Цель мероприятия: обобщить знания обучающихся по разделу «Современная Россия» (программа А.А.Плешакова «Окружающий мир» для 4 класса).
- Правовая культура – это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. Она включает в себя все достижения юридической теории и практики. Основное достижение нашего государства – Конституция Российской Федерации. Государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры каждого гражданина, способствующей укреплению правопорядка в обществе, к разрешению различного рода конфликтов в общественной и частной жизни цивилизованным путем.
- Цель взаимодействия с родителями в рамках разработанного мероприятия: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; формирование готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучающихся:
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения общества;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание мероприятия
Подготовительный этап
- Проведение классного часа и родительского собрания «Закон страны – закон жизни».
- Приглашение на мероприятие всех родителей.
- Определение состава семейных команд, инструктаж по вопросу организации мероприятия (формируются 3 команды (возможно больше), в состав которых входит ребёнок и его родитель; капитаны команд – дети, родители организовывают дополнительное изучение доступной возрасту информации по теме мероприятия; формируется жюри).
Оборудование: флаг, герб, воздушные шары, символизирующие цвета флага России для блиц – опроса (порядок ответов соответствует цветам флага), загадочные сундучки (чёрные ящики), личные вещи родителей для загадочного сундучка, тексты писем – жалоб сказочных героев, благодарственные письма.
Основной этап
Приветствие и представление участников деловой игры.
Самоопределение к деятельности.
- Все мы граждане России (3 хлопка, 3 притопа)
Мы все вместе – это сила (3 хлопка, 3 притопа)
Конституцию страны (3 хлопка, 3 притопа)
Знать все граждане должны (3 хлопка, 3 притопа)
Долг, права, свободы граждан (3 хлопка, 3 притопа)
Изучаем – это важно (3 хлопка, 3 притопа)
Деловая игра «Наши права» посвящена Основному закону нашей страны – Конституции.
Актуализация вопроса, рассматриваемого на мероприятии.
- Многие столетия и даже тысячелетия в мире существовал беспорядок в отношениях между людьми. Конфликты разрешались при помощи драк, войн. Существовало неравенство между людьми с разным цветом кожи. Обращались в рабов люди другой национальности… Однако, пришло и осознание, что так жить нельзя! Нужны законы, правила жизни. В каждой стране есть Конституция, в которой описаны права, свободы и обязанности граждан. Есть закон, который называется Всеобщая декларация прав человека. У каждой страны есть своя конституция. Но все Конституции разных стран созвучны друг другу, потому что граждане каждой страны должны поддерживать порядок в мире.
Постановка задач мероприятия.
- Наше государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры каждого гражданина. Почему? (ответы детей и родителей)
- Правильно! Это помогает укреплению правопорядка в обществе, разрешению конфликтов цивилизованным путем. Граждане должны быть готовы самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. О чём же говорится в нашей Конституции? Некоторые права, свободы и обязанности граждан мы вспомним.
Организация взаимодействия учителя с обучающимися и родителями.
Блиц-опрос. Семейные команды представляют дети – капитаны и их родители.
Задача: поднять шарик на порядок правильного ответа (3 шара символизируют цвета флага России). Правильные ответы выделены. Правильный ответ – 1 балл.
Тренировка внимания
1. Меня зовут
- Виктория Владимировна
- Виктория Викторовна
- Виктория Валентиновна.
2. Мы живём в стране, которая называется
- Покачи
- ХМАО –Югра
- Россия
3. Наши гражданские права защищаются
- Конституцией
- Правилами дорожного движения
- Правилами поведения в школе
4. Действующая Конституция была принята в
- 1918 г.
- 1993г.
- 1939г.
5. «Конституция» в переводе с латинского означает
- Закон
- Устройство
- Правила
6. Главой нашего государства является
- Мэр
- Губернатор
- Президент
7. В соответствии с Конституцией ребёнком признаётся человек до
- 18 лет
- 14 лет
- 16 лет
8. Когда человек становится гражданином нашей страны?
- С момента рождения
- С 18 лет
- С 14 лет
9. На 1 странице Конституции размещён текст главной песни нашего государства. Это:
- Марш
- «Барыня»
- Гимн
10. Куда идут граждане России, достигшие 18 лет, чтоб осуществить своё право на участие в управлении государством
- На работу
- На выборы
- На приём к президенту
11. День Конституции в нашей стране отмечается
- 12 декабря
- 1 июня
- 12 июня
Загадочный сундук (чёрный ящик)
- Подтверждения того, что государство обеспечивает выполнение гражданских прав и обязанностей ваших родителей, находятся в сундучках. Каждая семейная команда приготовила соперникам свой загадочный сундучок.
Задача: рассмотреть предоставленные предметы и определить права и обязанности, гарантируемые Конституцией. Отвечают капитаны команд. Правильный ответ – 1 балл.
1. Вещи, которые могут быть в сундучках:
- Паспорт – право на гражданство.
- Ключ от квартиры – право на жилище и его неприкосновенность.
- Страховой полис (Таблетки)– право на медицинское обслуживание.
- Билет - право на отдых, свободное передвижение.
- Мел (каска, колба с нефтью) - право на труд.
- Свеча - право на свободу совести, свобода вероисповеданий.
- Военный билет (форменный ремень) - обязанность защищать Родину.
- Текст Конституции – обязанность соблюдать закон.
- Бутылка воды – обязанность сохранять природу и окружающую среду.
Вопросы болельщикам:
- Что такое «права» гражданина? (то, что государство гарантирует дать своим гражданам).
- Что такое «обязанности» гражданина? (то, что гражданин гарантирует дать своему государству).
«Помогите разобраться!»
(первой отвечает команда, показавшая свою готовность быстрее всех – знак «готов в паре ребёнок - взрослый»).
Задача: выслушать отрывки из писем - жалоб сказочных героев, определить героя и нарушенное право. Правильный ответ – 1 балл.
1)
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел - де царь Салтан.
(Царевна, «Сказка о царе Салтане…», право на жизнь)
2)
- Я попросила: «Матушка, сестры, можно и мне хоть одним глазком взглянуть на бал?». А они ответили: Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать королевском дворце? (Золушка, право на отдых)
3)
Пришёл волк и как зарычит:
- Сейчас же отопри дверь, а не то я ее выломаю!
-Дом поросенка – это крепость - сказал я своим братьям. И мы приготовились защищаться.
(Наф-наф, «Три поросёнка», неприкосновенность жилища)
4)
- Я несмело спросила:
- Госпожи утки что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.
И утки окружили меня. По – моему сначала у них явно появилось желание меня съесть ее, но почему –то утки отказались от этой затеи. (Лягушка, «Лягушка – путешественница», право на свободу передвижения)
5)
Папа Карло купил мне Азбуку с красивыми цветными картинками и отправил меня в школу. Но в школу я не попал… (Буратино, «Приключения Буратино», право на образование)
Подведение итогов игры жюри
Награждение всех команд благодарственными письмами.
Рефлексия деятельности
- Знание Конституции помогает укреплению правопорядка в обществе, разрешению конфликтов цивилизованным путем. Мы, граждане должны быть готовы соблюдать закон, правильно действовать и отвечать за свои поступки. Давайте проверим вашу готовность! Я зачитываю предложение. Если его содержание соответствует Конституции, вы все вместе говорите «Да!», если это противоречит закону, говорите «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Человек имеет право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!