Технологическая карта урока
Предмет/ класс: русский язык 6 класс |
||
Общая информация о занятии |
||
Цель: формирование способов действия при написании отрицательных местоимений. |
||
Тип занятия: |
Материально-технические средства: плазменная панель, компьютер, презентация. |
Технология: проблемно-диалогическая |
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
П 3–5 – Построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Поиск разнообразных способов решения задач. Структурирование знания.
П 15-17 – Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
П 18-19 – Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем.
Коммуникативные:
К 1 – 5 - Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной. Ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии. Учет разных мнений. Стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
К 7 - Построение понятных для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет.
К 9 – 13 - Контроль действий партнера. Использование речи для регуляции своего действия. Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. Владение монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные:
Р 1 – 4 - Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане. Учет правила в планировании и контроле способа решения. Осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
Р 6 – 8 - Различение способа и результата действия. Оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Личностные:
Л 6-9 - Развитие «Я-концепции» и самооценки личности. Формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Л 11 – Формирование границ собственного знания и «незнания».
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Мотивация к деятельности |
Приветствует учащихся, готовит эмоционально и психологически к уроку. |
Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм. |
К 2 |
2. Актуализация знаний, необходимых для изучения темы |
Организует повторение знаний, закрепление умений. |
Читают стихотворение о местоимениях, определяют их значение. Смотрят отрывок из м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке», записывают местоимения, определяют их разряд. |
П 14 |
3. Формулирование темы урока |
Организует учащихся для формулирования темы урока. |
Читают стихотворение об отрицательных местоимениях, выписывают неизвестные местоимения. Определяют, на что указывают местоимения, как они могут называться. Формулируют тему урока. |
П 6, 13 |
4. Постановка проблемы |
Создает проблемную ситуацию. Организует учащихся для выявления правильной гипотезы. |
Делят местоимения на три группы по способу их написания. Формулируют проблему. Выявляют места и причины затруднения в написании. Формулируют цели урока. |
П 18-19 |
5. Поиск решения |
Организует учащихся для исследования проблемной ситуации. |
Работают в группах, выдвигают гипотезы написания отрицательных местоимений, приводят аргументы и контраргументы. Формулируют правило. Сравнивают свою гипотезу с правилом в учебнике. |
П 3-4, 15-17 |
6. Первичное закрепление |
Организует деятельность учащихся для применения новых знаний. |
Выписывают отрицательные местоимения из стихотворений Рубцова и Лермонтова, объясняют их написание. Дописывают в пословицы отрицательные местоимения, объясняют их написание. |
П 3,5 |
7. Рефлексия |
Организует рефлексию и самооценку результатов деятельности учащихся. |
Осуществляют оценку урока и самооценку. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
П 5 |
8. Домашнее задание |
Предлагает дифференцированные задания для домашней работы. |
Осуществляют оценку своих способностей. Выбирают вид задания. |
Р 2 |
Ход урока
1. Мотивация к деятельности
- Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение, поэтому урок наш пройдет интересно и плодотворно.
2. Актуализация знаний
1) Ребята, давайте вспомним, какую часть речи мы сейчас изучаем? (Местоимение)
2) Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворение. Как вы его понимаете?
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
3) Просмотр отрывка из мультфильма.
- Какая это сказка, кто автор? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Перед вами отрывок из литературного произведения (распечатанные тексты).
Выборочно-объяснительный диктант
- Выпишите местоимения, определите их разряд.
Вот пошел он к синему морю;
Видит, - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Он (лич.), он (лич.), к нему (лич.), чего (вопр.), тебе (лич.). ей (лич.), меня (лич.), моя (прит.), мне (лич.), ей (лич.), наше (прит.), себе (возвр.), вам(лич.).
3. Формулирование темы урока
Нам предстоит сегодня познакомиться с еще одним разрядом местоимения. Попробуем догадаться, как называются эти местоимения.
Прочитайте стихотворение, выпишите неизвестные (выделенные) местоимения.
Жило-было НИЧТО.
Не умело НИЧЕГО,
Взад-вперед оно ходило
И НИ С КЕМ не говорило.
НИКОГО не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это НИЧЕГО
И сказать-то
НЕЧЕГО!
- На что указывают эти местоимения? (На отсутствие чего-либо, что-нибудь отрицается)
- Как могут называться такие местоимения?
- Подсказка: Какие приставки в этих местоимениях? А есть еще частицы НЕ и НИ. Как они называются? (Отрицательные)
- А как называются эти местоимения? (Отрицательные)
- Какова тема урока? (Отрицательные местоимения). Запись темы урока.
4. Создание проблемной ситуации
1) На какие три группы можно распределить все эти местоимения? (На три группы)
Запишите в три столбика.По какому принципу распределяли? (1 - с приставкой НИ, 2 - с приставкой НЕ, 3 – пишутся в три слова)
Ничто |
Нечего |
Ни с кем |
2) Какие приставки есть у отрицательных местоимений? (НЕ и НИ)
3) Глядя на эти местоимения, какой вопрос возникает? Чего мы еще не знаем? (Как пишутся отрицательные местоимения)
4) Какие цели поставим?
5. Поиск решения проблемы
1) На сколько групп мы разделили местоимения? Разделитесь тоже на три группы. Даю задание для каждой группы.
1 группа – Выделите приставку в местоимениях. Почему в них пишется приставка НИ? (Приставка в безударном положении)
Ничто, ничего, никого, ничего.
Подсказка: Поставьте ударение в местоимении.
2 группа – Выделите приставку в местоимениях. Почему в них пишется приставка НЕ? (Приставка под ударением)
Нечего.
Подсказка: Поставьте ударение в местоимении.
3 группа – Выделите приставку в местоимениях. Как пишутся эти местоимения? (В три слова. Между приставкой и местоимением есть предлог)
Подсказка: Что такое К в местоимении НИ С КЕМ? (Предлог)
Ни с кем.
2) Сделаем вывод о написании местоимений (самостоятельно).
3) Проверим правильность написания отрицательных местоимений (источник) – стр.286, 287.
4) Есть ещё стихотворение о правописании отрицательных местоимений:
Знай: в отрицательных местоименьях
Под удареньем НЕ, а НИ – без ударенья.
И это выучи старательно:
В местоименьях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три.
А два не пишем никогда –
Запомни это навсегда!
6. Первичное закрепление
1) Упр.703.
- Выпишите из стихотворений Лермонтова и Рубцова отрицательные местоимения.
Объясните их написание.
Ничей, некому, ни о чём, никем, ничего.
2) Допишите пословицы:
1. Худо тому, кто не делает добра _________ .
2. Говорит до вечера, а слушать __________ .
3. Кому работа служит, тот _______ не тужит.
7. Рефлексия
- Сегодня я понял____________.
- Сегодня я научился_________ .
- Какие затруднения испытали на уроке?
- Зачем нужно изучать эту тему?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какие себе оценки поставили? (Оценочные карточки)
8. Домашнее задание
1) Вспомните и запишите литературные произведения, в названии которых есть местоимения.
2) Попробуйте себя в творчестве. Напишите стихотворение о правописании отрицательных местоимений.
3) П.63, упр.705.