Установленные требования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения. Современный школьник должен, прежде всего, уметь самостоятельно «добывать» знания, выстраивая последовательность действий, а учитель, в данном случае, выступает в роли направляющего звена. В этом случае, традиционная классно-урочная система становится мало эффективной. Необходимы новые подходы и современные технологии. Именно поэтому технология смешанного обучения все прочнее входит в школьное образование. Данная технология позволяет синтезировать традиционную классно-урочную систему и дистанционное обучение. Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения, особенно для тех педагогов, кто только начинает внедрять данную технологию в учебный процесс, является педагогическая модель «Перевернутый класс».
Суть модели «Перевернутого класса» состоит в том, что с теоретическим материалом обучающиеся знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом видеоматериалы в Интернете, а на следующий день в классе выполняют практические задания, участвуя в индивидуальной и групповой работе, общаясь с одноклассниками и педагогом.
Таким образом, классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы. После разбора сложной теоретической части и возникших вопросов выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.
Кроме того, довольно продуктивными при изучении нового материала на уроках русского языка являются лабораторные работы. Этот вид работы был апробирован еще в XX веке, но до сих пор не утратил своей актуальности и педагогической направленности.
Сценарий урока базируется на УМК под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса, В.В.Львова. В ходе работы на уроке каждый обучающийся ведет записи в рабочей тетради для лабораторных работ. В оценочном листе на каждом этапе выставляет отметку согласно критериям (рабочая тетрадь, стр.6). Итоговая отметка за урок высчитывается по среднему арифметическому. Обучающиеся выполняют лабораторную работу индивидуально, в парах и малых группах, в зависимости от сложности задания.
На ноутбуках (планшетах) размещена презентация в формате MO PowerPoint. В ходе выполнения лабораторной работы обучающиеся заполняют таблицы, записывают выводы в тетради. Время на выполнение лабораторной работы 2 урока.
Конспект урока
Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умения правописания падежных окончаний количественных числительных, обозначающих целые числа.
Планируемые результаты:
- Предметные – ученики осуществляют правильный выбор написания падежных окончаний.
- Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.
- Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания.
- Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок.
- Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Организация самостоятельной работы обучающихся с теоретическим материалом.
Каждый обучающийся получает маршрутный лист с заданием (Приложение).
Ход урока
I. Актуализация имеющихся знаний и способов действий с ними
Урок начинается с проверки домашнего задания.
На какие группы по своему строению делятся количественные числительные, обозначающие целые числа?
Ответы обсуждаются и вносятся в таблицу 1 рабочей тетради. Затем в презентации выбирают задание 1, выполняют индивидуально.
Кто автор стихотворения? Определите стихотворный размер. Выпишите количественные числительные, обозначающие целые числа, распределив их на группы по своему строению. Объясните свой выбор.
- 17 30 29
- 128 35
- 133 149
- 516 2 105
- 5020 6 108
- 15 30 47
- 127 5 2 08
- 2000 0 27
Вывод:
- простые числительные состоят из одного слова;
- составные числительные состоят из нескольких слов;
- сложные числительные содержат более одного корня.
II. Эксперимент
1. Для выполнения данного задания пройдите по ссылке 2 в презентации. Задание выполняется в парах. Обучающиеся делают свои выводы. Результаты совместных наблюдений записываются в тетрадь.
И.П. |
Две парты |
Три парты |
Четыре парты |
Пять парт |
Р.П. |
Двух парт |
Трёх парт |
Четырёх парт |
Пяти парт |
Д.П. |
Двум партам |
Трём партам |
Четырём партам |
Пяти партам |
В.П. |
Две парты |
Три парты |
Четыре парты |
Пять парт |
Т.П. |
Двумя партами |
Тремя партами |
Четырьмя партами |
Пятью партами |
П.П. |
О двух партах |
О трёх партах |
О четырёх партах |
О пяти партах |
Вывод:
2. Для выполнения задания 3, необходимо пройти по ссылке в презентации «Задание 3». На данном этапе обучающиеся работают в малых группах (3-4 человека).
Выполнение задания направлено на достижение метапредметных результатов. Интегрирование математики и русского языка способствует развитию вычислительных навыков и правильному употреблению падежных форм количественных числительных на всех уроках. А обращение к литературному материалу позволит шестиклассникам пополнить галерею образов «маленького человека» в русской литературе. Учитель может напомнить ребятам, какой тип литературного героя понимается под «маленьким человеком».
Каждая группа представляет расчеты на листе формата А1.
В данном задании оценивается, прежде всего, употребление падежных форм числительных. При необходимости учитель направляет на верное решение задачи.
III. Этап закрепления знаний и первоначальной отработки способов действия с ними
Обучающиеся проходят по ссылке «Задание 4» и выполняют тест, который состоит из пяти вопросов. Задания теста направлены на умение находить верные и ошибочные ответы по изученной теме. По итогам прохождения теста учащиеся вносят последние результаты в оценочный лист. Все ошибки анализируются, систематизируются и комментируются.
IV. Рефлексия
- Что вам показалось интересным?
- Что удалось? Почему?
- Какие качества помогли вам в выполнении заданий?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Что не удалось, вызвало затруднение? Почему?
- Над чем надо будет поработать на следующем уроке?
В оценочных листах каждый ученик самостоятельно оценивает свою работу и отмечает значком:
- !!! – понял, смогу объяснить товарищу,
- ! – понял, но не совсем уверен,
- ? – не все понял, надо еще позаниматься.
V. Домашнее задание
На выбор:
- составить задачу на примере рассказа «Уроки французского» В.Г.Распутина;
- составить тест по изученной теме;
- выписать из энциклопедии (другой справочной литературы) текстовый материал об истории Алтайского края, заменяя цифры словами.
Дополнительное задание к № 1, 3.
Выделите окончания числительных; укажите, какими являются числительные по своему значению.
Приложение 1
Домашнее задание
1. Считайте с помощью мобильного устройства qr-код, просмотрите видеоматериал и ответьте на вопросы.
Вопросы
- На какие группы по своему строению делятся количественные числительные, обозначающие целые числа?
- Как изменяются количественные числительные, обозначающие целые числа?
- Как изменяются количественные числительные в диапазоне от 5 до 30?
- Как изменяются количественные числительные в диапазоне от 50 до 80?
- Как изменяются количественные числительные в диапазоне от 200 до 900?
- Как изменяются количественные числительные 40, 90, 100?
Результаты домашней работы можно занести в таблицу
Числовой диапазон | Как изменяются |
Примеры |
от 5 до 30 |
|
|
от 50 до 80 |
|
|
от 200 до 900 |
|
|
40, 90, 100 |
|
|
Литература и интернет-ресурсы
- Портал Российская электронная школа.
- Русский язык. 6 класс: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 4-е изд.-М.: Дрофа, 2016.