Цель: познакомить учащихся с песнями, написанными в годы войны и после (их авторами, историей создания), на примере песен ВОВ показать роль музыки в истории страны.
Задачи: воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к славным традициям её прошлого, знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов.
Предварительная подготовка: учащиеся готовят небольшие сообщения о предложенных песнях, их авторах, разучиваются заранее мелодии и тексты песен.
Оборудование: ноутбук, видеоплейер, сборники песен.
Музыкальный материал:
1. «О той весне». Е.Плотникова
2. «Священная война». А.Александров, В.Лебедев-Кумач
3. «В землянке». К.Листов, А.Сурков
4. Частушки
5. «Мы за ценой не постоим». Б.Окуджава
6. «Боевые ордена». Ю.Давидюк
7. «День Победы». Д.Тухманов, В.Харитонов
Ход урока
Ученик: Во имя всех тех, кто жив, и тех, кого уже нет, и тех, кто будет потом.
Исполнение песни «И всё о той весне» 5-6 классы
- Почему наше внеклассное занятие мы открыли этой песней?
(В этом году мы празднуем 75 лет Великой Победы над фашистами, через неделю мы едем с этой песней на конкурс «Радуга»)
- Сегодня у нас в гостях песни, написанные и в годы войны, и после неё. Но все они о войне. Потому что именно песня в годы войны вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою, помогала с достоинством принять горечь поражения или радость победы, потери боевых товарищей. Они звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории. Они не утратили своего воздействия и трогают сердца своим величием.
Литмонтаж – мальчики 5 -6 классов:
А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.На том гремучем рубеже,
Когда трясёт планету,
Она приходит – и уже
Ни зла, ни страха нету.В неё стреляет миномёт,
Её сечёт граната,
А песня – в лёт. И всё поёт,
И всё ведёт солдата.Она ведёт. Она поёт.
Она как свет, живуча.
Над нею рыщет самолёт,
Летит снарядов туча.В неё стреляет сто полков…
Висит разрывов проседь…
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосить.
(1968г. Сергей Островой)
(Просмотр военной хроники)
- За первые годы войны было создано около ста песен. Но эта песня была и остаётся одной из самых известных. Её написал на стихи поэта Василия Лебедева-Кумача композитор Александр Александров: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как у всех советских людей, чувство возмущения, гнева… Я никогда не был военным человеком, но у меня в руках оказалось могучее средство – песня, которая также может разить врага, как любое оружие. И поэтому с первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею, - песни…»
- Когда и где впервые прозвучала песня «Священная война»?
Сообщение 1: - В один из июньских дней 1941 года на Белорусском вокзале, в Москве, эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски запели новую песню. Её чеканная мелодия, суровая, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что пришлось повторить песню пять раз. Это была «Священная война». Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с воинами через все испытания к победе.
Слушание песни
- Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков впоследствии назвал «Священную войну» бессмертной песней. Именно ей суждено было стать музыкальной эмблемой, песней-символом сурового времени.
- Вы послушали песню. Какой характер у мелодии этой песни? (скорбный)
- А ритм? (маршевый)
- Почему маршевый ритм?
- Начало войны навсегда связано в памяти народа с набатным звучанием этой песни. Скорбная мелодия, сдержанный маршевый ритм создают образ непреклонной воли, устремлённости к победе.
- Но не только боевые и маршевые песни создавались в те годы. Именно во время войны были написаны наполненные большим чувством нежные, лирические песни. Они звучали в минуты краткого отдыха бойцов, согревая их сердца.
- Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью. Так произошло с песней «В землянке».
Сообщение 2: - Однажды поэт Алексей Сурков, выходя из вражеского окружения, попал на минное поле. Было действительно «до смерти четыре шага», даже меньше… После всех испытаний он послал жене письмо со стихами, которые позже стали популярной песней «В землянке». Душевное состояние поэта, вызванное пережитым, нашло созвучное воплощение в музыке К.Листова.
Песня как бы сокращала расстояние между людьми. Солдат выражал в ней своё чувство к любимой, говорил о вере в ответную любовь. «Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви» - как много значили эти простые слова в суровые военные будни!
(Исполнение песни «В землянке» - мальчики)
- Ребята, под аккомпанемент какого инструмента вы исполнили эту песню? (Гармонь)
- Почему именно гармонь была верной спутницей солдата в короткие минуты между боями?
– В годы Великой Отечественной войны создавалось много частушек. В них высмеивались фашисты, Гитлер. Дети вашего возраста ходили по госпиталям, выступали перед ранеными бойцами. Частушки передавались из уст в уста, многие из них дошли до нашего времени.
(Исполнение частушек – девочки 5 класса):
Лезут к нам в страну бандиты
Бешеной оравою.
Будут все они разбиты –
Наше дело правое!Чёрна туча, чёрна туча,
Гитлер с запада идёт,
Наша армия могуча
Эту тучу разобьёт.Пусть фашисты не грозятся,
Силою не хвалятся!
Наша армия сильна,
С ними она справится!Ты не думай, враг коварный,
Солнца свет не погасить.
И могучей силы русской
Никогда не победить!Из колодца вода льётся,
Вода – чистый леденец.
Наша Армия дерётся –
Скоро Гитлеру конец!Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут,
Скоро русские машины
По Берлину побегут.
(девочки танцуют)
– Но вернёмся к песням о войне. Одна из них - «Мы за ценой не постоим» из кинофильма «Белорусский вокзал». Булат Окуджава рассказывал (сообщение ученика):
- Песню к кинофильму «Белорусский вокзал» я писал по заказу. Ко мне обратился режиссер Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма. Мне хотелось выполнить его просьбу, и я стал пробовать. Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка: «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Появилась и мелодия. Ее я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять. Я приехал на студию. Был Смирнов, был Шнитке и еще несколько человек из съемочной группы. И стоял в комнате рояль. Я говорю: «Вы знаете, у меня вместе со стихами родилась мелодия. Я вам ее не предлагаю, но мне как-то легче под нее вам эти стихи исполнять». Очень робея и конфузясь перед Шнитке, я стал одним пальцем тыкать по клавишам рояля и дрожащим от волнения голосом петь. Пою, а они сидят все такие мрачные, замкнутые… Еле-еле допел до конца, говорил: «Ну, музыка, конечно, не получилась, но слова, может быть, можно…» Смирнов говорит: «Да, конечно, не получилась…» И вдруг Шнитке встает: «А по-моему, даже очень получилась, спойте-ка еще раз». И тогда я, ободренный неожиданной похвалой, ударил по клавишам и запел уже смелее. И все стали подпевать, и когда допели, то оказалось, что песня всем понравилась.
(Исполнение)
– А как же жилось детям в годы войны? Что в их жизни происходило?
Сценка «Как нас звали»
(мальчики 5 класса)
- До войны всё было ясно. Небо ясно, мама ясно, папа ясно. И звали нас всех тоже как-то просто и ясно.
Витька – сверху.
Борька – снизу.
А Вовка – из самого подвала.
А в войну, в войну всё кончилось.
Первым с фронта пришёл Витькин отец на костылях. Его (Витьку) стали звать: сын хромого.
Потом Борьку: сын безрукого.
А Вовку из самого подвала: сын слепого.
Но я всё равно им завидовал. Я был сыном убитого, но меня никто не звал даже так. Я и сам знал, незачем. Сейчас убитых больше всего.
– Такую же историю мог поведать любой мальчишка военной поры. Она, ребята, была типичной для того времени. Но, чтобы выжить, и им, порой, помогала песня.
Заключительная беседа
- Познакомившись с некоторыми военными песнями, я думаю, вы поняли, что они занимают особое место в музыкальной культуре нашей страны. Эти песни являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи.
- Какое значение имели и имеют военные песни, песни о войне? (Помогали ковать победу, вдохновляли на подвиги, звали на бой, рождали уверенность в победе, говорили о верности и любви, несли радость, поднимали дух бойцов, помогают помнить о войне.)
- Песни Победы!.. За что же их так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Только ли за простоту и душевность, мелодичность и красоту? Это всё важно, но в чём их главное достоинство? (В стойком оптимизме, вере в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть.)
- Минули годы и десятилетия. Но и сейчас мы с глубоким волнением обращаемся к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим величие огненных лет Великой Отечественной войны. Эти песни подают нам положительный пример и воспитывают чувство патриотизма. От первых военных залпов до победного майского салюта прошагали эти песни в боевом строю. И за это низкий поклон их авторам, известным и безымянным.
- Близится 75-я годовщина Великой Победы. Очень хотелось бы, чтобы вы помнили о войне, о её героях, помогали вдовам, поздравили их с праздником стихами, песнями, добрыми делами. А наше занятие хочется закончить песней, которая была написана после войны. Эту песню мы посвящаем героям войны, не дожившим до нынешней годовщины.
Исполнение песни «Боевые ордена»
- Спасибо за внимание! Занятие окончено.
(Выход под песню «День Победы»)