Используемая технология: игровая технология.
Цель: развивать у детей с ТНР все компоненты речи, при помощи игровых упражнений.
Задачи:
- Развивать у детей все компоненты речи, используя разные виды игровых упражнений.
- Развивать у детей общую пальцевую моторику, по средствам пальчиковых гимнастик.
- Продолжать учить детей составлять описательные рассказы, используя схемы подсказки, и с помощью вопросов педагога.
- Учить детей составлять предложения с предлогами, выделять их.
- Продолжать развивать грамматический компонент речи, определять, где находится заданный звук, делить слова на слоги, придумывать слова и т.д.
- Развивать у детей зрительный анализ и синтез.
- Развивать все стороны связной речи, активизировать словарь детей по теме: «Осень. Дары осени».
- Учить детей, использовать в речи наиболее употребительные глаголы, предлоги, прилагательные.
- Развивать зрительное внимание, и другие психические процессы.
- Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, продолжать работу над дикцией, совершенствовать интонационную выразительность.
- Развивать умение отвечать «полным» предложением.
- Продолжать формировать у детей понимание важности и нужности речевых навыков.
Формировать умение слушать взрослых и сверстников.
Оборудование: «удочки с магнитами», набор картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды), мячик мягкий, кубик с гранями (картинки, для составления предложений с предлогами), «волшебная тропинка» для составления описательного рассказа, кубик с заданиями по грамоте, набор цифр, кубик с гранами (придумай слово), прищепки на вешалке.
Ход деятельности
Дети заходят и здороваются с гостями.
Разминка. Дети встают по всему периметру ковра и выполняют динамическое упражнение с элементами пальчиковой гимнастики: «Ветер по лесу летал…»
Раздается шум за дверью (например, стук или удар в бубен, звон колокольчика), педагог отправляем 2-х детей посмотреть, что там. Они возвращаются с корзинкой, в которой яблоко, груша, банан, огурец, помидор, овсяное печенье, мармелад. Педагог спрашивает: «Что это?»(Подарки осени, дары осени, урожай). Еще дети приносят игрушку кота. Педагог берет ее в руки, и незаметно нажимает: «Мяу ребятишки, поиграем в кошки-мышки, вот и я привет, бонжур, рад знакомству, мур, мур, мур!»
Педагог: «Посмотрите, к нам пришел гость и предлагает, что сделать…?»
Дети: «Поиграть!»
Педагог: «В кошки-мышки, мы поиграем на улице, а я вам предлагаю поиграть в наши любимые игры! В корзинке еще лежат листочки осенние, давайте сосчитаем, сколько их, от каких деревьев, а на обратной стороне что? Подсказки, в какие игры, мы будем сегодня играть!»
«Веселый мячик». Педагог бросает мяч поочередно каждому ребенку и задает вопрос, по теме «Осень. Дары осени». Например: Какое сейчас время года? Какой месяц? Что люди собирают осенью? и т.д.) Если ребенок отвечает правильно он бросает мяч педагогу, если нет, то передает тому ребенку, который ему поможет с ответом. Кто ответил садится на стул.
«Кубики с предлогами». Кубик с гранями в которые вставляются карточки схемы, для составления предложений с предлогами. Педагог приносит детский стульчик и просит кота им помочь. Например выпадает грань с предлогом НА, дети составляют предложение, и показывают: «Кот сел на стул» и т.д.
«Удочки». Дети поочередно подходят к подносу и «ловят» картинки по теме, называя, что нарисовано полным предложением: У меня на картинки нарисован огурец.
«Волшебный кубик». Педагог берет те картинки, которые поймали дети, по одной, дети бросают кубик с гранями. Какая грань выпала, такое задание и выполняется детьми. Например, грань, раздели на слоги, дети делят слово огурец на слоги и т.д.
Пальчиковая гимнастика: «На базар ходили мы…» (проводят дети)«Тропинка». Педагог предлагает по картинке составить описательный рассказ, например, про яблоко, используя «волшебную тропинку» (схема составления описательного рассказа), можно повторить 2 раза (овощ и фрукт, или ягода, гриб).
«Собери слово». Педагог по очереди вызывает детей, называя: Саша буква Г, Алиса буква Р, Катя буква У, Максим буква Ш, Ася буква А. Какое получилось слово? (груша), далее идут вопросы: сколько букв в предложении, сколько гласных, сколько согласных, сколько слогов, каких больше, на сколько, придумать предложение с этим словом. Сколько слов в предложении и т.д.
Пальчиковая гимнастика: «Вырос у нас чесночек…» (проводят дети)
«Закрытая картинка». Педагог предлагает детям угадать, что нарисовано у него на картинке, для этого нужно задавать наводящие вопросы: это живое или не живое, какой формы, цвета и т.д. пока не выясняется, что нарисовано на картинке.
«Что изменилось?» Педагог выкладывает карточки с цифрами и предлагает детям запомнить, как они расположены на ковре, затем дети закрывают глаза, а педагог меняет местами карточки, дети открыв глаза, должны четким полным ответом объяснить, что изменилось (2-3 раза).
«Хитрые прищепки». Педагог говорит о том, что хозяйка хотела повесить белье, но не может сосчитать, хватит ей прищепок или нет. Далее идут задания: если на вешалке, 2 прищепки, а нужно, чтобы стало на 2 больше (или меньше), что нужно сделать? И т.д.
Пальчиковая гимнастика: «Мы делили апельсин» (проводят дети)
«Придумай слово» Дети бросают кубики и придумывают слова, в зависимости от того, какое задание выпало: придумало слово со звуком в начале слова, в конце или в середине (задание сложное дети помогают друг другу).
12. «Подари другу». В чудесном мешочке игрушки, ребенок опускает руку в мешочек и определят, что он нащупал, а затем говорит: у меня машинка, я хочу подарить ее Диме, он стоит от меня справа и т.д.
Проводится пальчиковая гимнастика: «1, 2, 3, 4, 5 в лес пойдем мы погулять…»
Рефлексия
- понравилось или нет?
- что понравилось больше?
- сложно или просто?
Дети прощаются и уходят.
В конце дети угощаются дарами осени из корзинки.