Вечер вопросов и ответов (для родителей) "Об очень важном"

Разделы: Работа с родителями, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, взаимодействие с родителями, формирование личности, воспитание детей


Цели:

  • раскрыть перед родителями важную сторону развития речи ребенка-логопата 5-6 лет;
  • раскрыть возможности переноса полученных знаний в условиях семейного воспитания.

Материалы и оборудование:

  • методическая работа по теме, детская художественная литература, иллюстрации художников-сказочников;
  • игры для развития звукопроизношения, развития словаря, грамматического строя речи, связной речи; памятки для родителей.

Подготовительная работа:

  • подобрать для родителей педагогическую литературу по проблемам воспитания ребенка с нарушением речи;
  • подготовить игры и пособия по развитию речи;
  • заготовить памятки по числу родителей и раздать их в конце встречи.

Ход мероприятия

Уважаемые родители! Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наше мероприятие Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья является источником, который питает человека с рождения, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы сможем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативной способности, то есть способности общаться.

Сам ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое он получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи, например, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают определенного уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у ребенка интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать перечень каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого - образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, понять уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка. Язык предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком? (Выслушать предположения родителей и подытожить.)

Для дошкольника важны следующие направления развития речи.

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию-связная речь.

В возрасте шести лет у детей в основном завершается этап овладения грамматическими формами речи, усвоение которых вызывает у них определенные трудности: согласование прилагательных и существительных в среднем роде, понимание различных смысловых оттенков слова (книга-книжонка) и употребление их в различных типах высказываний.

Дети изучают происхождение слов (например, почему гриб называют сыроежкой). Вся работа в этот период направлена на обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями. Он учится правильно употреблять «трудные» глаголы(одеть-надеть).

Что нужно знать ребенку в возрасте шести лет:

  • знать многозначные слова из разных частей речи и понимать их;
  • уметь образовывать притяжательные местоимения;
  • знать происхождение слов;
  • уметь подбирать слова, близкие по смыслу к словосочетаниям;
  • правильно употреблять глаголы «одеть» и «надеть».

Детство ребенка кончается. Скоро он пойдет в школу, и вы должны как можно лучше подготовить его к этому ответственному дню. Главное - объяснить малышу, что начало школьной жизни-это радостное событие, а не изгнание из дома. Все дети с нетерпением ждут первого школьного дня, и лишь у некоторого это событие не вызывает радости. Активное нежелание учиться встречается обычно у тех детей, кому дома постоянно повторяли: «Вот тебе в школе покажут!» и таким образом сформировали страх перед учебой. Старайтесь не говорить ребенку ничего такого, что заставит его волноваться или бояться будущей учебы в школе.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе его знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком? (Выслушать ответы родителей.)

Отправляясь с ребенком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано.

Какое сейчас время года? В холодное время можно покормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает; загадать загадку и найти отгадку; поискать приметы времени года, познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Можно прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: «С какого дерева листок?, «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?” и т.д.

В первую очередь мы должны сами видеть окружающий мир и открывать его для ребенка, учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.

Давайте вместе попробуем подобрать по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук. (Предложить родителям объединиться в небольшие группы.)

Скажите, а какими ласковыми словами вы называете своего малыша? Может ли ребенок их повторить? (Предложить родителям высказаться.)

А знает ли ваш ребенок свою фамилию и как зовут родителей? Свой домашний адрес? В каком городе он живет? Знакомите ли вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

Общаясь с ребенком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребенка и о его близких, об увлекательных событиях в жизни ребенка и о его близких, об увлекательных прогулках на природу, за город.

Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.