Дифференциация звуков Г-К, речевое дыхание и слитность речи, логическое ударение. Текст «Ленинград»

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Технологическая карта индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Маженин Дмитрий, ученик 5 класса
Диагноз: Двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени, ЗРР.
Кохлеарная имплантация на правое ухо.
Артикуляционный аппарат в норме.
Отработанный речевой материал воспринимает на слух на расстоянии до 5 метров.

Тип занятия: Систематизация и обобщение знаний и умений.

Продолжительность учебного занятия – 20 мин.

Цель:

  • Учить дифференцировать звуки Г-К, давать сравнительную характеристику родственным по артикуляции звукам Г-К.
  • Формировать навык самоконтроля над собственной речью.

Задачи:

Образовательные:
- автоматизировать звуки Г-К в слогах, в словах, в предложениях;
- закреплять навыки восприятия речевого материала на слух по тексту «Ленинград».
Развивающие:
- продолжать работу над словесно-логическим мышлением;
- развивать речевой слух при различении слов и фраз;
- развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и потребность в самостоятельной устной речи, желание говорить внятно и разборчиво;
- воспитывать активность, внимание к собеседнику, самостоятельность, инициативность.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Осознание значимости умения различать, правильно произносить звуки речи, правильно произносить звуки
Г-К в самостоятельной речи.
Привитие интереса к истории России, окружающему миру.

Умеет слушать и выполнять задания в соответствии с целевой установкой.
Создает алгоритм рассуждения при выборе нужного звука и буквы.
Осуществляет самоконтроль и адекватно воспринимает оценку учителя.

Умеет сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки, может аргументировать свою точку зрения, осознанно строит речевое высказывание, пользуется своими слуховыми возможностями.

Слушает учителя, понимает на слух речь учителя, ведёт диалог с учителем, сотрудничает в процессе работы.
Учится разрешать проблемную ситуацию, контролирует свою речь.

 

Виды учебной деятельности

- Дифференцирует звуки речи Г-К.
- Составляет алгоритмы рассуждения при выборе нужного звука и буквы.
- Отвечает на вопросы учителя. Внятно, выразительно читает речевой материал занятия.
- Следит за произношением, осуществляет самоконтроль.
- Воспринимает текст целиком с голоса учителя.
- Отвечает на общие вопросы, направленные на выявления понимания основного содержания текста.
- Планирует свою деятельность.

Дидактический материал:

  • Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. Л.П.Назарова, 2001.
  • Развитие речевого восприятия. Т.К.Королевская, А.Н.Пфафенродт, М., «Владос», 2004.

Оборудование: карточки с речевым материалом, экран, презентация.

Структура занятия

I.Вводная часть.
1. Приветствие.
2. Организационные фразы
3. Различение фраз разговорно- обиходного характера.

II. Основная часть.
I.Работа над произношением.
Дифференциация звуков Г-К.
1.Работа над звуками.
2.Отработка звуков в слогах.
3. Отработка звуков в словах и словосочетаниях.
4.Отработка звуков в самостоятельной речи. Работа над логическим ударением.
II. РСВ.
1.Работа с текстом «Ленинград»
2.Ответы на вопросы.
3. Восприятие и опознавание слов и словосочетаний.
4.Составление текста по словам и словосочетаниям.

III. Заключительная часть.
1. Рефлексия .
2. Итог занятия.

Ход урока

I. Вводная часть

1. Приветствие. Организационные фразы. (на слух)

  • Поздоровайся с гостями.   + Здравствуйте.
  • Как ты слышишь?    + Я слышу хорошо. 
  • Что ты будешь делать?     + Я буду слушать и говорить.
  • На уроке мы будем правильно говорить звуки Г-К в словах и предложениях, будем работать над текстом «Ленинград», будем слушать и отвечать на вопросы.
  • Ты готов?   + Да, я готов.

- Слушай внимательно, говори хорошо. старайся.

II. Основная часть

I. Работа над произношением.Дифференциация звуков Г-К.

1. Работа над звуками.

- Будем работать над звуками Г-К. (карточка Г-К)

  • Какие это звуки?     + Это парные согласные звуки.
  • Чем отличаются?    + При звуке Г – голос есть, он звонкий согласный, а при звуке К – нет голоса, он глухой согласный.
  • Скажи правильно перед зеркалом. (зеркало)

2. Отработка звуков в слогах.

1) Будем читать слоги кратко: (табличка)

га-ка

ага-ака

го-ко

аго-ако

гу-ку

агу-аку

ги-ки

 

ге-ке

 

2) Послушай и повтори (на слух)

Послушай и повтори, выделяя ударный слог. (на слух)

  • кака га
    кака го
    кака гу

3.Отработка звуков в словах и словосочетаниях.

1) Послушай словосочетания и вставь нужную букву Г-К (карточка) (на слух, ученик воспринимает слова с голоса учителя)

  • (г)ород-(г)ерой
  • бло(к)ада  Ленин(г)рада
  • вра(г)и  о(к)ружили

2) Прочитай словосочетания слитно.

4. Отработка звуков в самостоятельной речи. Работа над логическим ударением.

1) Вставь слова в предложения. (карточка)

На реке Нева стоит город … (Санкт-Петербург).

Ленинград – город -… (герой).

Люди стали умирать от… (голода).

2) Прочитай предложения. Выделяй слова, на которое падает логическое ударение.

1. Работа с текстом «Ленинград». (2 занятие по тексту)

1) Будешь работать над текстом. Слушай внимательно предложение и найди его (Перед ребенком разрезные карточки с предложениями, учитель читает на слух предложения по порядку, ребенок выстраивает текст)

На реке Нева стоит город Санкт-Петербург.
Раньше он назывался Ленинград.
Это город-герой.
Во время войны враги окружили город.
Это называется блокадой города.
Враги не пускали машины с продуктами в Ленинград.
В магазинах не было хлеба, мяса, масла.
Люди стали умирать от голода.
С наступлением холодов река Нева замёрзла.
По тонкому льду поехали первые машины с продуктами.
Многие машины провалились под лёд.
Девятьсот дней продолжалась блокада города.
Но жители смогли победить врага.

- Что ты делал?   + Я слушал текст.

- Что ты услышал, запомнил?

- О чем текст?

Слушай предложения (на слух, по -порядку) (различает фразы текста по порядку. Отрабатывает произношение трудно произносимых слов)

- Говори правильно:

Санкт-Петербург

с насту_
плени_ плением
с наступлением

девять_сот-девятьсот

2. Ответы на вопросы и задания. (на слух)

  • Какой город стоит на реке Нева?
  • Как назывался Санкт-Петербург раньше?
  • От чего люди умирали в Ленинграде?
  • Сколько дней продолжалась блокада города?

Дополни предложение.

 …, и река Нева замёрзла.

3. Восприятие и опознавание слов и словосочетаний. (Проговаривает фразы слитно, на одном выдохе. Воспринимает отдельные словосочетания)

(на слух)

Река Нева, Санкт-Петербург, Ленинград, назывался, город-герой, война, враги, окружили, блокада – блокадой – блокады, продукты – продуктами, умирать- умирали, замёрзла, тонкий лёд, девятьсот дней.

Составление текста по словам и словосочетаниям.

(Выдается карточка. Ребенок составляет предложения.)

III. Заключительная часть

Итог занятия.

- Что ты делал? + Я …

- Какие звуки мы учились говорить? + Мы учились говорить звуки Г–К.

- Спроси меня, как ты занимался? + Г.М., как я занимался?

- Ты молодец. Слушал внимательно, говорил хорошо, старался.

Попрощайся с гостями. + До свидания.