Нам всё равно всего мало.
Чак Паланик
Форма урока: комбинированный урок в форме практикума.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Способствовать формированию представлений о духовном мире человека, потребностях как источнике его развития.
Планируемые результаты:
Предметные
- Научатся: различать виды потребностей; классифицировать, раскрывать основные черты духовного мира человека; оценивать действия человека.
- Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения; применять полученные знания и умения.
Метапредметные УУД
- Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятиям.
- Коммуникативные:участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
- Регулятивные:ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
- Личностные УУД:оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Местоположение урока в планировании: Данный урок восьмой в теме «Человек в социальном измерении».
Прогнозируемый результат: закрепление знаний о взаимосвязи социальной среды и потребностей человека, свободы и ответственности в удовлетворении потребностей.
Оборудование урока: Компьютер с презентацией урока «Потребности человека», учебник под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой «Обществознание» 6 класс, фото, иллюстрирующие потребности человека.
Основные понятия: потребности, первичные и вторичные потребности, реальные и мнимые потребности, иерархия потребностей, духовные потребности.
Ход урока
I. Мотивация
Здравствуйте. Я предлагаю вам обернуться, так чтобы зафиксировать взглядом самую дальнюю точку. А теперь повернитесь ко мне и снова обернитесь. Теперь зафиксируйте ещё более дальнюю точку.
У кого получилось расширить свою диагональ?
Так вот дорогие мои, человек всегда может расширить свои возможности. У вас была одна точка и вы смогли расширить свою диагональ, а это значит, что вы сейчас смогли добиться ещё большего результата!!! В сможете расширить свои возможности, расширить свои знания о человеке.
Учитель: И так вы сейчас, вчера и в будущем постоянно выполняете различные упражнения, выполняете работу, приобретаете знания. Каким понятием можно объединить все это
Ученик: Деятельностью.
Учитель: Почему вы так решили?
Ученик: Мы изменили свои возможности. Выполняли специальное упражнение. Занимались деятельностью.
Учитель: Так что такое деятельность?
Ученик: Это изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.
Учитель: Слайд №1. Ради чего человек занимается деятельностью?
Ученик: Удовлетворить свои потребности.
Учитель: Слайд №1. Вот мы и открыли тему сегодняшнего урока. Потребности человека. (Обращение к эпиграфу урока)
Учитель: Слайд №2. Прием "Градусник". Узнать мнение ребят, согласных или несогласных с этой точкой зрения.
Подойдите к той части класса где на градуснике красный цвет, те кто считает, что нам всегда всего мало. Остальные, те кто считает, что мы можем окончательно удовлетворить свои потребности, подойдите к той части класса, где на градуснике белый цвет.
Учитель: Хорошо. Спасибо. Я узнала ваше мнение.
Учитель: Слайд №3. "Нам всё равно всего мало".
Так ли это?! И почему? И изменится ли ваше мнение в конце урока?
II. Изучение нового материала
Записать тему урока в тетради. Озвучить цель урока.
1. Ассоциации к понятию «Потребность». Слайд №4.
Учитель: Когда я говорю о потребностях, какие ассоциации она у вас вызывает?
Ученик: Нужда, желание, необходимость, голод, нехватка, нужность, надо, зависимость итд.
2. Работа над понятийным аппаратом. Слайд №5.
3. Игра «Бюро находок». Слайд №6.
Материалы: карточки с изображением людей и разными возможными их потребностями.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Учитель держит поднос с карточками (на одних карточках изображены люди, на других – предполагаемые их потребности). Учитель просит детей взять по одной карточке и по сигналу (по хлопку) найти сверстника с подходящей по смыслу карточкой. Собственник ищет свой нужный ему предмет. ( Например: дедушка и очки, менеджер и компьютер, школьница и тетрадь и т.д.) Басня "Лебедь, рак и щука - воз", басня "Ворона и лисица" - кусочек сыра, Басня "Мартышка и очки"- очки
Воспитатель задает вопросы:
– Что такое потребности? (То, что человек хочет иметь.)
– Почему для девочки выбрали куклу, а не швейную машинку?
Давайте назовем особенность потребности. (индивидуальные)
–– Можно поменять: маме – швейную машинку, а швее – сумку? (Да.)
– Почему?
– Папе – компьютер и телефон, а менеджеру – автомобиль? (Да.)
- Значит ещё какую особенность имеют потребности? Общие.
– Объясните свой ответ.
– От чего зависят наши потребности? (от того, каким видом деятельности человек занимается)
- Какое значение имеют потребности? (удовлетворяют желания человека и выступают в качестве мотива деятельности).
- Среди всех перечисленных, какие особые потребности вы увидели, услышали? (особые потребности для людей с ограниченными способностями).
Вывод: Слайд №6. Записать в тетрадь.
1. Потребности индивидуальны.
2. Потребности выступаю в качестве мотива деятельности человека.
3. Существуют особые потребности для людей с ограниченными способностями.
4. Слайд № 7. Работа в группах. "Строители дома".
У вас на партах карточки с потребностями. Распределите потребности по мере их поступления у человека, от простого к сложному, от низших к высшим потребностям, в иерархическом порядке, начиная с рождения ребенка на газете. Объясните, почему вы их так распределили?
5. Слайд №8. Работа с текстом.
Работая с текстом учебника на стр.34, выделите виды потребностей и дайте характеристику, заполнив следующую таблицу. Разделить на 3 группы. У каждой группы распечатано название одного вида потребностей. Нужно правильно сопоставить потребности на фото с видом потребности.
|
Характеристика |
1. Биологические или физиологические, или материальные. (Все то, что необходимо для существования человека) |
Воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. |
2. Социальные (определяют принадлежность человека к обществу, к какой-либо группе) |
Потребность в общении, семье, труде. |
3. Духовные (все то, что необходимо для духовного развития) |
Познание окружающего мира, получение знаний умений, достижение гармонии и красоты. |
Можно ли перешагнуть через какую-нибудь из ступеней этой пирамиды?
Вывод: Слайд №9, 10. Потребности иерархичны, поступательны, расширяются по мере развития человека в обществе.
6. Работа с раздаточным материалом.
Конверты. Разложите картинки в два конверта и подпишите название каждого конверта пообъединяющему признаку. Как мы их подпишем? Объясните, почему вы так поступили!?
Слайд №11. Потребности бывают реальные и мнимые (неразумные).
Реальные потребности – это потребности, удовлетворение которых необходимо для жизни и развития.
Мнимые потребности на самом деле не являются для нас жизненно необходимыми и являются в большей мере нашими желаниями.
В жизни мы нередко сталкиваемся с необходимостью выбора одного из нескольких решений. Нам приходится выбирать, что нам действительно необходимо и чего мы просто хотим.
Вывод: Слайд №12. Поддерживают организм человека и способствуют его развитию.
7. Слайд № 13. Игра "Восстанови историю".
Представьте, что вы археологи. При раскопках вы обнаружили предметы. Ваша задача определить собственника предмета и определить к какому историческому периоду общества этот человек относится.
Примеры:
- первобытное общество
- древность (княгиня Ольга из Повести временных лет- горящая птица, Владимир - красное солнышко - меч.)
- средние века
- современность ("Человек хвастун" - ларчик )
Вывод: Слайд № 14. Потребности безграничны и существуют на каждом этапе развития человека.
III. Рефлексия
Оцените справедливо свою работу на уроке. Опустите один из кружочков в ящик:
- Красный - Работал активно, с интересом.
- Зелёный – Старался справиться с заданиями, но не всегда успевал.
- Синий - Часто отвлекался от работы, было скучно.
- Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда.
- Социальные потребности необходимы человеку для того, чтобы выжить, они есть и у животных.
- Чтобы занять свое место в обществе, недостаточно удовлетворить только биологические потребности
IV. Итог урока. Сделать вывод
- Потребности индивидуальны и общие.
- Потребности выступают в качестве мотива деятельности, заставляя человека планировать.
- Существуют особые потребности для людей с ограниченными способностями.
- Потребности безграничны и существуют на каждом этапе развития человека.
- Потребности иерархичны, расширяются по мере развития человека в обществе.
Учитель: Что нам мало и почему. Потребностей, так человек в обществе живет, общается и развивается, приобретает знания, меняется его роль а значит и меняется его потребности.
Учитель: Скажите, чтобы бы уважали, считались с мнением этого человека, чтобы пополняли свои знания умения навыки в обществе какой вид потребности важнее всего? Духовные самые высшие потребности к которым мы должны стремиться.
Д.З. -& 4, стр. 33-35, задачи 4-5. Работа в рубрике "Жил на свете человек" на стр. 35.