Цель: Создать условия для развития представлений о строительных профессиях, о разнообразии строительных материалов; обеспечить условия для развития умений детей работать парами и малыми группами.
Задачи:
- сформировать представления детей о работе строителя, о том, какие инструменты и машины используются в работе строителя, о некоторых профессиональных действиях;
- закрепить знания о предметах, необходимых строителю для работы, развивать умение классифицировать эти предметы;
- обогатить словарь детей;
- развивать внимание, логическое мышление, память;
- продолжить расширять знания детей о труде, о значении труда в жизни людей;
- воспитывать уважение к труду взрослых, к чужому труду.
Ход занятия
1. Вводная часть
Огрмомент
- Ребята, отгадайте, о какой профессии идет речь в загадке?
Строю я высотный дом,
Чтобы люди жили в нём.
Есть готовый котлован,
Есть леса, подъёмный кран.
Есть кирпич. Раствор месите.
Догадались? Я. (Строитель)
- Хотите представить себя в роли строителя? Я приглашаю вас на стройку!
Молотками мы стучим
(попеременно постучать кулаками друг о друга)
Строить новый дом хотим
(упражнение домик)
Кто в том доме будет жить?
С нами кто будет дружить?
(сжимают и разжимают переплетенные пальцы рук)
Девочки и мальчики – поочередно сжимают и разжимают кулаки обеих рук
Маленькие пальчики – упражнение «пальчики здороваются».
2. Основная часть
а) Беседа "Дом, в котором я живу"
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Расскажите, о своих домах. Какие они? Сколько в вашем доме этажей? Из какого материала ваши дома? Какие части есть у дома? (Ответы детей).
б) Дидактическое упражнение «Для того, чтобы...»
Дети повторяют за воспитателем начало предложения и заканчивают его самостоятельно.
- Крыша нужна дому для того, чтобы …
- Двери нужны дому для того, чтобы …
- Окна нужны дому для того, чтобы …
- Кухня нужна дому, для того, чтобы …
- Электричество нужно дому, для того чтобы …
- Мебель нужна дому для того, чтобы …
Воспитатель: Как вы думаете, легко ли построить дом? Почему вы так считаете? (Ответы детей).
в) Экспериментальная деятельность "Из чего построим дом?"
Давайте совершим небольшое путешествие по сказке «Три поросенка». Взгляните, вот первый домик, который построил себе Ниф-Ниф. Из чего он построен? (воспитатель показывает на интерактивной доске детям по очереди иллюстрации с домами: соломенный, из веточек и каменный)
(ответы детей)
- Как вы думаете, солома подойдет для строительства дома? Почему?
Верно, солома - непрочный материал, и в этом мы сейчас убедимся (предлагает одному ребенку подойти к столу, взять солому и разломать ее пополам). Видите, как легко она ломается. (Другой ребенок дует на нее.) Поэтому, когда волк дунул на домик Ниф-Нифа, он разлетелся в разные стороны. А вот этот домик построил себе второй поросенок - Нуф-Нуф (выставляется следующая картинка).
- А из какого материала он построен?
- Веточки и прутики прочный материал?
Давайте в этом убедимся (один ребенок ломает, гнет веточки, другой дует на них). Можно использовать этот материал для строительства? Почему?
Ребята, может, вы мне подскажете: чей это домик? (Включает картинку с изображением домика Наф-Нафа.)
- Из чего он построен?
(ответы детей)
Рассмотрите камни перед вами, проверьте их на прочность. Можно их разломить или согнуть? Какой это материал?
Правильно. Наф-Наф оказался самым сообразительным, поэтому его домик получился надежным и крепким. Вот какая увлекательная и познавательная сказка «Три поросенка»!
г) Динамическая пауза «Стройка»
Ребята, мы вспомнили, какими строителями были три поросенка, а сейчас вы сами превратитесь в строителей и построите свои сооружения.
Дети делятся на команды и выстраиваются в шеренгу. Из рук в руки нужно передать от первого ребенка к последнему некоторое количество крупного строительного материала.
Ребята, приступайте к стройке!
Затем все члены команды приступают к постройке общего дома. По окончании игры дети рассказывают, что именно они построили и дается положительная оценка каждой постройки.
д) Презентация "Какие бывают дома?"
е) Дидактическое упражнение «Строители»
Воспитатель: Мы с вами вспомнили, что людей, которые строят дома, называют - строители. Есть много разных строительных профессий. А вы знаете их?
Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире
Чем занимается каменщик?
(Ответы детей)
Правильно, каменщик кладет кирпичи, строит стены домов.
Он бревно отешет ловко,
Стены сделает, навес.
У него смолой спецовка
Как сосновый пахнет лес.
Чем занимается столяр? (Ответы детей)
Столяр делает из дерева двери, окна, пороги, деревянные лестницы.
Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер –
Мастер он по стенам!
Чем занимается маляр? (Ответы детей)Маляр красит стены и белит потолки.
Если в доме свет погас,
Если тока нет у вас,
Если сломаны приборы,
Он является к вам скоро!
Чем занимается электрик? (Ответы детей)
Прокладывает провода, чинит электрические приборы.
С краном кухонным беда,
Через край бежит вода,
Кран закрутим, все устроим
Воду живо успокоим.
Чем занимается слесарь-водопроводчик? (Ответы детей)Чинит водопровод и канализацию.
Плитку ловко он кладет
Никогда не устает.
Чем занимается плиточник? (Ответы детей)
Плиточник кладет керамическую плитку на стены.
Трудно представить мир без стекла!
Работа его очень важна!
Стеклянные окна поставит он в дом,
И сразу солнце появится в нем!
Чем занимается стекольщик?
Стекольщик занимается вставкой стекол в рамы, в стеклянные двери. Вставляет окна, зеркала.
3. Заключительная часть
Теперь мы все знаем, какая это нужная и важная профессия - строитель.
Профессия строителей действительно имеет огромное значение в нашей жизни. Какие же дома должны они строить, чтобы люди в них счастливо жили?
(ответы детей)
Молодцы, ребята! Понравилось вам наше путешествие на стройку? Как вы думаете, знания, которые вы сегодня получили, пригодятся вам в будущем? Вы молодцы! Все хорошо потрудились! Отличные строители!