Вид проекта: творческо-исследовательский проект.
Образовательная области: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.
Продолжительность: 3 месяца (январь–март).
Участники: воспитатели, родители и дети подготовительной к школе группы.
Актуальность
Часы – распространенная и всем известная вещь. Без часов никак не обойтись. Они с нами повсюду: на руке, на телефоне, компьютере, бытовых приборах, в машине, на улице, на вокзале, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы – круглые, другие квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда-то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из-за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Дети захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов.
Цель: показать разнообразие часов, их изменение в истории, создание собственных мини-музеев, организация экскурсий.
Задачи:
- Расширять знания детей об умениях людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день.
- Познакомить с разнообразием часов, с его значимостью для человека.
- Показать значимость времени в занятиях разной деятельностью.
- Развивать умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться.
- Формировать представление о музее.
- Развивать познавательные способности и познавательную деятельность.
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения и исследования объектов.
- Обогащать словарный запас детей и их знания в процессе знакомства с экспонатами.
- Развивать умение передавать свои чувства в рисунках и поделках, умения и навыки в работе.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап. 1 неделя (11–17 января)
- разработка стратегии реализации проекта, оформление документации проекта;
- изучение познавательной и методической литературы, разработок по данной теме в сети Интернет;
- подбор групповых занятий по теме проекта;
- подбор дидактических игр, физкультминуток для детей;
- изучение возможности программы «1-С»;
- подбор иллюстраций и дидактических пособий, художественной литературы для чтения детям, мультфильмов о часах;
- подбор опытов с часами «Как работают солнечные часы», «Водяные часы», «Огненные часы», «Шестеренки в часах»;
- создание презентаций «История часов», «Интересные часы»
- консультации для родителей «Часы своими руками».
2. Основной этап 14 недель (18 января–27 марта)
Месяц | Тип мероприятия |
Название |
Январь |
Чтение художественной литературы |
Е.Шварц «Сказка о потерянном времени», пословиц и поговорок о времени, «Часы-часики» Эльмир Котляр, |
Беседы |
«Если б не было часов», проблемная ситуация; «Профессия часовщик»; «Где можно увидеть часы» |
|
Продуктивная деятельность родителей с детьми |
Сбор материала (часов) для минимузея «Часы и время» |
|
Групповые занятия |
Математика: «Часы», «Получас» (В.П.Новикова, стр. 85,102) |
|
Дидактические игры |
«Какие бывают часы», «Определи, который час?» |
|
Самостоятельная деятельность детей |
Рисование: «Песочные часы», «Наручные часы»; рассматривание экспонатов минимузея, иллюстраций |
|
Просмотр мультфильмов |
Роберт Саакянц «Учимся считать» |
|
Февраль |
Беседы |
Проблемные ситуации: |
Продуктивная деятельность |
Конструирование «Часы для папы», изготовление рабочих макетов «Делаем солнечные часы», «Мастерим водяные часы», «Огненные часы» |
|
Опытно-исследовательская деятельность |
«Как работают солнечные часы», «Замеряем время по водяным часам», «Как пользоваться огненными часами» |
|
Чтение художественной литературы |
Как Мышка-Хитрушка мышат времени учила |
|
Дидактические игры |
«Ищем клад», «Как давно придумали часы» |
|
Обсуждение фразеологических оборотов и пословиц |
«Терять время зря» |
|
Просмотр мультфильмов |
«История часов для детей», обучающий фильм «Уму непостижимо.: Как делают часы» |
|
Презентации |
«История часов» |
|
Март |
Беседы |
Проблемные ситуации: |
Обсуждение фразеологических оборотов |
«Время течет», «Время бежит» |
|
Опытно-исследовательская деятельность |
«Точны ли песочные часы», «Готовим песок для песочных часов из скорлупы», «Шестеренки в часах» |
|
Продуктивная деятельность |
«Песочные часы», «Часовой механизм», «Цветочные часы» |
|
Дидактические игры |
«Какие часы правильные», «Как давно придумали часы» (продолжение) |
|
Презентации |
«Интересные часы» |
|
Просмотр мультфильмов |
«Фиксики часики», «Часы с кукушкой» |
3. Заключительный этап (19 марта–26 марта)
Оформление и защита проекта на конкурсе «Я – исследователь 2016».
Список литературы
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001.
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991.
3. Гризик. Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995.
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14.
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2000.
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004.
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43.
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10.
9. Д.Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006.