Конспект открытого урока на тему "Потребности человека". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Нам всё равно всего мало.
Чак Паланик

Форма урока: комбинированный урок в форме практикума.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: Способствовать формированию представлений о духовном мире человека, потребностях как источнике его развития.

Планируемые результаты:

Предметные

  • Научатся: различать виды потребностей; классифицировать, раскрывать основные черты духовного мира человека; оценивать действия человека.
  • Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения; применять полученные знания и умения.

Метапредметные УУД

  • Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятиям.
  • Коммуникативные:участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
  • Регулятивные:ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
  • Личностные УУД:оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Местоположение урока в планировании: Данный урок восьмой в теме «Человек в социальном измерении».

Прогнозируемый результат: закрепление знаний о взаимосвязи социальной среды и потребностей человека, свободы и ответственности в удовлетворении потребностей.

Оборудование урока: Компьютер с презентацией урока «Потребности человека», учебник под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой «Обществознание» 6 класс, фото, иллюстрирующие потребности человека.

Основные понятия: потребности, первичные и вторичные потребности, реальные и мнимые потребности, иерархия потребностей, духовные потребности.

Ход урока

I. Мотивация

Здравствуйте. Я предлагаю вам обернуться, так чтобы зафиксировать взглядом самую дальнюю точку. А теперь повернитесь ко мне и снова обернитесь. Теперь зафиксируйте ещё более дальнюю точку.

У кого получилось расширить свою диагональ?

Так вот дорогие мои, человек всегда может расширить свои возможности. У вас была одна точка и вы смогли расширить свою диагональ, а это значит, что вы сейчас смогли добиться ещё большего результата!!! В сможете расширить свои возможности, расширить свои знания о человеке.

Учитель: И так вы сейчас, вчера и в будущем постоянно выполняете различные упражнения, выполняете работу, приобретаете знания. Каким понятием можно объединить все это

Ученик: Деятельностью.

Учитель: Почему вы так решили?

Ученик: Мы изменили свои возможности. Выполняли специальное упражнение. Занимались деятельностью.

Учитель: Так что такое деятельность?

Ученик: Это изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.

Учитель: Слайд №1. Ради чего человек занимается деятельностью?

Ученик: Удовлетворить свои потребности.

Учитель: Слайд №1. Вот мы и открыли тему сегодняшнего урока. Потребности человека. (Обращение к эпиграфу урока)

Учитель: Слайд №2. Прием "Градусник". Узнать мнение ребят, согласных или несогласных с этой точкой зрения.

Подойдите к той части класса где на градуснике красный цвет, те кто считает, что нам всегда всего мало. Остальные, те кто считает, что мы можем окончательно удовлетворить свои потребности, подойдите к той части класса, где на градуснике белый цвет.

Учитель: Хорошо. Спасибо. Я узнала ваше мнение.

Учитель: Слайд №3. "Нам всё равно всего мало".

Так ли это?! И почему? И изменится ли ваше мнение в конце урока?

II. Изучение нового материала

Записать тему урока в тетради. Озвучить цель урока.

1. Ассоциации к понятию «Потребность». Слайд №4.

Учитель: Когда я говорю о потребностях, какие ассоциации она у вас вызывает?

Ученик: Нужда, желание, необходимость, голод, нехватка, нужность, надо, зависимость итд.

2. Работа над понятийным аппаратом. Слайд №5.

3. Игра «Бюро находок». Слайд №6.

Материалы: карточки с изображением людей и разными возможными их потребностями.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Учитель держит поднос с карточками (на одних карточках изображены люди, на других – предполагаемые их потребности). Учитель просит детей взять по одной карточке и по сигналу (по хлопку) найти сверстника с подходящей по смыслу карточкой. Собственник ищет свой нужный ему предмет. ( Например: дедушка и очки, менеджер и компьютер, школьница и тетрадь и т.д.) Басня "Лебедь, рак и щука - воз", басня "Ворона и лисица" - кусочек сыра, Басня "Мартышка и очки"- очки

Воспитатель задает вопросы:

– Что такое потребности? (То, что человек хочет иметь.)

– Почему для девочки выбрали куклу, а не швейную машинку?

Давайте назовем особенность потребности. (индивидуальные)

–– Можно поменять: маме – швейную машинку, а швее – сумку? (Да.)

– Почему?

– Папе – компьютер и телефон, а менеджеру – автомобиль? (Да.)

- Значит ещё какую особенность имеют потребности? Общие.

– Объясните свой ответ.

– От чего зависят наши потребности? (от того, каким видом деятельности человек занимается)

- Какое значение имеют потребности? (удовлетворяют желания человека и выступают в качестве мотива деятельности).

- Среди всех перечисленных, какие особые потребности вы увидели, услышали? (особые потребности для людей с ограниченными способностями).

Вывод: Слайд №6. Записать в тетрадь.

1. Потребности индивидуальны.

2. Потребности выступаю в качестве мотива деятельности человека.

3. Существуют особые потребности для людей с ограниченными способностями.

4. Слайд № 7. Работа в группах. "Строители дома".

У вас на партах карточки с потребностями. Распределите потребности по мере их поступления у человека, от простого к сложному, от низших к высшим потребностям, в иерархическом порядке, начиная с рождения ребенка на газете. Объясните, почему вы их так распределили?

5. Слайд №8. Работа с текстом.

Работая с текстом учебника на стр.34, выделите виды потребностей и дайте характеристику, заполнив следующую таблицу. Разделить на 3 группы. У каждой группы распечатано название одного вида потребностей. Нужно правильно сопоставить потребности на фото с видом потребности.

Виды потребностей

Характеристика

1. Биологические или физиологические, или материальные. (Все то, что необходимо для существования человека)

Воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых.

2. Социальные (определяют принадлежность человека к обществу, к какой-либо группе)

Потребность в общении, семье, труде.

3. Духовные (все то, что необходимо для духовного развития)

Познание окружающего мира, получение знаний умений, достижение гармонии и красоты.

Можно ли перешагнуть через какую-нибудь из ступеней этой пирамиды?

Вывод: Слайд №9, 10. Потребности иерархичны, поступательны, расширяются по мере развития человека в обществе.

6. Работа с раздаточным материалом.

Конверты. Разложите картинки в два конверта и подпишите название каждого конверта пообъединяющему признаку. Как мы их подпишем? Объясните, почему вы так поступили!?

Слайд №11. Потребности бывают реальные и мнимые (неразумные).

Реальные потребности – это потребности, удовлетворение которых необходимо для жизни и развития.

Мнимые потребности на самом деле не являются для нас жизненно необходимыми и являются в большей мере нашими желаниями.

В жизни мы нередко сталкиваемся с необходимостью выбора одного из нескольких решений. Нам приходится выбирать, что нам действительно необходимо и чего мы просто хотим.

Вывод: Слайд №12. Поддерживают организм человека и способствуют его развитию.

7. Слайд № 13. Игра "Восстанови историю".

Представьте, что вы археологи. При раскопках вы обнаружили предметы. Ваша задача определить собственника предмета и определить к какому историческому периоду общества этот человек относится.

Примеры:

  • первобытное общество
  • древность (княгиня Ольга из Повести временных лет- горящая птица, Владимир - красное солнышко - меч.)
  • средние века
  • современность ("Человек хвастун" - ларчик )

Вывод: Слайд № 14. Потребности безграничны и существуют на каждом этапе развития человека.

III. Рефлексия

Оцените справедливо свою работу на уроке. Опустите один из кружочков в ящик:

  • Красный - Работал активно, с интересом.
  • Зелёный – Старался справиться с заданиями, но не всегда успевал.
  • Синий - Часто отвлекался от работы, было скучно.

- Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.

- Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.

- Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности

IV. Итог урока. Сделать вывод

- Потребности индивидуальны и общие.

- Потребности выступают в качестве мотива деятельности, заставляя человека планировать.

- Существуют особые потребности для людей с ограниченными способностями.

- Потребности безграничны и существуют на каждом этапе развития человека.

- Потребности иерархичны, расширяются по мере развития человека в обществе.

Учитель: Что нам мало и почему. Потребностей, так человек в обществе живет, общается и развивается, приобретает знания, меняется его роль а значит и меняется его потребности.

Учитель: Скажите, чтобы бы уважали, считались с мнением этого человека, чтобы пополняли свои знания умения навыки в обществе какой вид потребности важнее всего? Духовные самые высшие потребности к которым мы должны стремиться.

Д.З. -& 4, стр. 33-35, задачи 4-5. Работа в рубрике "Жил на свете человек" на стр. 35.