Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общая структура учебной деятельности учащихся были раскрыты в рамках научной школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Дальнейшим развитием этих направлений явилась концепция универсальных учебных действий (УУД), разработанная под руководством А.Г.Асмолова. Согласно, сформулированному в модели Программы развития универсальных учебных действий А.Г.Асмоловым и др. понятию, универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). В модели Программы развития универсальных учебных действий выделяются: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия [3].
В личностные УУД входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.
В регулятивные УУД входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: планирование, целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
В познавательные УУД входят действия знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
В своей педагогической практике на уроках часто применяю игровые технологии, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Игровые педагогические технологии являются ценным средством воспитания умственной активности детей, они активизируют психические процессы, вызывают у детей живой интерес к процессу познания. В условиях игры у детей улучшается внимание, они запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить изучаемый материал. В играх дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Они помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний. Игры формируют личностные УУД, поскольку позволяют сделать обучение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями [1]. В процессе игры учащиеся учатся слышать, слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, то есть происходит формирование коммуникативных УУД. Игровые технологии выгодно отличаются от других методов обучения тем, что позволяют ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дают возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях. И когда учащиеся в процессе игры ищут ответы на поставленные вопросы, исследуют изучаемый объект, формируются познавательные УУД. Игра – единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства, сам планирует, контролирует, корректирует свои действия. А это уже формирование регулятивных УУД, которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью.
В своей практике использую игры для изучения нового материала, игры для закрепления, игры для проверки знаний, обобщающие игры, релаксационные игры-паузы, игры-путешествия или игры-соревнования.
Решение практико-ориентированных задач на проценты (5 класс)
Целью урока является систематизация и обобщение знаний по теме «Проценты» через усвоение практической значимости этого понятия в различных сферах деятельности человека. Урок проходит в форме игры «Математик- бизнесмен». Класс поделен на 4 команды – представителей правления банка «Оренбанк», «Уралбанк», «Патриотбанк», «Банк Ума». Во время игры нужно набрать стартовый капитал, и по его количеству определяется самый успешный банк. Команде, которая набрала самое большое количество бонусов, предоставляется право провести рекламную акцию своей деятельности, предложив партнёрам задачу, составленную командой. Игра проходит в три тура. Командам на выбор даются задачи различной стоимости. Всего задач 12. Во время игры нужно верно решить свою задачу и выслушать решение задачи партнёров, найти ошибку или задать вопрос по решению, тем самым добавив себе ещё бонусы.
При подведении итогов председатель правления каждого банка даёт оценку работы своей команды и каждому члену в отдельности.
Игровую форму занятий создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Применяя игровые технологии, следует помнить, что любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, только в таком случае игра оказывается обучающим элементом урока. Поэтому дидактические игры должны быть разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения. Также при подборе игр необходимо помнить, что они должны содействовать полноценному, всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку овладеть умением анализировать, сравнивать, обобщать [2].
Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс, учителю необходимо определить, какой учебный материал целесообразно изучать с использованием игровой технологии; для какого состава учеников следует ее применять; как увязать игру с другими способами обучения; как найти время в учебном плане для ее проведения; какую игровую технологию следует выбрать по конкретной учебной теме; как подобрать игру, решающую определенные учебные задачи на каждом этапе урока. Приведу примеры применения некоторых приемов игровой технологии на различных этапах урока. Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки. Этот прием называется «Лови ошибку». Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Можно даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Или ученикам предложить роль учителя (раздаются тексты или разбор решения со специально допущенными ошибками).
При закреплении изученного материала, когда необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Например: «Эстафета». Класс делится на три команды. На доске записаны примеры в 3 столбика (на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики по одному выходят к доске и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно. Продуктивно на уроке можно использовать приём «Верные – неверные утверждения». Используется на стадии вызова,при актуализации знаний учащихся, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Кадеты выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно это сделать на стадии рефлексии.
Среди основных педагогических требований к организации игр важно отметить свободное творчество и самодеятельность учащихся, атмосферу положительных эмоций, соревновательный компонент, учёт возрастных особенностей учащихся.
Я думаю, что перед каждым учителем стоит очень важная проблема: как организовать учебный процесс так, чтобы дети получали радость от учения. Для того чтобы ребёнок тянулся к знаниям, учебный процесс должен представлять для него интерес. А этого можно добиться в игровой деятельности, ведь игра, как писал В.А.Сухомлинский, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности, это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Литература
- Шайхетдинова Л.Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся [Электрон. ресурс]: «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/522077, свободный. – 05.12.2012.
- Емельянова В.В. Применение элементов игрового компонента на уроках информатики [Электрон. ресурс]: Фестиваль педагогических идей. Режим доступа: www.1sept.ru, свободный. – 10.09.2012.
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий – М. Просвещение, 2010.