Цели урока:
- повторение и обобщение знаний по теме «Устройство компьютера»;
- закрепление практических умений и навыков работы с электронными таблицами Excel;
- формирование навыков коллективного поведения;
- создание атмосферы взаимовыручки, товарищества.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: раздаточный материал, компьютеры.
Правила игры. Класс делится на 2 команды (2 фирмы). Задача каждой из них – набрать как можно больше баллов, которые начисляются:
- за выполненные задания по следующим критериям: правильность выполнения расчетов и оформление документов по образцу, умение уложиться во времени;
- за поведение участников в игре, т.е. умение общаться с коллегами, организацию работы в группе, умение слушать докладчиков и оказание помощи в затруднительных положениях.
Ведущий игры – учитель. По окончании игры он подсчитывает баллы и выставляет оценки. За каждое задание можно получить максимум 5 баллов, за нарушение дисциплины баллы снимаются, т.е. команда штрафуется: если сделано замечание-1 балл, несоблюдение правил игры-2 балла, за грубое нарушение – 5 баллов.
Ход урока
1. Организационный момент
Объявляются правила игры. Класс делится на 2 фирмы, каждая из которых занимает свое место за отдельным столом. В каждой фирме выбирается 1 директор фирмы, 1 представитель банка, 1 бухгалтер, который будет начислять заработную плату сотрудникам, 4 исполнителя заказов. Участники придумывают название фирмы и логотип. Жюри выбирается из числа приглашенных гостей.
2. Проверка домашнего задания (5 мин)
Гостям предлагается заполнить 2 бланка заказов для покупки компьютера.
Образец бланка заказов
На какую сумму рассчитываете купить компьютер___________________.
Процессор на базе AMD, Intel (подчеркнуть).
Монитор __________ дюймов.
Подчеркните дополнительные устройства, которые вы собираетесь купить: мышь, клавиатура, принтер, сканер, колонки, модем.
Пока гости заполняют бланк заказов, команды отвечают на вопросы блиц-турнира. За каждый полный правильный ответ команде дается жетон. Они потом суммируются при выставлении баллов.
Блиц-турнир
- Что такое материнская плата, назовите ее характеристики?
- Что расположено на материнской плате?
- Для чего предназначен процессор?
- Назовите характеристики процессора.
- От чего зависит скорость работы компьютера?
- Что необходимо учитывать при выборе материнской платы и процессора?
- Перечислите устройства ввода, для ввода какого вида информации они предназначены?
- Перечислите устройства вывода, для вывода какого вида информации они предназначены?
3. Практическая работа (25 мин)
Ведущий. Присутствующие гости хотят заказать компьютеры в ваших фирмах. Вот их заказы.
(Ведущий раздает командам заполненные бланки заказов). Расчеты сделать в электронных таблицах Excel и распечатать в двух экземплярах. Когда станете оформлять заказ, не забудьте сделать сортировку по цене. На отчете обязательно должен быть логотип вашей фирмы и ее название.
Исполнители заказов выполняют задание.
Образец заказа в электронных таблицах Excel
Логотип и название фирмы ___________
Адрес ___________
Телефон ___________
Счет от____________(дата)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: ___________
Счет выписал_____________________(И.О.Фамилия)
Ведущий. К сожалению, у заказчика пока нет средств для покупки компьютера. Он берет кредит в банке. Представители банков вычисляют и сообщают, сколько заказчик должен платить каждый месяц и сколько рублей за год он переплатит.
Ведущий дает задание представителям банка
1 команда. Условия предоставления кредита:
Срок кредита - 12 месяцев.
Процентная ставка 18% годовых.
Плата за ведение ссудного счета 1,5% от суммы ежемесячных выплат по кредиту.
Покупатель берет кредит на покупку компьютера___________руб.
2 команда
Срок кредита - 6 месяцев.
Процентная ставка 15% годовых.
Плата за ведение ссудного счета 1,5% от суммы ежемесячных выплат по кредиту.
Покупатель берет кредит на покупку компьютера___________руб.
Представители банка делают вычисления в электронных таблицах Excel, заполнив таблицу:
Срок кредита |
|
Процентная ставка за кредит |
|
Плата за ведение ссудного счета |
|
Сумма кредита |
|
Сумма ежемесячных выплат (без учета процентной ставки за пользование кредитом) |
|
Сумма, уплаченная по процентной ставке за кредит за год |
|
Сумма, уплаченная по процентной ставке за кредит за месяц |
|
Сумма, уплаченная за ведение счета в месяц |
|
Ежемесячная плата банку с учетом суммы, уплаченной по процентной ставке, и суммы, уплаченной за ведение ссудного счета |
|
Итоговая сумма (за год) |
|
Переплата |
|
Пока выполняется заказ, бухгалтер начисляет зарплату своим сотрудникам за отдельным компьютером. Все расчеты он делает в таблице:
№п/п |
ФИО |
Оклад |
Премия, 25% от оклада |
Подоходный налог, 13% от оклада |
Налог в пенсионный фонд, 2% |
Итого к выдаче |
|
|
|
|
|
|
|
4. Итог урока (5 мин)
Когда работа будет выполнена, представители фирм предоставляют готовые прайслисты и отчитываются за проделанную работу. Ведущий дает общую оценку всем участникам, считает баллы и выставляет оценки.
Литература
- Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11 классы. (нестандратные уроки, внеклассные мероприятия, дидактические игры, кроссворды, из истории информатики. / Авт. Гераськина И.Ю., Тур С.Н. М.: Планета 2011.-176 стр.(Учение с увлечением)