Игровые упражнения как средство развития речи у детей с ТНР. Тема: «Осень. Дары осени»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, игра, Осень, развитие речи, игровая технология


Используемая технология: игровая технология.

Цель: развивать у детей с ТНР все компоненты речи, при помощи игровых упражнений.

Задачи:

  • Развивать у детей все компоненты речи, используя разные виды игровых упражнений.
  • Развивать у детей общую пальцевую моторику, по средствам пальчиковых гимнастик.
  • Продолжать учить детей составлять описательные рассказы, используя схемы подсказки, и с помощью вопросов педагога.
  • Учить детей составлять предложения с предлогами, выделять их.
  • Продолжать развивать грамматический компонент речи, определять, где находится заданный звук, делить слова на слоги, придумывать слова и т.д.
  • Развивать у детей зрительный анализ и синтез.
  • Развивать все стороны связной речи, активизировать словарь детей по теме: «Осень. Дары осени».
  • Учить детей, использовать в речи наиболее употребительные глаголы, предлоги, прилагательные.
  • Развивать зрительное внимание, и другие психические процессы.
  • Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, продолжать работу над дикцией, совершенствовать интонационную выразительность.
  • Развивать умение отвечать «полным» предложением.
  • Продолжать формировать у детей понимание важности и нужности речевых навыков.

Формировать умение слушать взрослых и сверстников.

Оборудование: «удочки с магнитами», набор картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды), мячик мягкий, кубик с гранями (картинки, для составления предложений с предлогами), «волшебная тропинка» для составления описательного рассказа, кубик с заданиями по грамоте, набор цифр, кубик с гранами (придумай слово), прищепки на вешалке.

Ход деятельности

Дети заходят и здороваются с гостями.

Разминка. Дети встают по всему периметру ковра и выполняют динамическое упражнение с элементами пальчиковой гимнастики: «Ветер по лесу летал…»

Раздается шум за дверью (например, стук или удар в бубен, звон колокольчика), педагог отправляем 2-х детей посмотреть, что там. Они возвращаются с корзинкой, в которой яблоко, груша, банан, огурец, помидор, овсяное печенье, мармелад. Педагог спрашивает: «Что это?»(Подарки осени, дары осени, урожай). Еще дети приносят игрушку кота. Педагог берет ее в руки, и незаметно нажимает: «Мяу ребятишки, поиграем в кошки-мышки, вот и я привет, бонжур, рад знакомству, мур, мур, мур!»

Педагог: «Посмотрите, к нам пришел гость и предлагает, что сделать…?»

Дети: «Поиграть!»

Педагог: «В кошки-мышки, мы поиграем на улице, а я вам предлагаю поиграть в наши любимые игры! В корзинке еще лежат листочки осенние, давайте сосчитаем, сколько их, от каких деревьев, а на обратной стороне что? Подсказки, в какие игры, мы будем сегодня играть!»

«Веселый мячик». Педагог бросает мяч поочередно каждому ребенку и задает вопрос, по теме «Осень. Дары осени». Например: Какое сейчас время года? Какой месяц? Что люди собирают осенью? и т.д.) Если ребенок отвечает правильно он бросает мяч педагогу, если нет, то передает тому ребенку, который ему поможет с ответом. Кто ответил садится на стул.

«Кубики с предлогами». Кубик с гранями в которые вставляются карточки схемы, для составления предложений с предлогами. Педагог приносит детский стульчик и просит кота им помочь. Например выпадает грань с предлогом НА, дети составляют предложение, и показывают: «Кот сел на стул» и т.д.

«Удочки». Дети поочередно подходят к подносу и «ловят» картинки по теме, называя, что нарисовано полным предложением: У меня на картинки нарисован огурец.

«Волшебный кубик». Педагог берет те картинки, которые поймали дети, по одной, дети бросают кубик с гранями. Какая грань выпала, такое задание и выполняется детьми. Например, грань, раздели на слоги, дети делят слово огурец на слоги и т.д.

Пальчиковая гимнастика: «На базар ходили мы…» (проводят дети)

«Тропинка». Педагог предлагает по картинке составить описательный рассказ, например, про яблоко, используя «волшебную тропинку» (схема составления описательного рассказа), можно повторить 2 раза (овощ и фрукт, или ягода, гриб).

«Собери слово». Педагог по очереди вызывает детей, называя: Саша буква Г, Алиса буква Р, Катя буква У, Максим буква Ш, Ася буква А. Какое получилось слово? (груша), далее идут вопросы: сколько букв в предложении, сколько гласных, сколько согласных, сколько слогов, каких больше, на сколько, придумать предложение с этим словом. Сколько слов в предложении и т.д.

Пальчиковая гимнастика: «Вырос у нас чесночек…» (проводят дети)

«Закрытая картинка». Педагог предлагает детям угадать, что нарисовано у него на картинке, для этого нужно задавать наводящие вопросы: это живое или не живое, какой формы, цвета и т.д. пока не выясняется, что нарисовано на картинке.

«Что изменилось?» Педагог выкладывает карточки с цифрами и предлагает детям запомнить, как они расположены на ковре, затем дети закрывают глаза, а педагог меняет местами карточки, дети открыв глаза, должны четким полным ответом объяснить, что изменилось (2-3 раза).

«Хитрые прищепки». Педагог говорит о том, что хозяйка хотела повесить белье, но не может сосчитать, хватит ей прищепок или нет. Далее идут задания: если на вешалке, 2 прищепки, а нужно, чтобы стало на 2 больше (или меньше), что нужно сделать? И т.д.

Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин» (проводят дети)

«Придумай слово» Дети бросают кубики и придумывают слова, в зависимости от того, какое задание выпало: придумало слово со звуком в начале слова, в конце или в середине (задание сложное дети помогают друг другу).

12. «Подари другу». В чудесном мешочке игрушки, ребенок опускает руку в мешочек и определят, что он нащупал, а затем говорит: у меня машинка, я хочу подарить ее Диме, он стоит от меня справа и т.д.

Проводится пальчиковая гимнастика: «1, 2, 3, 4, 5 в лес пойдем мы погулять…»

Рефлексия

  • понравилось или нет?
  • что понравилось больше?
  • сложно или просто?

Дети прощаются и уходят.

В конце дети угощаются дарами осени из корзинки.