Цель: закрепление и углубление знаний о Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Закрепление представлений о войне, как об одном из самых грандиозных событий ХХ века.
- Через привлечение краеведческого материала показать связь истории России и истории малой родины.
- Показать, как война изменила представления людей о прошлом.
- Формирование чувства гордости за свой народ.
Педагог. В начале нашей работы мы поговорим об общих сведениях о Великой Отечественной войне. В начале это будут вопросы, а затем работа с презентацией. У каждого должен быть листок. Если вы знаете ответ, но вас все же не спросили, то вы ставите себе бал. Начнем.
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Когда она закончилась?
- Как назывался план немецкого нападения на СССР?
- За какое количество времени фашисты рассчитывали разгромить СССР?
- В битве за какой город в 1941 г. фашистам впервые пришлось отступить?
- Блокада какого города длилась 871 день?
- Какое сражение символизирует статуя Родины-матери в Волгограде?
- Частью какого сражения 1943 г. была самое большое танковая битва у Прохоровки?
- Почему на одних медалях написано «За освобождение…», а на других «За взятие…»?
- Освенцим, Бухенвальд, Майданек - что это за названия?
- В каком месте Германия подписала капитуляцию?
- Почему в Европе День Победы празднуют 8 мая, а в России - 9 мая?
- Сколько миллионов граждан СССР погибло в войну?
Работа с презентацией
Музыкальное сопровождение к уроку
Слайд 3-4. Нужно определить по изображению название города - Брест, Сталинград, Москва, Ленинград. Дополнительные баллы за узнавание парада на Красной площади 7 ноября 1941 г.
5-й слад. Нужно назвать изображенные места - концлагерь Освенцим и памятник на месте деревни Хатынь.
6-й слайд. Узнать по карте событие - Курская битва и нападение Германии на СССР.
7-й слайд. Необходимо назвать изображенные предметы - письмо-треугольник и фронтовой медальон.
8-9-й слайд. Назвать памятники и места их расположения.
9-10 слайды. Назвать имена выдающихся людей того периода.
Что изображено на 10-м слайде и как это связано с войной?(Это погоны и царские ордена. В 1943 г. были восстановлены офицерские звания, а с ними и погоны. В 1944 г. было разрешено носить некоторые царские ордена - солдатские Георгиевские кресты).
Кто изображен 12-м слайде и как изменилось отношение к религии в годы войны? (В 1942 г. восстанавливается патриаршество. Патриархом стал Сергий (Старгородский).
На 13-м слайде изображен орден Александра Невского(1942) и орден Нахимова (1944).
По музыкальным фрагментам определить произведение (Марш энтузиастов, Священная война, На безымянной высоте.)
По музыкальным фрагментам определить, что было общего между Интернационалом и Гимном Советского Союза (оба были гимнами).
По звуковому фрагменту стихотворения «Жди меня» определить автора (К.Симонов).
Педагог. А теперь я расскажу вам о нашем земляке Иване Кирилловиче Наумове. Его боевой путь начался в лесах под Москвой. Он привел его через битвы за город Калинин, в котором Наумов был первый раз ранен, с Верхней Волги на Нижнюю — в Сталинград, где был ранен второй раз, и, наконец, сюда, в южную Польшу. В 1944 г. Советская Армия вступила в Польшу. Развернулись упорные бои за многие города, в том числе за Домбицу, где находилось несколько секретных военных заводов. Одна из артиллерийских частей вырвалась вперед, достигла железной дороги. Когда же город был взят, то часть оказалась в окружении. Было необходимо с боем отступать. Иван Кириллович Наумов командовал орудием, которое прикрывало отход. Орудие было разбито, боец был ранен в плечо, левую руку и ногу и упал на картофельном поле. Очнулся он через сутки. По полю ходили жандармы и добивали раненых. Вот один из них подошел к пожилому армянину Атыку Кинасяну, который крикнул ему: «Будьте вы прокляты!» Хлопнул выстрел и Иван опять потерял сознание.
Когда вновь очнулся, то услышал стоны и пополз на них. Обнаружив Атыка живым, он перевязал его, а затем взвалил ремнями на себя и пополз в ближайший лес. Там Кинасян посоветовал товарищу оставить его, а самому перейти линию фронта. Один был ранен в левую руку, другой - в правую. Поэтому когда курили, то приходилось одной рукой крутить цигарки, одной рукой чиркать спичкой. Он вернулся на поле боя, нашел там два ножа и пулемет с дисками. В лесу он нашел ручей, умылся, набрал воды и ежевики, накормил товарища, помыл раны друга и снова перевязал его. Затем накопал картошки и сварил ее, варил кашу из пшеницы. У них закончились спички. Тогда они нашли кресало. Кинасян, у которого была ранена левая рука, держал камешек и фитиль, а Наумов здоровой правой высекал огонь. Табак тоже уже кончился. Друзья курили сухой мох. Наумов смастерил себе костыль и стал выходить даже днем.
Однажды он наткнулся на немецкий телефонный кабель, который обрезал. И дела это дважды. Но фашисты не поверили, что это сделал лось и устроили засаду, которую Иван заметил по чистой случайности. Он снова перерезал провод, концы которого затянул в кусты. Тогда фашисты протянули провод по открытому полю. Они решили возвращаться к своим через линию фронта, выбрали ветреную ночь. Шел сильный дождь. У Ивана закончились силы и он попросил Атыка ползти самому. Тот задел сигнальную ракету и всю ночь они вжимались в землю, укрываясь от трассирующих пуль. Когда они свалились в свои траншеи, то были сильно заросшие, грязные, в обрывках формы. Им повезло: они выползли в расположение именно своего батальона. Их отправили в госпиталь, а начинающий писатель Борис Полевой описал их историю в статье «Смерть нас подождет».
Иван Кириллович вернулся в Андрюки в 1945 году, да не один, а с женой Варенькой, уроженкой Донецкой области. Жили они дружно, вырастили сына Николая и дочь Галину, дождались и порадовались внукам.
На титульном листе журнала «Дружба народов» есть надпись «Другу моего отца Ивану Кирилловичу от его сына Рафика. 25 января 1973 года». Сын Атыка Акоповича Канасяна обратился в газету «Правда» с просьбой прислать материал об отце и его друге Иване Кирилловиче Наумове, спасшем отца во время войны. Из редакции ему прислали несколько журналов «Дружба народов». Вот так один из них появился у Ивана Кирилловича. Это драгоценная память о фронтовом товарище и о тех трудных и незабываемых годах войны. Друзья не теряли связи и после возвращения с фронта.
В декабре 1977 года Ивана Кирилловича Наумова не стало - вот до какого времени подождала смерть.
Дружба отцов переросла в дружбу детей и внуков. По сей день они ездят друг к другу в гости. Вот и этим летом Андрей, Наташа и их сын Саша поедут в поселок Новомихайловский Туапсинского района на могилу Атыка Акоповича Канасяна, чтобы почтить его память и память обо всех отцах, дедах и прадедах, завоевавших сегодняшний мирный день.
Педагог. Можно ли назвать действия Ивана Кирилловича героическими? Он, оказавшись в безвыходной ситуации, не сложил руки, а нашел в себе силы продолжить борьбу. Наш земляк не бросил в беде товарища, рисковал жизнью ради него, не считал его ниже себя. При этом проявил смекалку, находчивость, житейскую изворотливость в хорошем смысле слова.
Что по-вашему мнению изменила Великая Отечественная война?
14-й слайд. Фотография Ивана Кирилловича Наумова.
15-й слайд. Наградной лист И.К.Наумова. Его представление к ордену Красной Звезды. Взято из фонда С.В.Бажана.
16-й слайд. Семья И.К.Наумова, его жена, дети и внуки.
Глядя на эти фотографии, скажите, какие черты характера Ивана Кирилловича вам очевидны?
Список литературы
1. Борис Полевой. До Берлина - 896 км. Смерть нас подождет.
2. З.В.Волосатова, учитель андрюковской СОШ № 6, «Предгорье», №№ 76, 79, 82, 88.