Лэпбук – сравнительно новая методика обучения, популярная в Европе и Америке. Лэпбук как никакая другая форма работы может быть эффективной и актуальной при изучении страны и культуры. Лэпбук представляет из себя интерактивную папку-все элементы открываются, движутся, складываются, тем самым учащимся предоставляется возможность «проиграть» ситуации много раз, доработать, повторить, систематизировать.
Введение федерального образовательного стандарта направляет педагога на индивидуальный подход в образовании, а значит на поиск инновационных, эффективных форм, методов обучения.
Цель данной методики - закрепить пройденный материал, повысить интерес к изучаемому языку.
Задачи:
- научить детей работать с грамматическим и лексическим материалом самостоятельно,
- развить умение работать в команде,
- развить творческие способности,
- расширить границы языка и общения,
- научить составлять, оптимизировать, хранить информацию.
Ожидаемые результаты подтверждают преимущества работы с лэпбуком.
Во-первых, создавая лэпбук, дети развивают зрительную память. Учащиеся могут сами расставлять, оформлять, украшать элементы папки, тем самым повторяя и запоминая изучаемый материал.
Во-вторых, папка или плакат сделан руками ребенка - индивидуален. Каждый раз, когда ученик берет в руки свою работу, он может доработать его, украсить, заменить какие-либо элементы, тем самым развивая творческое начало и положительное отношение к предмету и изучаемой теме.
В-третьих, самостоятельность. Педагогика - это искусство дистанции. Учитель только направляет, вдохновляет и очень аккуратно корректирует творческую деятельность учащихся.
В-четвертых, оформленный лэпбук может являться предметным элементом развивающей среды класса и группы.
В-пятых, это увлекает!
В данной разработке я представляю методические основы применения лэпбуков на уроках английского языка, преимущественно на занятиях во внеурочной деятельности. Особое внимание обращается на создание образовательной среды в классе. Все предложенные идеи соответствуют возрастным интересам учащихся и полностью соответствую ФГОС. Все изучаемые языковые ситуации обыгрываются с помощью папок-лэпбуков в ситуациях общения. Также лэпбуки в кабинете иностранного языка могут создать определенную атмосферу страны изучаемого языка, наглядно показывая элементы ее культуры, литературы, своеобразие традиций, обычаев. Естественно все это требует дополнительных усилий учителя по отбору учебных материалов, мотивирующих общение на иностранном языке, но результат оправдывает затраченные силы. В представленном материае можно ознакомиться с основными этапами работы с лэпбуком, также с примерными шаблонами, которые можно применять в данной теме. Данные рекомендации ориентированы прежде всего на учащихся, изучающих английский язык в школе, также они будут полезны при работе с детьми с ОВЗ или при надомной форме обучения.
Во-первых, я хотела бы рассказать об основных этапах работы над созданием лэпбука. Для начала необходимо определить тему. В нашем случае, это «Моя школа». Тема достаточно широкая, поэтому информация будет преимущественно общая, обзорная. Для начального этапа обучения английскому языку - это тот уровень, что и требуется. Для более старшего возраста, необходимо отбирать более узкую тему, например, праздники России, или животный мир. Далее необходимо составить план нашего лэпбука - на этом этапе решается вопрос о количестве кармашков, окошек, открывающихся деталей. В нашем проекте мы выбрали следующие аспекты:
1) Дни недели;
2) Время;
3) Школьный портфель и школьные принадлежности;
4) Любимые / не любимые школьные предметы;
5) Времена года /месяца.
В разделе №1 учащиеся отрабатывают название дней недели.
На первой страничке приклеена ромашка с загибающимися лепестками, на которых написаны дни недели на английском языке. В зависимости от того, какой сегодня день - тот лепесток и открыт.
При обсуждении времени, учащимся предлагается активная форма работы - физкультминутка. Дети изображают руками стрелки часов и показывают время. Для музыкального сопровождения предлагается использование ресурса dreamenglish.com.
Во третьем разделе лэпбука дети работают с названиями школьных принадлежностей. Мы обговариваем какие именно предметы мы отправим в наш портфель, записываем их название на английском языке и далее дети изготавливают их из картона или цветной бумаги.
Четвертый раздел придуман в виде кармашков со словами: Like/ Dislike. Ученики отрабатывают названия предметов на английском языке и раскладывают по кармашкам в зависимости от их ощущений.
Пятый раздел является ниточкой в детство. Здесь дети могут написать и приклеить ассоциации, которые связывают их с определенным временем года.
Для проведения занятий нам понадобился картон, белая или цветная бумага, ножницы, клей. Также очень хорошо, если дети найдут применение старым открыткам или вырезкам из журналов. Для фона лучше использовать цветную бумагу, а для кармашков и прочего «оснащения» лучше взять белую.
Дети любят украшать свои работы, поэтому для работы может пригодится любой материал – пуговицы, бусины, даже ткань.
Для информационного снабжения учащимся пригодится лингво-страноведческий справочник, интернет, учебник по английскому языку.
Учителю необходимо убедиться в том, что все материалы для занятия готовы и музыкальное обеспечение в классе есть.
Для лэпбука возможно использование различных элементов, таких как кармашки, мини-книжки, дверки, окошки и другие. В нашем случае мы использовали следующие элемент
Список литературы и источников, которые использовались при разработке учебно-методических материалов.
1. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Учебное пособие. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 176 с.
2.Рыкова А. http://anglijskij-dlja-detej.ru
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
4. dreamenglish.com
5. homeschoolshare.com
6. anglijskij-dlja-detej.ru
7. газета gemeinde.infranken.de, выпуск от 28 сентября 2017 года