Задачи
- закреплять умение давать характеристику звука (гласный/согласный; согласный – твердый/мягкий, звонкий/глухой), придумывать слова с заданным звуком;
- закреплять понятия «звук – буква», повторить ранее изученные буквы;
- упражнять в составлении предложений с однородными членами;
- развивать связную речь с помощью творческого рассказа (сказки) по созданной коллективной картине (коллажу);
- закреплять приемы аппликации: навыки работы с картоном и бумагой;
- развивать планирующую функцию речи при создании аппликации;
- развивать у детей творческие способности, воображение;
- воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.
Оборудование: плоскостная бумажная буква Р, лист ватмана, наборы цветной бумаги и картона, шаблоны букв, материал для украшения букв (пайетки, бусинки, конфетти и т.п.), ножницы, клей, фломастеры.
Организационный момент
Логопед проводит в детьми артикуляционную психогимнастику.
Ру-ру-ру!
Мы задумали игру.
Задумчивое выражение лица.
Ры-ры-ры!
Ох, боимся мы жары.
Испуганное выражение лица.
Ра-ра-ра!
Разве нам страшна жара?
Удивляются, пожимают плечами.
Ра-ра-ра!
Улыбнемся, детвора!
Веселое, улыбчивое выражение лица.
Основная часть
Логопед. Ребята, какой звук часто встречался в нашей игре?
Дети. Звук [р].
Логопед. Вы уже знакомы с этим звуком, дайте ему характеристику.
Дети. Звук [р] – согласный, бывает твердым и мягким, звонкий.
Логопед. Придумайте слова, в которых встречается звук [р], а теперь звук [р'].
Дети придумывают и называют слова с заданными звуками [р] - [р'].
Ребята, а вы умеете писать букву Р? Давайте с вами вспомним, как отличить звук от буквы.
Дети. Звук мы слышим, а букву видим и пишем.
Логопед. Дети, хочу вам сообщить, что у нашей любимой буквы Р сегодня день рождения! Посмотрите, какая она нарядная!
(Показывает лист ватмана с нарисованной в виде человечка буквы Р).
Буква Р приглашает в гости другие буквы из забавной азбуки. Вот они, вы их узнали? (Показывает картонные шаблоны букв, а дети их называют).
Я предлагаю вам всем вместе придумать сказку о том, как буквы собрались на день рождения к букве Р. Я начну рассказывать, а вы помогайте.
Пригласила однажды буква Р подруг-буковок на свой день рождения. Буквы затеяли спор, что подарить виновнице торжества.
Буква Н кричит:
- Надо подарить ей подарки, названия которых начинается со звука [н]. (Взрослый предлагает детям помочь букве Н придумать такие слова).
Буква И говорит:
- И я хочу подарить свои подарки, но со своим звуком.
Ребята, помогите и мне придумать такие слова.
Далее дети самостоятельно рассказывают о других буквах и придумывают слова-предметы, названия которых начинаются с определенных звуков.
Логопед. Ребята, как же договориться буквам? Подарки на какие звуки они вручат букве Р?
Дети предлагают свои варианты.
Логопед. Вот первой пришла на день рождения к Р буква Н и сказала…
Ребенок с буквой Н подходит к листу ватмана и говорит от имени своей буквы.
Ребенок. Здравствуй, буква Ря поздравляю тебя с днем рождения и дарю тебе носочки. (Приклеивает букву и ее подарок к ватману рядом с буквой Р).
Подобным образом все дети подходят листу ватмана поочередно, произносят поздравления и называют подарки своих букв, которые дарят, а буква Р благодарит их.
Логопед. Ребята! Наша сказка закончилась. Кто хотел бы ее пересказать от начала до конца?
По желанию дошкольники пересказывают сказку с опорой на коллаж.
Итог занятия
Логопед. Ребята! Вам понравилась сказка, которую мы с вами придумали? Как она называлась? Понравился ли вам коллаж, который мы все вместе сделали? Дома вы можете рассказать сказку еще раз своим мамам и папам, братишкам и сестренкам. До свидания! До новых встреч!
Список использованной и рекомендуемой литературы
- Александрова Т.В.Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. СПб., 2005.
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. СПб., 2002.
- Волина В.В.Занимательное азбуковедение. М., 1994.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008.
- Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики// Логопед. 2005. №1
- Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Метод.рекомендации. М., 2009.
- Шорохова О.А. Занятия по развитию речи дошкольников и сказкотерапия. М., 2009.