Цели:
- обучающая: обобщить знания учеников по темам «Причастие и деепричастие»; изучить роль причастий и деепричастий в устной и письменной речи; совершенствовать умения и навыки, связанные с нахождением причастий и деепричастий в тексте, изучить случаи перехода причастий в прилагательные; повторить правописание причастий и деепричастий;
- развивающая: развивать умения правильно употреблять причастия и деепричастия в речи, способствовать развитию навыков самостоятельной работы; способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных Великой Отечественной войне;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории, формировать знания о событиях Великой Отечественной войны, способствовать патриотическому воспитанию учеников, развить чувство национальной гордости за великий подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывать внимание к слову, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация в программе Microsoft PowerPoint, карточки с заданиями, раздаточный материал (открытки ко Дню Победы, сделанные учениками старших классов), учебник русского языка для 7 класса под редакцией Ладыженской.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть. В центре доски записано числительное 1945. Ваши ассоциации, связанные с этим числительным? (ответы учеников).
А знаете ли Вы, сколько лет прошло уже с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война? (Ответы учеников).
Правильно. 9 мая 2020 года мы будем праздновать 75-летие Дня Победы над фашистской Германией. Это праздник «со слезами на глазах», потому что победа досталась очень высокой ценой.
И мы не должны забывать тех, кто отдал жизнь за Великую победу, за то, чтобы мы с вами сегодня жили и не знали, что такое горе от потери родных и близких, чтобы над нами было мирное небо.
И сегодняшний урок мы посвятим именно этой знаменательной дате.
- Как можно соединить пройденный нами материал и эту знаменательную дату. Определим цель урока (ответы учащихся).
Исходя из цели, наметим основные задачи (ответы учащихся).
2. Актуализация знаний
Фронтальный опрос по темам «Причастие», «Деепричастие», «Стили речи».
- Что такое причастие?
- Что такое деепричастие?
- Какие стили речи выделяют в русском языке?
- Как вы думаете, в текстах каких стилей речи чаще всего употребляются причастия и деепричастия?
3. Практическая работа
1. «Арт-подготовка».
Объяснительный диктант (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
Артиллерия, солдат, эшелон, ветеран, канонада, оккупировать, офицер, гарнизон, генерал, командир, приказ, контратака, патриот, обелиск, лейтенант, госпиталь, подвиг.
Объясните значения слов. Составьте с некоторыми из слов по 2 предложения (устно).
2. «Атака».
Определение роли причастий и деепричастий в речи (ученики работают в тетрадях).
- Прочитайте стихотворение Алексея Суркова «Утро Победы». Выпишите, распределив в 3 столбика, причастия, деепричастия и прилагательные. Причастия и деепричастия разберите по составу.
Утро Победы
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: «Отмаялись! Баста!» -
И приметил подснежник во рву.И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.Снова ожили в памяти были живые:
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
1945г.
- Проверьте себя.
Причастия | Деепричастия |
Прилагательные |
тосковавшей |
смеясь |
сырая |
- Давайте определим роль этих слов в данном стихотворении и речи вообще.
- Какова роль прилагательных? ( Называют постоянные, не изменяющиеся во времени признаки предметов. Придают речи выразительность. Помогают полнее раскрыть отличительные признаки предмета).
- Какова роль причастий? (Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастия образно характеризуют предмет и представляют его признак в динамике, развитии).
- Как вы думаете, деепричастия имеют изобразительную роль? (Да, деепричастия, обозначая добавочное действие, одновременно характеризуют действие основное, придают речи особую живость, наглядность, делают описание ярким, динамичным.
Причастия и деепричастия, а также обороты с ними, помогают более ёмко и точно изобразить действие, описать предметы, чем предложения с однородными членами или сложноподчинённые предложения).
3.«Ближний бой».
Работа с учебником «Переход причастий в прилагательные».
Задание: Прочитать и обсудить раздел «Возьмите на заметку» (стр. 219).
Задание на карточках: упражнение на определение прямого и переносного значения причастий (ученики работают в тетрадях).
Задание: распределить словосочетания в 2 столбика: с причастием (в прямом значении) и с прилагательным (в переносном значении). Составить предложения на военную тематику со словосочетаниями с причастиями.
Вызывающий вид, вызывающий огонь на себя, рассеянный человек, рассеянные по полю снаряды, потухший взгляд, потухший огонь.
Задание: Упражнение 535, стр. 219 (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
4. «Затишье» (психологическая разгрузка).
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!Нынче — у нас передышка,
Завтра вернемся к боям,
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш, походный баян?
Просмотр видеоклипа на песню «После боя» («Только на фронте») (музыка А.Я.Лепина, слова В.И.Лебедева-Кумача) в исполнении Е.Б.Флакса.
5. «Разведка боем».
Ученики работают по карточкам.
Задание: вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения (см. приложение 1).
4. Заключение
Долгих четыре года продолжалась Великая Отечественная война.
9 мая 1945 года прогремел победный, долгожданный салют.
Война не уходит бесследно, она в памяти людей, последствия ее – раны душевные и телесные – напоминают о страшных годах до сих пор. Мы с вами ещё имеем возможность поговорить с ветеранами, пожать руку тем, кто был защитником нашего Отечества, страдал и за наше благополучие, за наше будущее. Но эти люди уходят…
И ваши дети будут читать о Великой Отечественной войне в книгах, в учебниках, уже не имея возможности увидеть тех, кто выполнил свой Великий воинский долг. Уважайте свое время, уважайте свою историю, уважайте ветеранов! Не забудьте поздравить их с праздником – Днём Победы!
Для этого ученики старших классов подготовили открытки и дарят их Вам.
5. Подведение итогов
Домашнее задание:
- Из произведений на тему Великой Отечественной войны выписать по 5 предложений с причастиями и деепричастиями.
- Выполнить морфемный разбор причастий и деепричастий. Выполнить морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия (из выписанных предложений).