Интегрированный подход в исследовательской работе по ПМ02.02 МДК02.02 «Основы реабилитации» Специальности 34.02.01 "Сестринское дело"

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: реабилитация


Организация учебно-исследовательской работы студентов специальности 34.02.01 Сестринское дело способствует повышению у обучающихся интереса к процессу обучения, закрепляет навыки работы в команде и эффективного общения с коллегами.

Деятельность такого рода развивает у студентов учебное, творческое и исследовательское мышление, стимулирует стремление к самообразованию и самостоятельности, расширяет научный кругозор.

Осуществление поиска и использование информации необходимой для эффективного выполнения учебных задач, профессионального и личностного развития способствует углублению и закреплению полученных при обучении теоретических и практических знаний.

В процессе учебно-исследовательской работы студентов продолжается формирование культурной, творческой и всесторонне развитой личности; при этом, творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся используется для решения профессиональных задач.

Важным условием получения высоких результатов обучения всегда являлся интерес студентов к исследовательской работе. Одним из перспективных методов обучения, с целью повышения мотивации обучающихся, является интегрированный подход к проведению исследовательской деятельности. Такой подход успешно реализуется при изучении МДК02.02 «Основы реабилитации» Специальности 34.02.01 Сестринское дело
Интегрированный подход в процессе обучения является одним из путей развития познавательной творческой деятельности и интереса через проблемное обучение. Это эффективная форма вовлечения учащихся в самостоятельную практическую деятельность, через развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельные решения. Изучение комплексной проблемы в рамках учебно-исследовательской работы требует синтеза знаний из разных наук, который осуществляется через межпредметные связи. Ярким примером такой проблемы является внедрение информационных технологий в деятельность медицинских учреждений.

С целью улучшения качества медицинской помощи и повышения эффективности лечения, в деятельность медицинских учреждениях РФ активно внедряются современные медицинские информационные технологий.
Применение информационных технологий позволяет упростить проведение динамического наблюдения за пациентами, упрощает систему оценки степени восстановления пациентов в процессе реабилитации, а при необходимости и коррекции реабилитационных программ.

Реабилитация - направление современной медицины, которое в своем разнообразии методов опирается на личность больного, на восстановление его нарушенных болезнью функций. В отношении каждого реабилитанта разрабатываются специальные системы реабилитации в зависимости от нозоологической формы, комплексной оценки состояния больного, его реабилитационного потенциала. Результаты оценки реабилитационного потенциала следует рассматривать в динамике, что позволяет объективно установить эффективность программы, с последующей ее коррекцией. После выполнения реабилитационной программы оценивается степень восстановления функционального состояния пациента. Анализ результатов реабилитационных мероприятий позволяет подобрать наиболее эффективный и адекватный комплекс реабилитационных мероприятий.

Автоматизированные медосмотры детей предполагают использование электронной карты ребёнка, в которой делаются отметки о необходимости направления на один или несколько видов осмотров. В соответствии с ними в специальном журнале «Паспорт поликлиники» формируются списки детей, подлежащих различным видам медицинских осмотров, по участкам и образовательным учреждениям.

Поскольку в программу проведения медосмотра входит оценка выполнения назначений и рекомендаций предыдущего осмотра, то в соответствии с этим, возможностью электронной карты является автоматизированное наследование данных предыдущей карты медосмотра вместе с диагнозами, планами по диспансерному наблюдению, назначенным дополнительным консультациям и исследованиям, медицинской реабилитации и высокотехнологичной помощи.
Более подробно интегрированный подход к исследовательской деятельности будет представлен на примере работы на тему: «Реабилитация детей с нарушениями осанки и сколиозом», в которой современные информационные технологии применяются при сборе информации и обработке результатов исследования. Исследовательская деятельность проводилась по индивидуальному типу студенткой 4 курса по специальности Сестринское дело. Это более трудоёмкий вариант исследования, в результате которого обучающийся получает полный и разносторонний опыт учебно-исследовательской деятельности на всех этапах работы; развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность.

Составление программы исследования началось с сотрудничества преподавателя учебной дисциплины с преподавателем информатики при организации и мотивации студента к проведению исследовательской работы.

Исследовательская часть работы проводилась на базе ГБУЗ МО «НЦРБ», детская поликлиника №1. Проверялась гипотеза о том, что: Использование медицинской сестрой современных медицинских информационных технологий при динамической оценке результатов реабилитации у детей с нарушениями осанки и сколиозом на ранних стадиях, способствует эффективному восстановлению нарушенных функций и профилактике прогрессирования заболевания.
Исследовательская деятельность обучающегося заключалась в определении роли медицинской сестры при динамическом наблюдении состояния детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и сколиоза в период реабилитации. С целью повышения результативности проведенной работы, при обработке информации о пациенте использовалась авторская база данных «Реабилитационное отделение», созданная в рамках проделанной работы .
Для исследования были выбраны два пациента, направленные на лечение врачом-ортопедом
Пациентка Б. 12 лет. Находится на учёте у хирурга-ортопеда с 2 мая 2019 года. Диагноз –Сколиотическая болезнь II степень
Пациент Л. 12 лет. Находится на учёте у хирурга-ортопеда с 10 мая 2019 года. Диагноз – Сколиотическая болезнь I степени.
Во время исследования была проведена курация пациентов, выявлены нарушенные потребности и проблемы, характерные для данной патологии

По нарушенным потребностям, был составлен план реабилитации:

При оценке степени восстановления пациентов в процессе реабилитации проводился контроль изменения состояния пациента по тесту «в наклонности».

Все информация о пациентах была занесена не только в реабилитационную карту пациента, но и в базу данных через формы (Рисунок 1)


Рисунок 1 - Форма «Динамика наблюдения пациента»

Результат обработки данных представлен в виде результирующих таблиц – запросов (Рисунок 2) и печатных форм - отчетов (Рисунок 3).


Рисунок 2 - Запрос «Динамика наблюдения пациента»


Рисунок 3 - Отчет «Динамика наблюдения пациента»

По результатам наблюдения за состоянием пациентов, был построен график, отражающий динамику состояния и эффективность проводимой реабилитации (Рисунок 4)


Рисунок 4

Анализ результатов наблюдения демонстрирует, что использование ИКТ повышает эффективность медицинской помощи и улучшает качество реабилитационного процесса, за счет наличия у медицинского персонала актуальной информации о состоянии пациента и помогает отслеживать результаты за длительный промежуток времени.

Представляемая исследовательская работа позволяет утверждать, что использование медицинской сестрой современных медицинских информационных технологий при динамической оценке результатов реабилитации у детей с нарушениями осанки и сколиозом на ранних стадиях, способствует эффективному восстановлению нарушенных функций и профилактике прогрессирования заболевания, что приводит к высвобождению рабочего времени для непосредственной работы с пациентами, получению актуальной информации о пациенте и уменьшению времени на заполнение медицинской документации.

В процессе творческой учебной деятельности обучающийся овладел рядом сложных умений: анализировать исходную ситуацию, выделять проблему, выдвигать гипотезу, делать выводы.

Студенту удалось выявить и проанализировать проблему, определить и предложить пути её решения, провести анализ полученных результатов и сделать выводы. Широкие возможности для применения и развития перечисленных умений предоставляет интегрированный подход к исследовательской деятельности обучающихся.