Интегрированное занятие «День рождения буквы Р»

Разделы: Логопедия


Задачи

  • закреплять умение давать характеристику звука (гласный/согласный; согласный – твердый/мягкий, звонкий/глухой), придумывать слова с заданным звуком;
  • закреплять понятия «звук – буква», повторить ранее изученные буквы;
  • упражнять в составлении предложений с однородными членами;
  • развивать связную речь с помощью творческого рассказа (сказки) по созданной коллективной картине (коллажу);
  • закреплять приемы аппликации: навыки работы с картоном и бумагой;
  • развивать планирующую функцию речи при создании аппликации;
  • развивать у детей творческие способности, воображение;
  • воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: плоскостная бумажная буква Р, лист ватмана, наборы цветной бумаги и картона, шаблоны букв, материал для украшения букв (пайетки, бусинки, конфетти и т.п.), ножницы, клей, фломастеры.

Организационный момент

Логопед проводит в детьми артикуляционную психогимнастику.

Ру-ру-ру!
Мы задумали игру.

Задумчивое выражение лица.

Ры-ры-ры!
Ох, боимся мы жары.

Испуганное выражение лица.

Ра-ра-ра!
Разве нам страшна жара?

Удивляются, пожимают плечами.

Ра-ра-ра!
Улыбнемся, детвора!

Веселое, улыбчивое выражение лица.

Основная часть

Логопед. Ребята, какой звук часто встречался в нашей игре?

Дети. Звук [р].

Логопед. Вы уже знакомы с этим звуком, дайте ему характеристику.

Дети. Звук [р] – согласный, бывает твердым и мягким, звонкий.

Логопед. Придумайте слова, в которых встречается звук [р], а теперь звук [р'].

Дети придумывают и называют слова с заданными звуками [р] -  [р'].

Ребята, а вы умеете писать букву Р? Давайте с вами вспомним, как отличить звук от буквы.

Дети. Звук мы слышим, а букву видим и пишем.

Логопед. Дети, хочу вам сообщить, что у нашей любимой буквы Р сегодня день рождения! Посмотрите, какая она нарядная!

(Показывает лист ватмана с нарисованной в виде человечка буквы Р).

Буква Р приглашает в гости другие буквы из забавной азбуки. Вот они, вы их узнали? (Показывает картонные шаблоны букв, а дети их называют).

Я предлагаю вам всем вместе придумать сказку о том, как буквы собрались на день рождения к букве Р. Я начну рассказывать, а вы помогайте.

Пригласила однажды буква Р подруг-буковок на свой день рождения. Буквы затеяли спор, что подарить виновнице торжества.

Буква Н кричит:

- Надо подарить ей подарки, названия которых начинается со звука [н]. (Взрослый предлагает детям помочь букве Н придумать такие слова).

Буква И говорит:

- И я хочу подарить свои подарки, но со своим звуком.

Ребята, помогите и мне придумать такие слова.

Далее дети самостоятельно рассказывают о других буквах и придумывают слова-предметы, названия которых начинаются с определенных звуков.

Логопед. Ребята, как же договориться буквам? Подарки на какие звуки они вручат букве Р?

Дети предлагают свои варианты.

Логопед. Вот первой пришла  на день рождения к Р буква Н и сказала…

Ребенок с буквой Н подходит к листу ватмана и говорит от имени своей буквы.

Ребенок. Здравствуй, буква Ря поздравляю тебя с днем рождения и дарю тебе носочки. (Приклеивает букву и ее подарок к ватману рядом с буквой Р).

Подобным образом все дети подходят  листу ватмана поочередно, произносят поздравления и называют подарки своих букв, которые дарят, а буква Р благодарит их.

Логопед. Ребята! Наша сказка закончилась. Кто хотел бы ее пересказать от начала до конца?

По желанию дошкольники пересказывают сказку с опорой на коллаж.

Итог занятия

Логопед. Ребята! Вам понравилась сказка, которую мы с вами придумали? Как она называлась? Понравился ли вам коллаж, который мы все вместе сделали? Дома вы можете рассказать сказку еще раз своим мамам и папам, братишкам и сестренкам. До свидания! До новых встреч!

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Александрова Т.В.Живые звуки, или Фонетика для дошкольников. СПб., 2005.
  2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. СПб., 2002.
  3. Волина В.В.Занимательное азбуковедение. М., 1994.
  4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2008.
  5. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики// Логопед. 2005. №1
  6. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ: Метод.рекомендации. М., 2009.
  7. Шорохова О.А. Занятия по развитию речи дошкольников и сказкотерапия. М., 2009.