Работа над алгоритмом записи слов, списывания текста и самопроверки. Развитие речи

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: развитие речи, текст, самопроверка, списывание текста


Тема

Работа над алгоритмом записи слов, списывания текста и самопроверки. Развитие речи.

Цели урока:

Образовательные:

  • добиться понимания и воспроизведения алгоритма написания слов с комментированием;
  • развивать умения определять текст.

Воспитательные:

  • воспитывать потребность совершенствовать свою речь,
  • формировать интерес к слову.

Формировать УУД:

  • Личностные: - обладать мотивационной основой учебной деятельности;
  • Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу;
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
  • Познавательные УУД: - использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • Осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

  • Понимать и воспроизводить алгоритм написания слов под диктовку,
  • научатся каллиграфически правильно списывать текст.

Личностные:

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Слово- «предмет», определение текста, предложение.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, литературное чтение, музыка.

Ресурсы:
- основные
- дополнительные

Рабочая тетрадь
Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал;
Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

 

Технология проведения

Деятельность
ученика

Деятельность
учителя

Обучающие и развивающие и диагностирующие задания
каждого этапа

Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Соблюдать правила поведения на уроке.

Настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Слайд 1

Проверь, дружок!
Ты готов начать урок?
Все на месте, всё в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?

I этап. Организационный момент.

  • самоопределение (Л);
  • смыслообразование (Л);
  • целеполагание (П);
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II этап .Создание проблемной ситуации

Цель:— мотивировать обучающихся на выполнение

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу, учить школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.

II этап . Проблемная ситуация
«Крылья» доски закрыты. На доске висит замок. (рисунок замка). Вокруг замка несколько брелков с ключами, на которых написаны слова.( Пушинка, ёлка, чиж, оса, якорь.)

- Кто закрыл доску? Нам будет очень трудно работать без доски.

Слайд 2

Кот Матроскин : Это я закрыл доску. Все равно дети ничего не умеют, не знают.

- Нет, Матроскин, ребята многому научились. Вот смотри и слушай.

- Но как нам доску открыть?

Слайд 3 ( Конверт от Матроскина)

- На ключе от замка слово из двух слогов, в котором звуков больше, чем букв.

Первый слог ударный.

Слайд 4

Пушинка, ёлка, чиж, оса, якорь.

II этап.

Проблемная ситуация

Фронтальная работа

Коммуникативные УУД

Личностные УУД Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

III этап. Актуализация знаний.

Цель – провести сравнительный фонетический анализ слов

Цель – уметь осуществлять кооперативно – соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение.

Работа в тетради

Дети записывают слово.

Работать с информацией, представленной в форме игры

Работать коллективно. Участвовать в обсуждении представленного задания.

Работа в парах (дети работают у закрытой доски)

Анализируют работы уч-ся, дают устную оценку.

Буквы записаны в тетради.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует уточнение вида работы на данном этапе урока.

В это время
организовать коллективную работу с классом

Проверка работы у доски.

Организует проверку работы уч-ся.

III этап. Актуализация знаний.

Дети объясняют каждое слово.

Ключ со словом ёлка,, т.к 2 слога, 4 буквы, 5 звуков, первый слог ударный.)

Открываем доску.

На доске две схемы.

- Какая схема соответствует данному слову?
Почему? (йотированный гласный в начале слова обозначает два звука)

- Посмотрите и здесь кот похозяйничал.

Нам необходимо преобразовать написанные на доске буквы в другие с помощью губки и мела:

Слайд 5

Игра « Угадай-ка»

Назовите правильно буквы, которые испортил кот.

(в, Д, ы, н, з, А, ё. )

Какие буквы получились? Выписать только гласные буквы. ( Е,и, о,)

Какая буква лишняя? - е почему? (Йотированная гласная)

III этап. Актуализация знаний.

 

Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий

Личностные УУД
-Оценивание учащимися своей работы (критериальная система оценки).

Оценивание учащимися своей работы (критериальная система оценки).

  • самоопределение (Л);
  • смыслообразование (Л);
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
  • поиск и выделение необходимой информации (П);
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
  • планирование (П);

Физминутка

Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.,

 

   

Пальчиковая гимнастика под музыку.

Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать
А потом они в тетради будут буковки писать (трясем ладошками)
Только уставать начнём
Пальцы сразу разожмём
Мы пошире их раздвинем
Посильнее напряжём. (кисти встряхнуть)
Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки (в замок и в вверх)
Ну а теперь мы от земли
Отталкиваем тучки

 

IV этап
Сообщение темы и целей урока.

Цели:
Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

V.этап Подготовка к изучению нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Гимнастика для глаз

Цель: профилактика утомления, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Дети с помощью учителя формулируют цели урока.

Работа в тетради

Письмо по памяти

Взаимопроверка
Работа в парах.
Оценивание работ.

Записывают отгадку одним словом

Работа в тетради и у доски

 

 

 

Помогает учащимся сформулировать целеполагание урока

Напоминает алгоритм
письма по памяти.

Работа над значением слов

Диктует загадки, дети должны записать отгадку одним словом

Объяснение учебной задачи.

Положите правильно тетрадь. Учимся красиво писать.

Сейчас я прочитаю загадку, а в отгадке несколько раз встречаем букву е.

Слайд 6

- Что зимой в трубе гудит?
- Ветер.

Записать это предложение по памяти.

Слайд 7

Какой знак поставили в конце предложения? Почему?

Записать слово - отгадку.

ВЕТЕР. На какой вопрос отвечает?
Что обозначает? - предмет.

А если ветер со снегом?

Слайд 8

Загадки:

Пеленает снегом ель,
С песней грустною … ( метель)

Слайд 9

У метели есть подруга,
Звать подругу эту … (вьюга)

Слайд 10

Буря снегом закружила,
Город мой запорошила.
А когда угомонится,
Всё вокруг засеребрится… (пурга)

Что обозначают эти слова?
Это явления природы, отличающиеся силой ветра.

Запишите эти слова в порядке усиления ветра.

Письмо с комментированием.

Метель, вьюга, пурга.

Слайд 11

Объясните.

Метель - снегопад с несильным ветром.
Вьюга - снегопад с сильным ветром.
Пурга - снегопад с очень сильным ветром.

Поставить в словах ударение, разделить на слоги, посчитать буквы звуки, подчеркните слова, где все согласные звуки твёрдые, мягкие.

Слайд 12

  • самоопределение (Л);
  • смыслообразование (Л);
  • целеполагание (П);
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
  • выдвижение гипотез и их обоснование (П);
  • поиск необходимой информации (П);
  • использование знаково-символических средств (П);
  • моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);
  • установление причинно-следственных связей (П);
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • построение логической цепи рассуждений (П);
  • доказательство (П);
  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
  • осознание ответственности за общее дело (Л);
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

VI этап. Закрепление изученного

Цель: закрепление понятия «текст»

Алгоритм списывания текста.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
Работа в тетради

Списывание текста. Проверка..

Оценивание работы.

Объяснение учебной задачи.

Анализирует задание с уч-ся. Обеспечивает понимание уч-ся предстоящей самостоятельной работы.

Организация проверки списанного текста.

 

В какое время года бывают такие явления природы? ( зимой)

Слайд 13

Работа с понятием « текст»

Прочитайте предложения. Можно ли сказать, что это текст?

Наступила зима. Замёрзли реки.
Снег покрыл поля и крыши домов.
В поле цветут васильки.

Почему?
- « Есть лишнее предложение. В поле цветут васильки.»
Вывод:
« А в тексте все предложения объединены по смыслу».

Убираем неправильное предложение с объяснением, почему оно лишнее.

Слайд 14

Прочитать полученный текст.
Списать текст.

 

  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
  • анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, ,классификация (П);
  • понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
  • подведение под понятие (П);
  • моделирование, преобразование модели (П);
  • использование знаково-символических средств (П);
  • установление причинно-следственных связей (П);
  • выведение следствий (П);
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
  • выполнение действий по алгоритму (П);
  • построение логической цепи рассуждений (П);
  • доказательство (П);
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
  • контроль, коррекция, оценка (Р);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
  • использование критериев для обоснования

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

 

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности

Подведение итога

Итог урока:

Я хочу чтобы вы оценили свою работу на уроке. Если было все понятно, нарисуйте квадрат.

Если испытали небольшие трудности, нарисуйте треугольник.

Сделали много ошибок - круг.

Видишь, Матроскин, как много мы уже умеем и знаем с ребятами.

Слайд 15

А теперь он думает, зачем детям ходить в школу. Они и так уже много знают.

Ответы детей, зачем еще надо ходить в школу.

  • рефлексия способов и условий действия (П);
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
  • самооценка на основе критерия успешности (Л);
  • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
  • формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
  • использование критериев для обоснования своего суждения (К);
  • планирование учебного сотрудничества (К);
  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).