоятельств, в зависимости от возраста экскурсантов, содержания и формы предварительной профориентационной работы в школе; потребностей предприятия в кадрах, степени престижности профессии и т.д. Экскурсии могут быть обзорными, тематическими, комплексными, профессиографическими.
Виды профориентационных экскурсий
1. Обзорные и ознакомительные экскурсии
Дают учащимся общее представление об объекте экскурсии при первичном знакомстве с предприятиями, учреждениями, учебными заведениями.
Основная цель – ознакомить учащихся с местом объекта в народном хозяйстве, историей и перспективой развития, с условиями и характером работы, если это предприятие, то с выпускаемой продукцией.
Важным моментом ознакомительной экскурсии является привитие эмоционально-положительного отношения к объекту отрасли народного хозяйства, ведущим профессиям. Для того, чтобы не вызвать негативных эмоций, следует избегать информационной перегрузки. Новизна обстановки сама по себе дает большую информационную нагрузку. Комментарии во время осмотра экспонатов должны быть емкими, но краткими, а общая продолжительность экскурсии не должна превышать 45 минут.
2. Тематические экскурсии
Знакомят учащихся непосредственно в производственных условиях с конкретной специальностью. Школа разрабатывает тематический цикл экскурсий в соответствии со школьной программой в целях всестороннего ознакомления и пропаганды отдельных профессий среди школьников. В тематике экскурсий должно учитываться изучение отдельных тем школьных предметов Экскурсии на одно и то же предприятие проводятся по этапам, последовательно:
- Ознакомление с предприятием в целом.
- Ознакомление с ведущими профессиями.
- Ознакомление с производственной базой.
- Ознакомление с работой вспомогательных служб.
3. Профессиографические экскурсии
Профессиографическая экскурсия – это форма организации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности. В ходе экскурсии раскрывается содержание профессии. Ребята учатся самостоятельно проводить анализ профессий, знакомятся не только с содержанием и характером труда, но и со средствами, орудиями и условиями труда, с требованиями, предъявляемыми профессией к личным качествам человека. Очень важно предварить профессиографическую экскурсию консультацией. Перед экскурсией учебная группа разбивается на подгруппы с учетом интересов, склонностей, способностей. Желательно, чтобы число учащихся не превышало 15 человек. Проведение экскурсии требует от экскурсовода тщательной подготовки, знаний в области педагогики, психологии труда, организации производства.
Профессиографические экскурсии проводятся для учащихся 8-11 классов.
4. Комплексные экскурсии
Задачей комплексной экскурсии является последовательное ознакомление с профессией и постепенная интеграция учащихся в члены коллектива предприятия. Она проводится в несколько этапов и отличается многосторонностью. Ее цель - выделить группы учащихся, серьезно связывающих свое будущее с конкретной профессией. Учащиеся должны получить представление о возможности профессионального роста, о ступенях профессионализации, о продвижении от рабочего до специалиста, о льготах, предоставляемых молодым рабочим и специалистам. Огромное эмоциональное воздействие на подростков оказывает контакт с любящими свое дело представителями профессий.
Задачи профориентационных экскурсий
На всех этапах развития ребенка, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая полным завершением становления личности юношей и девушек (10–11 класс), очень важен процесс пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности. В начальной школе (1–4 класс) начинается формирование профессиональных интересов детей. Поэтому надо знакомить их с различными видами трудовой деятельности, воспитывать уважение к людям труда и отрицательное отношение к тем, кто не любит трудиться. Необходимо также формировать у них элементарные представления о культуре труда, учить работать в коллективе, вырабатывать привычку содержать в порядке свое рабочее место, умение общаться с материалами и инструментами. Все это должно определить специфику профориентационных экскурсий для младших школьников. Для закрепления познавательных интересов младших школьников, полученных в ходе экскурсии, можно использовать такие формы, как ролевые игры из жизни детей на профессиональные сюжеты, викторины, сочинения, конкурсы рисунков, стенгазет, альбомов, составление словарей профессий, конкурсы на лучшего знатока пословиц, загадок о труде, рабочих инструментах, карнавалы профессий, работу с детским конструктором. Уже в начальной школе необходимо развивать интерес к профессиям, связанным с техникой, вовлекать в кружки технического творчества и т.д.
В 5–8 классах основное внимание во время проведения профориентационных экскурсий уделяется знакомству учащихся с конкретными профессиями и различными условиями труда, формируется представление о главных отраслях народного хозяйства, интерес к определенной области трудовой деятельности, готовность к выбору профиля профессионального обучения.
С целью систематизации и обобщения знаний после экскурсий рекомендуется провести различные конкурсы: «На лучшее знание профессии», «Защиты профессии», «Знатоков профессий», а также устные журналы, библиографические уроки, сочинения, анкетирование, профориентационные игры. Необходимо продолжить вовлечение учащихся в кружки технического и эстетического творчества.
В 9 классах профориентационные экскурсии призваны подготовить учащихся к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. В ходе экскурсии продолжается знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. Определяется профессиональная пригодность. По итогам экскурсий проводятся различные мероприятия профориентационной направленности: анкетирование, часы вопросов и ответов, различные конкурсы, встречи с учащимися представителей ВУЗов и колледжей, тестирование.
В 10–11 классах профориентационные экскурсии носят качественно новый характер. Они должны помочь школьникам соотнести их профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выбрать профессиональный путь, наиболее соответствующий их личностным качествам и интересам.
Организация экскурсии
Примерный план экскурсии на предприятие, в учреждение, организацию (распределение времени):
- музей или клуб (беседа) - 10–15 минут.
- объекты показа - 40–45 минут.
- подведение итогов - 20 минут.
- на переходы отводится 20 минут.
Таким образом, на экскурсию отводится 1 час 30 минут.
6. Типичные ошибки при проведении экскурсий
1. Плохая разработка маршрута экскурсии: задержки, длинные переходы, демонстрация старого оборудования.
2. Несоответствие моментов демонстрации и объяснения: при этом страдает качество восприятия. Если, например, в цехе шумно и сделать пояснение можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить пояснение.
3. Экскурсия посвящается какой-либо одной стороне производства или учебного процесса: демонстрации технического объекта, условиям работы, технологии и т.д.
- Избыточная детализация, использование специальных терминов, не понятных учащимся.
- Сухость, схематичность, поверхностность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимание на объекте экскурсии.
- Отсутствие контроля со стороны школы за усвоением материала.
Организация, подготовка, проведение экскурсии предусматривает следующие этапы:
1. Выбор экскурсионного объекта
- Разработка содержания экскурсии.
- Подготовка учащихся к экскурсионному ознакомлению с предприятием, учебным заведением.
- Проверка эффективности проведенной экскурсии.
- Выбор объекта
Предприятия, учреждения, учебные заведения, на которые организуется экскурсия, не должны быть крупными, технологический процесс производства – достаточно простой и доступный восприятию учащихся. Критерием служит высокий уровень организации производства на предприятии, оснащенность современной техникой, разнообразие профессий и специальностей.
2. Примерный план проведения экскурсий
Каждая экскурсия строится по определенному плану, где отражаются следующие этапы ее проведения.
1. Подготовка:
- составление списков и подготовка учащихся к экскурсии;
- разработка плана, содержания и маршрутов экскурсии; определение участников и объектов показа; расчет времени;
- подбор и назначение организатора экскурсии, экскурсовода
- распределение вопросов и заданий, по которым необходимо в ходе подготовки и проведения экскурсии собрать материал;
Подготовка учащихся к экскурсии
Включает в себя:
- подготовку учащихся психологически. Ввести их в предстоящую работу, раскрыть её значение, настроить на восприятие.
- сообщение темы, цели посещения, названия предприятия.
- обсуждение плана наблюдения: что наблюдать, в какой последовательности и с какой целью.
- указание пути сбора отчетного материала, выдачу задания по подготовке записных книжек, бумаги для зарисовок, ручки, карандаша, фотоаппарата и т.д.
- доведение до сведений учащихся сроков и форм подведения итогов: план отчета написание сочинений, рефератов, описание профессий, проведение анкетирования, выпуск стенгазет, фотогазет, информационных бюллетеней.
То, что школьники будут заранее знать о предстоящем подведении итогов заставляет их более ответственно настроиться на экскурсию, быть более внимательными. Но при этом надо избегать излишних всевозможных второстепенных заданий по оформлению результатов экскурсии.
И в заключение обратить внимание на технику безопасности.
2. Проведение экскурсии:
- вступительная беседа;
- практический показ с пояснением;
- заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы;
- вручение памяток, буклетов;
- выявление эффективности экскурсии путем анкетирования (приложение№1)
3. Подведение итогов:
- беседа по содержанию экскурсии;
- оформление альбомов, рефератов, информационного материала, бюллетеня, стенгазеты, и т.д.);
- выявление профнамерений (сочинение, анкетирование).
Содержание экскурсии на предприятие
Профориентационная экскурсия – одна из самых эффективных форм ознакомления учащихся с производством, техникой, технологией различных предприятий и основами профессий.
Цель экскурсии:
- познакомить учащихся с современным производством и перспективами его развития;
- расширить представления учащихся о содержании производственных профессий, прививать интерес к ним;
- познакомить с технологическими процессами, организацией и условиями труда;
- познакомить с трудовыми традициями предприятия, передовиками производства, ветеранами труда.
Экскурсии должна предшествовать вступительная беседа в классе, в кабинете профориентации школы или предприятия. Задача вступительной беседы - дать учащимся общую характеристику предприятия, его коллектива, наиболее массовых профессий, а также разъяснить правила техники безопасности. Беседа не должна быть продолжительной и многоплановой.
После вступительной беседы экскурсовод ведет учащихся в цех, где в сжатой форме дается характеристика цеха, его коллектива, наиболее распространенных профессий. Затем он показывает учащимся рабочие места специалистов, знакомит с представителями определенных профессий, дает их профессиографическую характеристику. Ребята одновременно наблюдают за работой специалиста и слушают экскурсовода. По ходу экскурсии они задают вопросы. После окончания экскурсии здесь же, на объекте, проводится заключительная беседа. Экскурсовод отвечает на вопросы учащихся. Обсуждается и систематизируется полученная информация.
Примерные вопросы, на которые должен обратить внимание экскурсовод при проведении экскурсии.
1. Знакомство с профессией и подготовка к ней.
История развития профессии. Потребность в профессии. Значение ее в наши дни для народного хозяйства, для общества в целом. Связь этой профессии с другими профессиями. Учебные заведения, в которых можно приобрести специальность. Условия приема и значение учебы. Характер обучения в профессионально-технических учебных заведениях.
2. Содержание труда по специальности.
Внешнее содержание трудового процесса: задание, материал, сырье, с которым работают, средства, ход, распределение и результат труда. Внутреннее содержание процесса: знания, навыки. Характер и условия труда: под открытым небом, в помещении, с животными, с техникой, требуют физического напряжения и прочее.
3. Требования к человеку.
Моральные, психофизиологические качества. Образованность, опыт. Медицинские и психологические противопоказания.
4. Социально-экономические особенности профессии.
Условия труда (время работы, охрана труда, отпуск и т.д.) заработок, система оплаты труда, рост доходов. Социальное обеспечение, деятельность профсоюзов. Жизненные и трудовые перспективы работников данной профессии. География профессии (местность, где работают специалисты данной профессии и где на них спрос.)
5. Литература о данной профессии.
Периодическая печать. Отдельные издания.
Привлекательность данной формы профориентации определяется несколькими факторами: во-первых, проведение экскурсий не требует от сторон больших кадровых, правовых и инфраструктурных затрат, во-вторых, экскурсии являются наиболее традиционной и естественной формой сотрудничества, в третьих эта форма профориентационной работы (информационно-просветительская) является необходимым элементом профессионального самоопределения, формирующая у учащихся положительное отношение к рабочим профессиям.