- Образовательные: сформировать у обучающихся знания о природных источниках углеводородов;
изучить состав природного газа, нефти угля и способы их переработки; рассмотреть области применения продуктов переработки природных источников углеводородов; сформировать представление об экологических аспектах добычи, переработки и использования горючих ископаемых. - Развивающие: развивать умения использовать химическую терминологию, совершенствовать умения обучающихся обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать.
- Воспитательные: воспитывать чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами, воспитывать экологическую грамотность и бережное отношение к природе.
Тип занятия: комбинированный урок.
Межпредметные связи с медициной: влияние на организм человека загрязнений окружающей среды.
Обеспечение занятия
- Наглядные пособия: коллекция «Нефть и продукты нефтепереработки», учебное видео, презентация.
- Раздаточный материал: тесты.
- Оборудование: учебник, компьютер, мультимедиапроектор.
Урок обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
- метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, формулирования выводов) для решения поставленной задачи;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
- предметных:
- понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Формируемы знания и умения:
З4. Важнейшие вещества и материалы.
У5. Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций
З8. Влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.
У10. Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Формируемые компетенции:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Ход занятия
№ этапа |
Этап урока |
Время (мин.) |
Методы и приемы |
Содержание деятельности |
||||||||||||
1 |
Организационный момент |
2 |
|
Преподаватель проверяет готовность группы к занятию. |
||||||||||||
2 |
Инициация (начало урока) |
5 |
Прием «Решение загадки» |
Преподаватель предлагает студентам отгадать загадки и подумать, как объединить все три разгаданных понятия и на основе этого сформулировать тему урока.
|
||||||||||||
3 |
Постановка целей и задач урока |
3 |
Прием «Выбор цели» |
Преподаватель организует анализ целей. Преподаватель предлагает обучающимся представить себя в роли покупателя. Им необходимо заполнить «потребительскую корзину, сформулировав задачи, которые они готовы решить в течение занятия. Эти задачи студенты записывают в свою тетрадь. Несколько студентов зачитывают задачи. |
||||||||||||
4 |
Усвоение новых знаний |
20
|
Метод самостоятельной работы с учебником |
I. Преподаватель организует самостоятельную работу студентов с учебником:
|
||||||||||||
25 |
Лекция |
II. Сообщения студентов (выполнены в качестве индивидуальных заданий до занятия), сопровождающиеся показом слайдов и коллекции:
3. Экологические последствия загрязнения окружающей среды продуктами переработки и сгорания природных источников УВ. |
||||||||||||||
5 |
Закрепление знаний |
20 |
Практические методы |
Решение заданий: |
||||||||||||
6 |
Контроль усвоения знаний |
10 |
Тестирование |
Студенты решают тесты по вариантам (Приложение 1) |
||||||||||||
7 |
Подведение итогов (рефлексия и оценка занятия) |
3 |
Приём «Незаконченное предложение» |
Преподаватель предлагает одно или несколько незавершенных предложений, обучающиеся продолжают фразу в соответствии со своими впечатлениями, настроением или иными параметрами, задаваемыми педагогом. Выполнение задания может выполняться как в письменной так и в устной форме.
|
||||||||||||
8 |
Задание для внеаудиторной работы |
2 |
Работа с текстом лекции |
Преподаватель инструктирует студентов о способах работы: проработать текст лекции. |
Вариант 1 1.Основной составной частью природного газа является
2. Верны ли следующие суждения о природном газе? А. Основными составляющими природного газа являются метан и ближайшие его гомологи. Б. Природный газ служит сырьём для получения ацетилена.
3. Верны ли следующие утверждения о нефти? А. Нефть состоит преимущественно из предельных углеводородов. Б. Переработкой нефти получают бензин, керосин, ароматические углеводороды.
4. Верны ли следующие суждения о способах нефтепереработки? А. К методам вторичной нефтепереработки относят крекинг-процессы: термический и каталитический. Б. При каталитическом крекинге образуются только предельные углеводороды.
5. Разделение нефти на фракции осуществляют в процессе
6. Крекинг нефтепродуктов осуществляется в целях получения
7. Процесс нагревания каменного угля без доступа воздуха называется….. 8. Напишите уравнение реакции крекинга С12Н24. Назовите продукты реакции. |
Вариант 2 1.Основным компонентом природного газа является
2. Верны ли следующие о переработке каменного угля? А. В результате процесса газификации уголь реагирует с перегретым водяным паром, образуя смесь угарного газа и водорода. Б. Каталитическим гидрированием называется реакция взаимодействия угля с водородом, при этом образуется смесь углеводородов.
3. Верны ли следующие утверждения о способах переработки и использования природного газа? А. Перед использованием природный газ разделяют на фракции. Б. Сжигание природного газа используют для получения тепла и электроэнергии.
4. В основе крекинга лежат реакции
5. Верны ли следующие утверждения о переработке нефти? А. Крекинг - химический процесс. Б. Разделение нефти на фракции - физический процесс.
6. Основным природным источником бутана является
7. Разделение сложных смесей на фракции на основании различных температур кипения, называется ….. 8. Напишите уравнение реакции крекинга С9Н20. Назовите продукты реакции. |