Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: русский язык, работа с текстом


Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.

Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Современная организация учебного процесса предусматривает использование текста как основы  для создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Всё это происходит в диалоге «учитель–ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия.

Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.

В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные коннотации.

О совершенстве овладения речью можно говорить лишь тогда, когда усвоены средства, обеспечивающие не только информативную, но и выразительную функцию речи, т.е. средства выражения внутреннего мира человека.

В процессе работы над готовым текстом происходит углубленное знакомство со структурой, идеей текста, техникой его создания, развивается логическое мышление учащихся, идет практическое усвоение языка в различных условиях его применения. В целом анализ текста способствует воспитанию культуры слушания и чтения. Ежедневно на уроках мы работаем с текстом: читаем, анализируем, выбираем главное.

На уроках использую разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текста из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, определение темы текста, определение идеи текста, составление планов, наложение готового плана на текст, анализ авторского заголовка или создание своего заголовка, выделение микротем текста, анализ построения текста, сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме.

Одной из эффективных форм работы с текстом как средством формирования коммуникативной компетенции является работа с деформированным текстом. Подобная работа помогает выработать у ребят отношение к тексту как материалу, который можно определенным образом изменять, как к рабочему материалу, которым можно распоряжаться в соответствии со своими целями с задачей своего высказывания. Ребята приучаются глубже понимать структуру текста: видеть не просто последовательность, но и внутреннюю, идущую из глубины содержания зависимость между частями: временную,  причинно-следственную, связь общего и частного, между группами фактов, явлений, событий.

После изучения раздела «Лексика» проводится работа по лексическому анализу текста. Учащиеся имеют памятку, чтобы произвести лексический разбор теста, надо найти в нём:

– ключевые слова (словосочетания);

– слова, употребленные в переносном значении;

– синонимы, антонимы, омонимы;

– слова, стилистически окрашенные (высокого стиля, книжные, разговорные, просторечные, официальные и др.); заимствованные слова, архаизмы, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;

– показать, что достигается благодаря их использованию;

– уточнить (обратившись к словарю) значение ряда слов; если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте;

– подобрать к ряду слов синонимы, составить синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова.

Комплексный языковой анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса и пунктуации.

Анализ текста способствует развитию памяти, речевого чутья ребенка. Анализ текста, проводимый систематически, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.