Современный уровень развития химии требует от учеников умения быстро ориентироваться при выполнении заданий на государственном экзамене. При этом очень часто элементарное незнание формул и названий химических соединений приводит к потере времени при ответе на вопрос. Учащиеся начинают думать, вспоминать название и формулу того или иного вещества. В результате из-за дефицита времени снижается качество экзаменационного ответа.
Улучшить показатели экзамена по химии можно, исключив ошибки элементарного характера. Источник данной проблемы кроется в разрыве между знаниями формул основных классов химических соединений и процессами, протекающими при химическом взаимодействии. Обучающиеся не могут связать химическую реакцию с её элементарной моделью, то есть химическим уравнением. Эти два понятия существуют в их сознании изолированно. Для формирования этой связи необходимо правильно записывать уравнения реакций с коэффициентами, названия химических процессов, реагентов и продуктов. Только уделив достаточно времени написанию химических уравнений, можно переходить к изучению химических свойств, реакций получения и т.д.
Возникает вопрос: не проще ли выучить названия и формулы веществ отдельно, химические процессы отдельно, а затем всё совместить? Элементарная логика в данном случае не работает. Химическое уравнение даёт комплексное понимание формул и названий химических процессов, вырабатывается определенный «автоматизм» понятия символов веществ и реакций.
Расставляя коэффициенты реакций, обучающиеся наглядно воспринимают понятие «количество вещества» и, таким образом, готовятся к решению задач.
При записи уравнений даются названия всех химических веществ, тип реакции, особенности и условия её протекания. На уроке в классе учитель показывает пример написания уравнения, но основная работа обучающегося происходит самостоятельно. Я предлагаю следующую методику обучения: изучая тему урока по учебнику и конспекту, учащиеся выписывают в отдельную тетрадь все химические формулы. Затем, используя дополнительную литературу и сетевые ресурсы, они пишут максимальное количество реакций с изучаемыми веществами. После 1-2 месяцев такого самообразования у практически любого обучающегося возникает способность быстро записывать реакции, уравнивать их и запоминать формулы и названия химических веществ.
Такой достаточно простой способ формирует основу для правильного восприятия химических знаний и позволяет избежать элементарных ошибок на государственном экзамене. Если же обучающийся не сдаёт экзамен по химии, то его способность записывать химические уравнения всё равно найдет применение в дальнейшем. Решая химические уравнения, он получает наглядные примеры логических построений, что способствует всестороннему развитию его личности и формированию научного мышления.