Организация работы по направлению «Образование детей с особыми потребностями»

Разделы: Инклюзивное образование

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


С 2011 года в нашей школе принята к реализации программа «Доступная среда», ориентированная на обеспечение полноценной интеграции детей с ОВЗ. Школа была оборудована в 2011 году согласно программе. В 2020-2021 уч. г. в школе официально числилось 138 детей с ОВЗ. Они посещают все мероприятия, кружки.

Школа МБОУ «СОШ № 87» г. Северск оборудована для детей с ОВЗ, учреждение обеспечивает доступность в здание инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Установлены пандусы, произведена контрастная маркировка входа и ступеней центрального крыльца перед входом в здание, установлены кнопки вызова персонала, установлены тактильные вывески учреждения на входной группе, установлена тактильная мнемосхема на 1 этаже, выполнена наклейка предупреждающих знаков, установлены поручни на 1 этаже, для инвалидов оборудованы туалетные комнаты.

2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса лиц с ОВЗ:

  • специализированная клавиатура с минимальным усилием для ввода;
  • складные ходунки с колесами;
  • опора для сиденья «Егорка», которая помогает создать правильное, симметричное положение ребенка с ОВЗ и удерживать равновесие в положении сидя;
  • базовое рабочее место обучающегося (огранич. здоровья);
  • базовое рабочее место обучающегося (с мышечной атрофией);
  • базовое рабочее место обучающегося (для слабовидящих).

Дети с ОВЗ также учатся индивидуально на дому.

Уже на первых этапах развития инклюзивного образования в нашей школе остро встала проблема неготовности учителей к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаружился недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.

Необходимо было подготовить педагогические кадры. Администрация школы проводила работу с учителями, учителя с родителями. Также педагогические кадры должны были пройти специальное обучение.

Требовалось создать материальную базу для инклюзивного обучения. Не было кабинетов для специалистов, специально оборудованных классов для детей с ОВЗ, наглядных и учебных пособий. Большой проблемой оставалась работа с родителями.

Для работы с детьми с ОВЗ требовались специалисты, имеющие коррекционное образование: учитель-дефектолог, учитель-логопед и психолог, социальный педагог. Но эта проблема благополучно разрешилась. Школа пополнилась необходимыми для успешной работы с детьми с ОВЗ специалистами.

В настоящее время в МБОУ «СОШ № 87» созданы необходимые материально-технические условия для обучения детей с ОВЗ и проводятся мероприятия, направленные на организацию инклюзивного образования по следующим направлениям деятельности:

  • повышение квалификации педагогов;
  • материально-техническое и организационное;
  • создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
  • создание толерантной среды (включение всех детей с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий).

В инклюзивной среде дети с ОВЗ получают возможность полноценного освоения учебных программ, что способствует улучшению навыков и академических достижений;

В инклюзивном классе дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с ОВЗ, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости.

В школе было проведено городское мероприятие в форме Панельной дискуссии «Реализация индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с РАС». На данном мероприятии был представлен опыт работы школы по реализации индивидуального образовательного маршрута, обучающегося с РАС, представлены механизмы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования (спортивная школа, ЦПК г. Томск, НИ ТГУ) по организации работы обучающихся с ОВЗ. Организована выставка методических материалов и результатов (продуктов) индивидуальных достижений обучающегося.

Организация рабочей группы по разработке и реализации проекта. Рабочая группа состояла из представителей администрации, специалистов и педагогов школы, родителей обучающихся, специалистов факультета психологии НИ Томского государственного университета. Разработка диагностического инструментария проекта (анкет для обучающихся, для родителей и для педагогов).

Составлены, размножены, проведены и обработаны анкеты определения готовности педагогов, родителей и обучающихся к профессиональному взаимодействию и обучению с детьми с ОВЗ. Проведены родительские собрания по обсуждению результатов анкетирования обучающихся и родителей. В анкетировании приняли участие 604 обучающихся, 490 родителей.

Проведен конкурс плакатов «Каждый ребенок особенный, все дети - равные»: разработано Положение о конкурсе, работа комиссии, подведены итоги. В конкурсе плакатов приняли участие 44 обучающихся 1-11 классов. Победителей оказалось 14 человек. На итоговом мероприятии прошло награждение участников и победителей. Организована выставка плакатов. Плакаты-победители - отправлены на широкоформатную печать, для оформления стендов школы. Презентация результатов конкурса, размещение плакатов в ОУ. Проведен анализ включенности детей с ОВЗ в совместное обучение.

Несмотря на достаточное, для функционирования образовательной организации, мероприятий, направленных на организацию инклюзивного образования, приходится сталкиваться с проблемой недостаточной методической базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.

В сложившейся ситуации, несмотря на относительную стабильность, важно вести непрерывную работу в области инклюзивного образования.