Классный час "Путь к доброте"

Разделы: Классное руководство

Класс: 5


Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся; воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребенка.

Задачи:

  • продолжить формирование нравственно-этических понятий: доброта, отзывчивость, сострадание, добровольчество, волонтерство;
  • воспитывать нравственные чувства, социально-активную личность.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, видеоролик, презентация, макеты деревьем-6 шт., цветки – 30шт, листья зеленые - 21 шт., корни - 6 шт.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Методы проведения: поисковые, дискуссионные, игровые.

Ход классного часа

1. Организационный момент

Тренинг для снятия напряжения

Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые.

Предлагаю встать в круг. Любое занятие начинается с приветствия. Давайте поприветствуем друг друга! При первой встрече во всех культурах принято здороваться. Однако обычаи, традиции приветствий в разных культурах отличаются. В Японии все приветствия сопровождаются поклонами. Чем длительнее и ниже поклон, тем больше уважения вы проявляете. В Индии во время приветствия нужно остановиться, сложить руки на уровне груди, прижав ладони друг к другу, и слегка поклониться. Вы будете здороваться, как это делают девушки в Германии: говорит "О-ля-ля” и махать правой рукой. Понятно? Давайте попробуем. Вы будете здороваться по-английски: говорит "Хелоу” и поднимать над головой собранные в замок руки. Понятно? Давайте попробуем. Но мы живем в какой стране – Россия верно. А теперь, по моей команде, когда я скажу: "Здравствуйте” вы все вмести должны со мной поздороваться. Здравствуйте.

Молодцы! Спасибо.

2. Формулировка темы классного часа

Внимание на экран!

Просмотр видеоролика «О доброте».

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на классном часе?

Правильно! Сегодня мы поговорим с вами о качестве в котором нуждается человек в современном жестком мире.

Тема «Путь к доброте»

Учитель: Как вы думаете, какие вопросы мы должны с вами затронуть на сегодняшнем классном часе?

(Ответы детей)

Доброта, доброта,
Доброта вам не малость,
В доброте есть любовь,
И, конечно, есть жалость!
Пусть все люди на свете
Очень любят друг друга,
Пусть не встанут меж ними,
Холода, злые вьюги!
Доброту вы дарите,
От души и спонтанно,
И пусть этот поступок
Не покажется странным!

3. Основной этап классного часа

Слово учителя: Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

- Кто знает где можно узнать лексическое значение данного слова?

Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

- Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.

Эти слова будут девизом нашего классного часа.

Сегодня мы с вами будем создать мини-проект «Дерево добра».

Видео «Рост дерева» + пока идет видео учитель рассказывает

В начальной школе вы посеяли семена будущего «Дерева добра» в которое вложили тепло, любовь и доброту. Ведь мы знаем, что дерево символ жизни. И мы продолжим его выращивать в 5 и последующих классах. Предлагаю высадить деревья на нашу школьную аллею «Сад доброты», где вам предстоит ухаживать за деревьями. Для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие.

Итак, вы готовы к работе.

Первая строчка нашего девиза: Добрые сердца - это сады. Ребята, а у Вас добрые сердца.

- А в чем проявляется ваша доброта?

Ответы ребят

Тогда возьмите макет дерева и начнем работать.

Вторая строчка нашего девиза: Добрые слова-корни.

Итак, что бы наш сад был красивым, зеленым и приносил пользу окружающим людям, необходимо укоренить корневую систему. Для этого Вам предлагаю выполнить следующее задание.

Задание «Корни»

Выберите те качества, которые характеризуют доброго человека. Выбранные слова наклейте на корни дерева.

1

2

3

4

5

6

Аккуратный

Отзывчивый

Счастливый

Неучтивый

Общительный

Крикливый

Доброжелательный

Помогает в беде

Наглый

Умеет прощать обиды

Ласковый

Веселый

Вежливый

Вспыльчивый

Внимательный

Чуткий

Злой

Добрый

Грубый

Скромный

Жадный

Часто ссорится

Безразличный

Обидчивый

Милосердный

Нежный

Верный

Уважение

Мудрый

Сострадание

Ответы учащихся

Вы укоренили корневую систему своего дерева. И вот наше дерево вот-вот распустит красивые листочки. Чтобы дерево распустило свои листья, необходимо выполнить следующее задание. Да, непросто, быть добрым, вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учится всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки, поговорки и пословицы.

Задание: давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили людям радость. За правильный ответ вы получаете 2 листика.

1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе хлеб. Он спас от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. Папа Карло

2. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. Герда

3. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. Женя из Цветика-семицветика

4. Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. Красная шапочка

5. Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сражаться с Людоедом. Кот в сапогах

6. Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. Настенька

7. Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. Дюймовочка

Продолжим, наш конкурс и сейчас конкурс загадок о доброте.

8.

Его не скушаешь, но вкус его сладок!
Его не видишь, но вид его приятен!
Оно может быть близко, если ты веришь в это!
Оно рядом, но его не потрогаешь!

Ответ: Добро

9. Какая голова сто рук прокормит? 

Ответ: Добрая

10. Не хвались серебром, а хвались... Чем? 

Ответ: Добром

11.

Меня бьют, колотят, 
А я все терплю-людям добром плачу. 

Ответ: Хлеб

Крепят листики на деревьях.

Молодцы! После листиков на дереве появляются, цветы.

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с внимание. У каждого из нас свои достоинства и недостатки.

Следующая строчка нашего девиза: Добрые мысли – цветы.

Задание: Ребята, я предлагаю вам вспомнить добрые слова, без которых сад не зацветет, как и сам человек. На цветах вы должны написать добрые слова. Итак, вы готовы.

Игра: «Доскажи волшебное слово»

Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... “Доброе утро!”
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... “Добрый день!”
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... “Здравствуйте!”
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... “Спасибо!” 
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... “Прости, пожалуйста!”
И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... “До свидания!”
Всем вам с большой любовью
Желаю… Крепкого здоровья.

Ответы ребят

- А какие еще вы знаете слова?

Ответы: здравствуйте, добрый день, спасибо, будьте добры, пожалуйста, доброго пути, простите, будьте любезны, добрый вечер, извините, благодарю, спокойной ночи, до свидания, доброе утро, разрешите, счастливого пути.

Вывод: Добрые слова - это цветы человеческой души и не скупитесь раздавать эти прекрасные цветы окружающим.

И последняя строчка нашего девиза: Добрые дела – плоды.

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Какие вы совершили добрые дела или поступки.

Плодами человечества являются добрые дела и поступки.

Задание: на столе у вас лежат плоды-яблоки. На яблоках вы должны написать какие добрые дела вы сделали или поступки.

Учащиеся зачитывают и крепят на дерево.

Молодцы! Вы справились с заданиями.

Ребята, а какие вы сейчас в школе совершили добрые дела. Посмотрите на экран.

- Как вы считаете можно отнести наши дела добрыми?

Слайд с фото акций

Торопитесь, делать добрые дела! Пусть тепло ваших сердец согревает всех: родных, друзей и даже незнакомых людей. И тогда наступит время, когда вы сможете сказать: «Я делаю важное дело- приношу людям радость!»

Совершать добрые дела- это очень значимо и почетно. Многие люди все активнее вовлекаются в добровольческую деятельность. Таких людей очень много:

  • Чулпан Хаматова и Дина Корзун – благотворительный фонд «Подари жизнь»;
  • Гоша Куценко – фонд «Шаг вместе»;
  • Константин Хабенский, Наталья Водянова, Алина Кабаева, Андрей Малахов и др.
  • есть знаменитости которые помогают братьям нашим меньшим: Братья Запашные, Илона Броневицкая и др.

Ребята, предлагаю вам сейчас высадит Деревья доброты на нашу аллею. Но наш сад, какой темный, не веселый и холодный. Я хочу добавить к нашей работе Солнце. Ведь Солнце - это символ доброты.

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.

Я предлагаю вам сделать жест «Дай пять!».

Под фон музыки «Дай пять»

 Повернитесь к соседу справа… «Дай пять!» к соседу слева «Дай пять!»… этот жест сейчас мы выполнили в знак того, что вы проявили себя, отлично справились с заданиями и довольны этим. И именно таким жестом приветствуют себя друг друга волонтеры.

4. Итог классного часа

Путь к доброте- нелегкий, долгий путь. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно в наше современное время. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Смотрите друг на друга по-доброму. Чаще улыбайтесь. Пусть ваша улыбка дарит людям радость. А я сегодня благодарю всех за теплый, доверительный разговор, за добрые и умные мысли.

Упражнение «Подарки группе»

Описание упражнения. Участники встают в тесный круг – так, чтобы касаться плечами своих соседей. Кладут руки друг другу на плечи. Ведущий вместе с участниками в этом же кругу. Он начинает медленно раскачивать его вправо‑влево, сопровождая это рассказом: «Представим себе, что наше занятие проходил на корабле. Мы стоим на нем, нас обдувает легкий морской бриз, под ногами мягко покачивается палуба. Корабль приближается к порту – скоро наше занятие завершится, мы сойдем с палубы на берег и отправимся каждый своим путем. Но сейчас, пока мы еще все вместе, на корабле, давайте подумаем, что мы могли бы друг другу подарить, чтобы наша дальнейшая жизнь была интереснее, легче, успешнее, креативнее. Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам … Сердечко – частичку своей любви и доброты к Вам.» Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Когда обмен подарками завершен, ведущий продолжает: «Ну вот, наш корабль успешно прибыл в порт. Сейчас мы сойдем на берег – из тренинга в реальную жизнь. Но прежде чем сделать этот шаг, давайте скажем друг другу спасибо, пожелаем успехов и наградим себя за успешное плаванье аплодисментами!»