Количественные числительные, обозначающие целые числа. Их склонение и правописание

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: русский язык, ФГОС, числительные, количественные числительные


Установленные требования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения. Современный школьник должен, прежде всего, уметь самостоятельно «добывать» знания, выстраивая последовательность действий, а учитель, в данном случае, выступает в роли направляющего звена. В этом случае, традиционная классно-урочная система становится мало эффективной. Необходимы новые подходы и современные технологии. Именно поэтому технология смешанного обучения все прочнее входит в школьное образование. Данная технология позволяет синтезировать традиционную классно-урочную систему и дистанционное обучение. Одной  из наиболее удачных моделей смешанного обучения, особенно для тех педагогов, кто только начинает внедрять данную технологию в учебный процесс, является педагогическая модель «Перевернутый класс».

Суть модели «Перевернутого класса» состоит в том, что с теоретическим материалом обучающиеся знакомятся дома, просматривая подготовленные педагогом видеоматериалы в Интернете, а на следующий день в классе выполняют практические задания, участвуя в индивидуальной и групповой работе, общаясь с одноклассниками и педагогом.

Таким образом, классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы. После разбора сложной теоретической части и возникших вопросов выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.

Кроме того, довольно продуктивными при изучении нового материала на уроках русского языка являются лабораторные работы. Этот вид работы был апробирован еще в XX веке, но до сих пор не утратил своей актуальности и педагогической направленности.

Сценарий урока базируется на УМК под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса, В.В.Львова. В ходе работы на уроке каждый обучающийся ведет записи в рабочей тетради для лабораторных работ. В оценочном листе на каждом этапе выставляет отметку согласно критериям (рабочая тетрадь, стр.6).  Итоговая отметка за урок высчитывается по среднему арифметическому. Обучающиеся выполняют лабораторную работу индивидуально, в парах и малых группах, в зависимости от сложности задания.

На ноутбуках (планшетах) размещена презентация в формате MO PowerPoint. В ходе выполнения лабораторной работы обучающиеся заполняют таблицы, записывают выводы в тетради. Время на выполнение лабораторной работы 2 урока.

Конспект урока

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умения правописания падежных окончаний количественных числительных, обозначающих целые числа.

Планируемые результаты:

  • Предметные – ученики осуществляют правильный выбор написания падежных окончаний.
  • Личностные – оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; применяют правила делового сотрудничества.
  • Познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания.
  • Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимают оценку учителя; корректируют деятельность после его завершения  на основе оценки и характера ошибок.
  • Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию.

Организация самостоятельной работы обучающихся с теоретическим материалом.

Каждый обучающийся получает маршрутный лист с заданием (Приложение).

Ход урока

I. Актуализация имеющихся знаний и способов действий с ними

Урок начинается с проверки домашнего задания.

На какие группы по своему строению делятся количественные числительные, обозначающие целые числа?

Ответы обсуждаются и вносятся в таблицу 1 рабочей тетради. Затем в презентации выбирают задание 1, выполняют индивидуально.

Кто автор стихотворения? Определите стихотворный размер. Выпишите количественные числительные, обозначающие целые числа, распределив их на группы по своему строению. Объясните свой выбор.

  • 17  30  29
  • 128  35
  • 133  149
  • 516  2  105
  • 5020  6  108
  • 15  30  47
  • 127  5  2  08
  • 2000  0  27

Вывод:

  • простые числительные состоят из одного слова;
  • составные числительные состоят из нескольких слов;
  • сложные числительные содержат более одного корня.

II. Эксперимент

1. Для выполнения данного задания пройдите по ссылке 2 в презентации. Задание выполняется в парах. Обучающиеся делают свои выводы. Результаты совместных наблюдений записываются в тетрадь.

И.П.

Две парты

Три парты

Четыре парты

Пять парт

Р.П.

Двух парт

Трёх парт

Четырёх парт

Пяти парт

Д.П.

Двум партам

Трём партам

Четырём партам

Пяти партам

В.П.

Две парты

Три парты

Четыре парты

Пять парт

Т.П.

Двумя партами

Тремя партами

Четырьмя партами

Пятью партами

П.П.

О двух партах

О трёх партах

О четырёх партах

О пяти партах

Вывод:

2. Для выполнения задания 3, необходимо пройти по ссылке в презентации «Задание 3». На данном этапе обучающиеся работают в малых группах (3-4 человека).

Выполнение задания направлено на достижение метапредметных результатов. Интегрирование математики и русского языка способствует развитию вычислительных навыков и правильному употреблению падежных форм количественных числительных на всех уроках. А обращение к литературному материалу позволит шестиклассникам пополнить галерею образов «маленького человека» в русской литературе. Учитель может напомнить ребятам, какой тип литературного героя понимается под «маленьким человеком».

Каждая группа представляет расчеты на листе формата А1.

В данном задании оценивается, прежде всего, употребление падежных форм числительных. При необходимости учитель направляет на верное решение задачи.

III. Этап закрепления знаний и первоначальной отработки способов действия с ними

Обучающиеся проходят по ссылке «Задание 4» и выполняют тест, который состоит из пяти вопросов. Задания теста направлены на умение находить верные и ошибочные ответы по изученной теме. По итогам прохождения теста учащиеся вносят последние результаты в оценочный лист. Все ошибки анализируются, систематизируются и комментируются.

IV. Рефлексия

  • Что вам показалось интересным?
  • Что удалось? Почему?
  • Какие качества помогли вам в выполнении заданий?
  • Кто доволен своей работой на уроке?
  • Что не удалось, вызвало затруднение? Почему?
  • Над чем надо будет поработать на следующем уроке?

В оценочных листах каждый ученик самостоятельно оценивает свою работу и отмечает значком:

  • !!! – понял, смогу объяснить товарищу,
  • ! – понял, но не совсем уверен,
  • ? – не все понял, надо еще позаниматься.

V. Домашнее задание

На выбор:

  • составить задачу на примере рассказа «Уроки французского» В.Г.Распутина;
  •  составить тест по изученной теме;
  • выписать из энциклопедии (другой справочной литературы) текстовый материал об истории Алтайского края, заменяя цифры словами.

Дополнительное задание к № 1, 3.

Выделите окончания числительных; укажите, какими являются числительные по своему значению.

Приложение 1

Домашнее задание

1. Считайте с помощью мобильного устройства qr-код, просмотрите видеоматериал и ответьте на вопросы.

Вопросы

  1. На какие группы по своему строению делятся количественные числительные, обозначающие целые числа?
  2. Как изменяются количественные числительные, обозначающие целые числа?
  3. Как изменяются количественные числительные в диапазоне от 5 до 30?
  4. Как изменяются количественные числительные в диапазоне от 50 до 80?
  5. Как изменяются количественные числительные в диапазоне от 200 до 900?
  6. Как изменяются количественные числительные 40, 90, 100?

Результаты домашней работы можно занести в таблицу

Числовой диапазон

Как изменяются

Примеры

от 5 до 30

 

 

от 50 до 80

 

 

от 200 до 900

 

 

40, 90, 100

 

 

Литература и интернет-ресурсы

  1. Портал Российская электронная школа.
  2. Русский язык. 6 класс: учебник/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 4-е изд.-М.: Дрофа, 2016.