Конструкт урока по математике "Решение задач на части". 5-й класс (ФГОС)

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: математика, ФГОС


Цель урока: Формирование умений решать задач на части с помощью уравнений.

Планируемый результат:

  • Личностный: проявляют интерес к уроку математике, демонстрируют умение работать самостоятельно и фронтально.
  • Метапредметный: учащиеся совместно с учителем ставят цель урока, осуществляют самоконтроль, демонстрируют умение осознанно строить речевое высказывание, демонстрируют умение выстраивать логические цепи рассуждений, находят и формулируют проблему, сотрудничают с учителем и сверстниками, демонстрируют умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
  • Предметный: составляют алгоритм решения задач на части совместно с учителем, демонстрируют умение решать задачи с помощью уравнения, применяя алгоритм решения уравнений, знают взаимосвязь между компонентами и результатом арифметических действий

Задачи:

  • Воспитательная: воспитывать интерес к математике, умение работать самостоятельно и фронтально.
  • Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, контроль, оценка); развивать познавательные УУД (общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, рефлексия способов и условий действия;
    логические: построение логической цепи рассуждений;
    постановка и решение проблемы: формулирование проблемы ); развивать коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью).
  • Образовательная: учить детей решать задачи с помощью уравнения, применяя знания алгоритма решения уравнений, взаимосвязи между компонентами и результатом арифметических действий.

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

  • По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).
  • По дидактическим целям:
    • Методы приобретения новых знаний;
    • Методы формирования умений и навыков, применений знаний.
  • По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого, частично-поисковые.

Средства обучения:

  • Демонстрационные: презентация, материалы для практической работы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

План урока

  1. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)
  2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (7 мин)
  3. Решение проблемы. (7 мин)
  4. Первичное закрепление. Включение в систему знаний. (7 мин)
  5. Физминутка. (3 мин)
  6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (5 мин)
  7. Информация о домашнем задании. (1 мин)
  8. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)
  9. Практическая работа. (7 мин)

Этапы

Методы

Деятельность учителя

1. Мотивация к учебной деятельности.
Задача: с мотивировать обучающихся на предстоящую деятельность.
Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока.

По источнику получения знаний:
Словесные:
•беседа

Здравствуйте, ребята!Сейчас у нас урок математики.
Проверим готовность к уроку.
Откройте тетради и запишите дату, классная работа
Сегодня наш урок посвящен решениям задач на части- одним из самых трудных в курсе математики 5 класса, но вместе с тем и интересных, так как практически все задачи взяты из нашей повседневной деятельности. Я надеюсь, что мы вместе справимся с трудностями и научимся решать эти задачи.

Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.

  • Познавательные: формирование умения пользоваться простыми логическими операциями: анализ, сравнение.
  • Коммуникативные: формирование умения обьяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

3. Решение проблемы

Цель: 
- организовать актуализацию изученных способов действий достаточных для построения нового знания;
- зафиксировать актуализированные способы в речи.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие.
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
Цель:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.

По источнику получения знаний:
Словесные:
беседа, упражнение
Наглядные:
демонстрация
По дидактическим целям:
Методы формирования умений и навыков, применения знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность:
Проблемное изложение изучаемого.
частично-поисковые.

Ребята! Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова известного математика Фурье и мыслителя Ф. Бэкона:
«Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики».
«Измеряй все, что можешь измерить, и делай таковым все, не поддающееся измерению».
Скажите мне, что подразумевали эти ученые в своих высказываниях?
Правильно, ребята! Ведь все открытия люди совершали благодаря своим наблюдениям, исследованиям, экспериментам. Только в труде можно чего-то достигнуть, открыть на благо всему человечеству.
Итак, ребята, в нашей повседневной деятельности многие взрослые сталкиваются с решениями задач на части. Например:
а) наши мамы, когда консервируют на зиму огурцы, помидоры, решают такие задачи (слайд №8)
б) в строительстве (слайд № 9)
в) в стекольной промышленности (слайд №10) Решить задачу вместе с детьми, представленную на этом слайде
Кто может привести еще примеры использования таких задач в нашей жизни?
(если у детей возникнут затруднения с примерами, можно задать на дом)

А сейчас мы отправимся в гости к сказочным троллям и посмотрим, чем они занимаются? (слайд № 11). На картинке тролль варит сказочное зелье. А рецепт его такой: «На 7 частей родниковой воды берут 2 части настойки одуванчика, 3 части болотной воды, 5 частей морковного сока» .Посмотрите, у меня есть все компоненты для приготовления этого отвара. Я беру маленькую ложечку и наливаю в отдельную посуду 7 ложечек родниковой воды, 2 ложки настойки одуванчика, 3 ложки болотной воды и 5 ложек морковного сока. У меня получилось 50 мл зелья.
А теперь я возьму большую ложку, и также буду смешивать компоненты. На этот раз получилось 100 мл зелья. Скажите мне: «Все ли правильно я сделала? Везде ли у нас получилось зелье или где-то я сделала ошибку?» (Дети дают разные ответы, но в конце все вместе приходят к выводу, что , и в первом, и во втором случае зелье приготовлено было верно. Все зависит от выбора единицы измерения)

4. Первичное закрепление. Включение в систему знаний
Задачи:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Формируемые УУД:
Познавательные: умение структуризировать знания; выявление границ применимости нового знания;
Регулятивные: прогнозирование и волевая саморегуляция в ситуации применения нового знания.

Цель: проверить уровень усвоения материала
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

Закрепление
Открываем учебник, читаем задачу № 574 .
Мороженое содержит 7 частей воды,
2 части молочного жира,
2 части сахара по массе.
Сколько потребуется сахара для приготовления 4400 кг мороженого?
(очень часто дети задают вопрос: «Что означают слова по массе»? Учитель объясняет детям значение этих слов)
Ребята, скажите мне, если я возьму маленькую ложечку, я смогу получит 4400 кг мороженого? А если я возьму большую ложку? Тогда что нужно обозначить за х в этой задаче? Правильно, массу одной части.
Решение: Пусть кг - масса одной части, тогда ( ) кг - масса 7 частей воды, кг - масса 2 частей молочного жира, кг – масса 2 частей сахара. По условию задачи нужно приготовить 4400 кг мороженого. Составим уравнение:

Представьте, масса одной части 400 кг. Тогда для приготовления 4400 кг мороженого потребуется кг сахара
Ответ: 800 кг.

5. Физминутка

 

Сейчас немного отдохнем, проведем физминутку. Встаньте, пожалуйста, подравняйтесь.

Мы руками поведем -
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре -
Вот мы к берегу подплыли.
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять -
Вправо, вправо, влево, влево.
Не забудем и присесть -
Раз, два (присели), три, четыре (встали),
На счет пять - за парты сесть.
Молодцы!

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.
Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.
Цель: проверить своё умение применять алгоритм нахождения отношения в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:
Методы выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение)
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

Решим ещё одну задачу:

Для детских новогодних подарков были закуплены шоколадные конфеты и карамель - всего 20кг. Сколько было закуплено конфет того и другого сорта, если карамели взяли в 3 раза больше, чем шоколадных конфет?
Ребята, это тоже задача на части, только их надо специально ввести. Что в этой задаче обозначить за одну часть? Правильно, массу шоколадных конфет. Тогда карамель составит 3 части. Всего на 20 кг конфет приходится
1+3=4 (части)
на 1 часть приходится
20:4=5(кг),
Тогда на 3 части приходится
5х3=15(кг)
Итак, было куплено 5 кг шоколадных конфет и 15 кг карамели.
Проверим решение этой задачи (решение показать на слайде)

7. Информация о домашнем задании
8. Рефлексия учебной деятельности
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха.
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм решения задач на части
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности: деление чисел;
5) обсудить и записать домашнее задание.

Задача: дать инструктаж домашнего задания
По источнику получения знаний: словесные (объяснение, беседа
Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности
Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: диалог, рассказ.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение.

Наш урок подходит к концу. Запишите домашнее задание. На следующий урок попробуйте придумать и записать свою задачу на части. Можно оформить на формате А4.
А сейчас подведем итоги нашего урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
– Как вы можете оценить свою работу?
Ребята, с решением каких задач мы сегодня познакомились?
– В каких областях деятельности люди сталкиваются с решением таких задач?
– От чего зависит ,сколько получится в итоге мороженого, сколько цемента?

9. Практическая работа
Коммуникативные:
1) развитие умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
2) формирование умение вести диалог,
3)распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы.
Познавательные:
1)формирование способности определять, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства их осуществления; 2)формирование творческого видения (умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать).
Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и коррекция.
Личностные:
проявление познавательных интересов и активности в практической работе

 

Сейчас вы сами будете готовить молочный коктейль.(инструктаж)
Рецепт такой (слайд № 20):
На 2 части молока взять 1 часть фруктового льда, 2 части напитка «Мажитэль», одну часть фруктового льда.
Определитесь с выбором, что вы будете брать за одну часть.
(Класс заранее был разбит на 4-5 групп, родители заранее покупают компоненты для коктейля, принести миксер, стаканы).Как приготовите, угостите своих товарищей. Посмотрим у какой бригады коктейль получится самый вкусный!
Желаю удачи!