Конспект родительского собрания "Возрастные особенности детей 4–5 лет"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: родительское собрание


Цель:создание условий, способствующих формированию у родителей потребности тесного взаимодействия с педагогами и сотрудниками детского сада; вовлечение их в жизнедеятельность ДОУ.

Задачи:

  • познакомить родителей со спецификой работы дошкольного учреждения, с содержанием и особенностями учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ;
  • повышать роль семьи в воспитании детей;
  • формировать у родителей практические навыки воспитания детей;
  • формировать позитивный имидж дошкольного учреждения у всех участников образовательного процесса.

Форма проведения: семинар-практикум для родителей.

Место проведения: музыкальный зал.

Предварительная работа:

  • выставка творческих семейных работ «Детский сад глазами родителей»;
  • выполнение детьми задания на развитие элементарных математических представлений «Три в трех»; игра «Больше – меньше»;
  • подготовка детьми «загадок» для родителей: мышление, общение, игра, правила поведения (аудиозапись);
  • разработка и оформление объявлений, приглашений, памяток, указателей направлений развития детей, благодарностей для родителей;
  • подбор материалов для выставки;
  • подбор заданий для работы родителей в группах;
  • подбор атрибутов и материалов.

Материалы и оборудование: Цветные фишки, указатели с названиями направлений развития детей, аудиозапись с детскими загадками, памятки для родителей, 8 листов белого картона формата А4, фломастеры, материалы для обнаружения воздуха (полиэтиленовый пакет, ленточки, султанчики, воздушный шарик, трубочка для коктейля и стаканчик с мыльным раствором), игрушки зверей, в названиях которых есть звук «Л», «С» (слон, свинья, собака, лиса, лягушка, лев), два круга: синий и красный, ручки, чистый листы бумаги, доска школьная, магниты, 6 таблиц, расчерченных на квадраты, игра «Сложи узор», скотч, степлер, письма, красивая коробка.

Конспект родительского собрания

Этапы собрания

Содержание

Примечание

Вступление

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время, отложили свои домашние дела, заботы и пришли на нашу встречу.

На наших первых собраниях мы знакомились с вами, вы представляли своих детей. Пытались сделать прогноз, что будет с ними через 4 года. Мы с помощью небольшого любительского фильма и презентации рассказали вам о жизни детей в детском саду, в группе. И нам очень захотелось узнать, а как вы представляете себе нашу жизнь в детском саду.

Перед началом собрания вниманию родителей представлена выставка «Детский сад глазами родителей».

Анализ выставки творческих семейных работ «Детский сад глазами родителей» Огромное спасибо, что вы приняли активное участие в творческом задании на тему: «Детским сад глазами родителей».
По разному, по – своему вы представляете жизнь ваших детей в детском саду. Но есть одно общее - это большой труд. Труд воспитателей, родителей и детей.
Родители рассаживаются за отдельные столы с учетом выбранных предварительно цветных фишек.
Сообщение воспитателей «Возрастные и психологические особенности детей пятого года жизни»

Наши дети уже подросли. Им исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В поведении и деятельности детей можно заметить ряд новых черт, отличающих их от малышей.
Возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворенности этой потребности, ограничения активной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку.

ОБЩЕНИЕ
На 5 году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребёнок трёх лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Взрослым это можно использовать для налаживания дружеских контактов между детьми.
Особенно внимательно надо относиться к детям, которые по тем или иным причинам (робость, застенчивость, агрессивность) не могут найти себе в группе друзей, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении. Это может привести в дальнейшем к проблемам.
Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем, родителями. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах.

МЫШЛЕНИЕ
Наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослым: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое явление само по себе. А причины и следствия его возникновения. Нередко дети этого возраста многократно обращаются ко взрослым с одними и теми же вопросами, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы. Серьёзную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребёнка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты.
Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответы на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.
Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создаёт новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приёмов простейшего анализа, сравнения. В детском саду воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжала машина, и пр.)

ИГРА
У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх - сюжетно — ролевых, подвижных, имитационно театрализованных, хороводных музыкальных, познавательных и др. Все виды занятий либо проходят в форме игры, либо содержат игровые ситуации и действия.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы - заявления к воспитателю, родителям о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Но эти заявления нельзя расценивать как «ябедничество» и отрицательно к ним относиться. Между тем «заявление» ребёнка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от родителей и воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребёнком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении. Вместе с тем частые заявления — жалобы детей должны служить для воспитателей и родителей сигналом каких то недоработок в плане воспитания дружеских отношений и культуры поведения.
Главное для взрослых - предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение.
Поэтому среди воспитательных приёмов большое место принадлежит личному примеру педагога и родителей, а также проективным оценкам - оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребёнка. К примеру, заметив попытку мальчика наехать своим автомобилем на домик, построенными девочками, взрослый говорит: «Какой у нас Саша хороший шофёр, он внимательно смотрит на дорогу и никогда ни на кого не наедет. Он хорошо управляет машиной». Мальчик, гордый оценкой воспитателя, с удовольствием проезжает, не задев домика.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

ЭМОЦИИ
Дети среднего возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Взрослые должны побуждать эмоциональную отзывчивость детей, направлять её на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

Сообщение воспитателей  о возрастных и психологических особенностях детей сопровождается аудиозаписью с загадками детей.
Работа родителей в микрогруппах Воспитатель. А сейчас мы предлагаем вам на время превратиться в детей средней группы и  в игровой форме, так как игра – это ведущий вид деятельности, расскажем вместе, чему наши дети должны научиться в этом учебном году.
А для этого, предварительно выбрав разноцветные фишки, вы объединились в небольшие группы. В образовательном процессе несколько направлений развития ребенка. Для нашей встречи мы выбрали несколько: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений, ознакомление с природным миром), социально-коммуникативное, речевое развитие.
Для каждой группы родителей подготовили задания в соответствии с полученным вами направлением. Вы должны в течение 10 минут подумать, выполнить и представить выполненное задание.

 Раскладываем на каждый стол указатели направлений развития ребенка.

На подготовку задания в группах отводится 10 минут.

 

Задания для родительских групп

Ознакомление с природным миром

ИГРА «КАКАЯ СЕГОДНЯ ПОГОДА!»
Цель:уточнение представлений о временах года по существенным признакам сезона; об основных сезонных явлениях (хмурое небо, мелкий дождь, туман и т.д.)
Материалы: 8 листов белого картона формата А4; фломастеры.
С помощью простого ри­сунка можно обозначать, что угодно, в том числе и погоду. Такие рисунки используются для составления специаль­ных карт погоды, которые вывешиваются в портах - для экипажей кораблей, уходящих в плаванье, и в аэропортах - для летчиков, ведущих самолеты, и пассажиров.
ЗАДАНИЕ: придумать, как можно обозначить ясный солнечный день; пасмурный день, когда все небо в тучах; дождливый день; сильный снегопад; ветреный день; легкое волнение на море, шторм. Все рисунки должны быть очень простыми и легко узнаваемыми.
Можно изобразить 2–3 значка на одной карточке (солнце и ветер; дождь, снег и тучи и т.д.)
Ваши рисунки мы с детьми используем в игре «Бюро прогнозов погоды».

Познавательное развитие
(развитие познавательно-исследовательской деятельности)

ЗАДАНИЕ № 1: перед вами материалы, при помощи которых можно обнаружить воздух вокруг себя и в различных предметах. Постарайтесь это показать и объяснить.
Материалы:
- полиэтиленовый пакет;
- ленточки;
- султанчики;
- воздушный шарик;
- трубочка для коктейля и стаканчик с мыльным раствором.

ЗАДАНИЕ № 2: назвать предметы, в работе которых ветер является помощником.
- вертолет;
- пылесос;
- воздушный змей;
- Карлсон;
- вентилятор;
- мельница и др.

Речевое развитие

ЗАДАНИЕ № 1: Расселите животных (диких и домашних) в два дома. В синий дом поселите животных,  названия которых начинаются со звука «Л», а в красный – животных, названия которых начинаются со звука «С».
Материалы: игрушки зверей, в названиях которых есть звук «Л», «С»; два круга: синий и красный; ручки, чистый листы бумаги.

ЗАДАНИЕ № 2:
ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Прочитайте слова и подберите к ним противоположные по смыслу (антонимы).
Утро – вечер, герой – трус, друзья – враги, день – ночь, быстро – медленно, много – мало, все – никто, высоко – низко, светло – темно, сесть – встать, смеяться – плакать, говорить – молчать, закрывать – открывать, взять – отдать, приносить – уносить, надевать – снимать, входить – выходить, северный – южный, смелый – трусливый, горький – сладкий, легкий – тяжелый, острый – тупой, высокий – низкий, большой – маленький, длинный – короткий

 
 

Формирование элементарных математических представлений

ЗАДАНИЕ № 1: (на доске) Это задание выполняют два человека из команды.

ИГРА «ТРИ В ТРЕХ»
Цель: развитие умение решать логические задачи.
Материалы: доска школьная, магниты, 6 таблиц, расчерченных на квадраты, фломастеры; игра «Сложи узор».
Перед вами три таблички, каждая расчерчена на девять квадратов.
Послушайте историю и выполните соответствующее ей задание:
В одном трехэтажном доме жили три точки. На каждом этаже было несколько квартир. (Сосчитайте этажи и квартиры). Первая точка жила на первом в средней квартире. На втором этаже никто не жил. Вторая и третья точки жили на третьем этаже в угловых квартирах. Все точки любили разговаривать по телефону. (Проведите фломастером телефонную линию между «квартирами» точек). Какая получилась фигура? В какой квартире находится ее вершина?
«Поскольку кроме этих точек в доме никто не жил, они любили менять квартиры. Первая точка перешла жить в первую квартиру своего этажа, вторая – в среднюю квартиру третьего этажа, а третья точка перешла на этаж ниже. Пришлось перенести и телефонную линию». (В какой «квартире» теперь находится вершина треугольника?)
«Вторая и третья точки были ужасными непоседами. Им скоро опять надоело жить в своих квартирах. Вторая точка спустилась на этаж ниже, а третья поднялась на этаж выше. И снова пришлось переносить телефонную линию». (Соедините все три точки. Что получилось?)

ЗАДАНИЕ № 2: (на доске) Это задание выполняют два человека из команды.
Цель:развитие памяти, внимания.
В течение 3-5 секунд запомните расположение точек в трех квадратах и воспроизведите их в своих квадратах.

ЗАДАНИЕ № 3: (на столе). Выполняют два человека из команды.
ИГРА «СЛОЖИ УЗОР»
Цель: развитие умения составлять узор путем комбинирования цвета и формы.
Сложите узор по схеме.

После выступления группы родителей по математическому развитию, всем родителям раздаются листочки с выполненным детьми заданием «Три в трех».

 

Воспитатель. Мы с вами, уважаемые родители, выполнили несколько игр и упражнений, взятых из содержания образовательного процесса, предусмотренного нашей программой развития и воспитания «Детство». Более подробно познакомиться с запасом собственных знаний детей, т.е. чему наши дети должны научиться в этом учебном году, вы можете в подготовленной нами совместно с детьми именной памятке (Приложение 1).
Подобные задания: игры, лабиринты, головоломки вы найдете в детских журналах, в готовых дидактических и настольных играх.
Думаем, вам сегодня было не так легко в роли детей, выполняя все подготовленные нами задания. Поэтому помогайте своим детям, чтобы они чувствовали себя знающими, уверенными. Ведь насколько ваш ребенок сможет реализовать свои потенциальные возможности, зависит его будущее.
Воспитатель. По традиции, уже сложившейся на собраниях, мы желаем, прогнозируем, какими бы мы хотели видеть наших детей через год, два, четыре. Сегодня мы приготовили для вас письма о вашем ребенке. Писать их будете вы и, именно, о своем ребенке. Откроем их на последнем собрании и посмотрим, насколько изменились наши дети, родители, педагоги; насколько оправдались наши прогнозы и мечты. На написание письма мы отведем 5 минут. Готовое письмо запечатаем при помощи степлера и положим на хранение в красивую коробку (Приложение 2).
Воспитатель. На этом основная часть нашего собрания завершена. Хочется узнать:
- что сегодня вам запомнилось?
- что было для вас неожиданно?
- над чем задумались?
Большое спасибо за активное участие на собрании.
Спасибо за внимание!

Воспитатели раздают родителям именные памятки.

Список использованной литературы

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное.

2. Дошкольник 4–5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И.Бабаева и др. Сост. И ред. Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт, З.А.Михайлова. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

3. План – программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада / Сост. Н.В.Гончарова и др.: под. Ред. З.А.Михайловой. – 2-е изд. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 1999.

4.  Развитие речи детей 4–5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. – М.: Вентана – Граф, 2009.

5. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под ред. О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.

6. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Познание», «Социализация», «Физическая культура» в средней группе детского сада. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров – Воронеж: ООО «Учитель», 2013.

7. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

8. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов / Авт. – сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе; Худ. И.Н.Ржевцева. – СПб.: «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2011.

9. Интернет-ресурсы.