Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Учитель 21 века – это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя – это самообразование.
Основными критериями самообразования учителя являются:
- эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности школьников),
- творческий рост учителя,
- внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
С психологической точки зрения учителю необходимо постоянно заниматься самообразованием, поскольку специфика учительского труда такова, что педагоги:
- находятся в положении людей, задача которых сообщать истину, которую они нередко интерпретируют в соответствии со своими взглядами, сложившимися за десять и более лет до момента её сообщения;
- имеют ограниченные по сравнению с учениками временные возможности для получения информации;
- имеют сравнительно ограниченный круг общения со своими сверстниками и нередко ограниченное профессиональными интересами содержание общения.
В результате нередко картина мира, имеющаяся у учителя, может не соответствовать изменившимся реалиям, а следовательно, и существенно расходиться с картиной мира, воспринимаемой его учениками.
Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития по определенной теме.
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
- название темы (ее актуальность)
- цели
- задачи
- предполагаемый результат
- этапы работы
- сроки выполнения каждого этапа
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Результат самообразования
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Это могут быть:
- повышение качества преподавания предмета ;
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
- Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
В концепции о «модернизации школьного процесса обучения» чётко выделена задача школы на современном этапе – помочь ученику как личности адаптироваться в окружающем мире. Современное состояние обучения требует поиска новых путей, новых педагогических технологий. Одним из таких новых подходов является интерактивный режим обучения.
Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Суть этого обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Каждый из них вносит свой особенный личный вклад, идет обмен знаниями, идеями, методами деятельности. Это происходит в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать познавательную деятельность, Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания.
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
1. Цель: изучение и применение в практике работы интерактивных форм и методов обучения
2. Задачи
1) Изучить интерактивные технологии обучения учащихся.
2) совершенствование методического мастерства учителя ;
3) обеспечение формирования и развития УУД действий учащихся в условиях перехода на новый ФГОС.
4) включение интерактивных форм и методов обучения в практику работы;
3. Ожидаемые результаты
1)повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по физике,
2) развитие познавательного интереса учащихся к физике ( более активное и результативное участие в олимпиадах и конкурсах),
3) разработка комплекса уроков с использованием интерактивных технологий обучения,
4) проведение районного семинара по данной проблеме.
4. Направления самообразования
Основные направления | Действия и мероприятия |
Сроки |
Профессиональное |
|
|
Психолого-педагогические |
|
постоянно |
Методическое |
|
|
Информационные |
|
|
5. Основные этапы работы по самообразованию
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Практическая деятельность |
Диагностический |
Диагностика уровня готовности педагога к развитию . |
2016-2017 |
Заполнение Анкеты "Выявление способности учителя к саморазвитию" Изучение методической литературы |
Прогностический |
Выборка теоретического материала; формирование основы будущей работы |
2016-2017 |
Выступление на школьном семинаре |
Практический |
Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации, апробирование на практике выбранных методов. Корректировка работы. |
2018-2019 |
Выступление на МО |
Обобщающий |
Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал. Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде методической работы, подготовка к публикации. |
2019-2020 |
Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» |
Внедренческий |
Распространение опыта работы. |
С 2020 |
1. Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте. |