Развитие творческой активности детей средствами театрализованной деятельности (постановка музыкальной сказки «Чем ближе к замку»)

Разделы: Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: одаренные дети


«Мюзикл: разговорный жанр для неумеющих петь
 и музыкальный - для не умеющих говорить…»
Шарль Азнавур

I. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Мюзикл – это шоу (то есть спектакль или фильм), в котором преобладающая роль музыки как выразительного средства сочетается с яркой и интересной драматургией.

Сейчас мюзикл начал находить дорогу в Россию. На самом деле он ее уже давно нашел, но поскольку по ряду причин долгое время мюзикл считался несовместимым с нашей культурой, ему приходилось надевать маски музыкального фильма, спектакля или рок-оперы.

В настоящее время мюзикл – один из наиболее коммерческих жанров театра, востребованный зрителем. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров. Мюзикл сравнительно молодой синтетический жанр, где тесным образом переплетаются музыка, хореография и театр. Это открывает нам огромные возможности научить детей и подростков разным дисциплинам, каждая из которых является очень важной составляющей в формировании личности.

Обучение построено в форме игры в музыкальный театр: со сценой и кулисами, с декорациями и костюмами, с использованием технических возможностей Центра. В процессе постановки воспитанники учатся петь, танцевать, обучаются актерскому мастерству. Когда дети участвуют сами в создании мюзикла, когда они полноправные ее участники, актеры, сказка превращается в акт сотворчества, целый мир, в котором ребенок живет. Мюзикл – это активное эстетическое творчество, захватывающие все сферы духовной жизни ребенка – ум, чувство, воображение, волю. Поэтому музыкальный театр – наиболее благоприятная форма детского творчества.

В 2017 году Союзом женщин Калининского района разработан и реализован творческий педагогический проект «Музыкальная сказка «Чем ближе к замку» (мюзикл по мотивам сказок Disney). Мюзикл рассказывает о том, что у каждого Человека есть мечта. Каждый стремится к своей мечте, стремится по-разному. Все мы претендуем на уникальность, но при этом живем самой обыденной жизнью.

Творческий педагогический проект «Музыкальная сказка «Чем ближе к замку» - это живой вокал, современная хореография, красочное внешнее оформление, кропотливая педагогическая работа.

II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: Создание условий для развития творческой активности детей и подростков в творческой деятельности, обеспечить условиями взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Задачи проекта:

  • популяризация мюзикла, как педагогического приёма организации образовательного процесса;
  • создание оригинального идентифицированного качественного продукта;
  • привлечение к сотрудничеству талантливых детей, педагогов, инвесторов.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Целевая группа проекта:

  • Участниками проекта являются талантливые дети Калининского района города Новосибирска.
  • Реализация данного проекта содействует укреплению связей между учреждениями образования, культуры, их родителями и другими социальными институтами.

Территория и продолжительность проекта:

  • Проект осуществляется на территории Калининского района города Новосибирска.
  • Проект краткосрочный. Продолжительность – 4 месяца (январь-апрель 2017 года.)

Основные этапы реализации проекта:

Работа над проектом проводится в три этапа:

  • I этап - Подготовительный (январь-март)
  • II этап - Основной (март-апрель)
  • III этап - Заключительный (28 апреля)

IV. СОЗДАНИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВНУТРИ ГРУППЫ

Ф.И.О.

Направление работы

Должность

1

Ромах Елена Вячеславовна

Ромах София Михайловна

Руководитель проекта.

 

Руководитель проекта.
Разработчик идеи.

Директор МБУ ДО Центр «Юность»

Ответственная за культурно-массовые и просветительские мероприятия

2

Тарасов Николай Павлович

Разработчик идеи.
Участник проекта

Художник-оформитель

3

Гувакова Дарья Андреевна

Разработчик дизайнерского бренд-бука проекта.
Участник проекта

Художник – оформитель МБОУ ДОД Центр «Юность»
Ответственный за компьютерную обработку

4

Инициативная группа Союза женщин Калининского района

Разработчик идеи.
Участник проекта

Ответственная за культурно-массовые и просветительские мероприятия. Освещение в СМИ

V. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО

  • Дом культуры имени М.Горького;
  • СП МБУ ДО Центр «Юность»;
  • Депутатский корпус в лице депутата Государственной Думы ФС А.В.Каличенко, депутата Законодательного собрания Новосибирской области И.Л.Сидоренко, депутата Совета депутатов города Новосибирска Г.В.Дебова.

VI. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

В основе работы лежит овладение всеми участниками проекта умениями создать проект и реализовать его. Вся деятельность строится на добровольности и желании, взаимном уважении. Каждый выполняет посильную часть общего дела и привлекает для оказания помощи необходимых ему людей.

При работе над мюзиклом мы руководствовались интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с индивидуальными. Такой организационный принцип способствовал успешной работе. Постановочно-репетиционные часы проводились совместно с педагогами вокала, актерского мастерства, сценического движения, где просматривалась вся канва режиссерской постановки.

Занятия вокала и хора дали возможность активно участвовать в исполнительном процессе, развить музыкальные способности, помогли раскрыть образы персонажей.

Огромную работу над мюзиклом проводили педагоги по актерскому мастерству и хореографии. Каждый участник проекта должен выходя на сцену показать не только свои вокальные данные, но, и передать образ героя, сверхзадачу мюзикла.
Важным является приобретение обучающимися театральных навыков, таких как техника сценической речи, предполагающей развитие навыков дикции, дыхания, владения голосом и актерской игры, в которую входят мышечная свобода, словесное действие, внутреннее самочувствие при взаимодействии с партнером.

Занятия постановочной хореографии позволили развить у участников проекта умение свободно воспринимать и выполнять необходимые для роли движения, ловкость, целенаправленное внимание. При этом шла работа над умением правильно размещаться в пространстве сцены, развитием способности воплощать в движениях признаки внешней характерности тела в статике и динамике поведения. Учащиеся должны уметь переходить от речи к пению и обратно. Происходит синтез искусства пения, актерского мастерства и постановочной хореографии.

VII. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – Подготовительный: коллективное изучение литературного материала (сценария), внесение изменений, дополнений - с учётом целей, задач, технических и ресурсных возможностей. Обсуждение темы, идеи проекта, анализ деталей. Актёрские пробы, распределение ролей.

2 этап – Основной: индивидуальные, групповые и коллективные постановочные, репетиционные занятия, разучивание песен, танцев.

3 этап – Заключительный: итоговый показ Музыкальной сказки «Чем ближе к замку» на сцене Дворца культуры им.М.Горького.

Основные формы реализации: учебные занятия по вокалу, танцу, актёрскому мастерству, репетиции, анализ и самоанализ процесса и результатов постановочной деятельности.

Этапы, даты, сроки

Содержание деятельности, мероприятия

Подготовительный этап:
январь–март 2017 г.

1. Работа над сценарием (чтение, обсуждение, внесение корректив).
2. Актёрские пробы. Выбор роли. Работа над образом роли.
3. Работа над пластикой для создания художественного образа.
4. Работа над музыкальным материалом
5. Поиск спонсоров, заключение договоров.

Основной этап:
март–апрель 2017 г.

1. Экспозиция спектакля (начало). Выгородка мизансцен.
2. Репетиции по Картинам
3. Разучивание вокальных партий.
4. Постановка танцевальных композиций.
5. Работа над костюмами и реквизитом.
6. Запись фонограмм.

Итоговый этап
28 апреля 2017 года

Контрольный показ Музыкальной сказки «Чем ближе к Замку» на сцене Дворца культуры им. М.Горького Калининского района города Новосибирска.

VIII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе участия в постановочных мероприятиях, репетициях дети и подростки будут не только совершенствовать свои актёрские, танцевальные и вокальные навыки, но и получать заряд позитивной энергии, опыт радостного общения, дополнительные возможности для рефлексии и духовного роста. Отношения внутри коллектива станут ещё теплее, душевнее, а воспитательный и самовоспитательный процесс будет выходить на качественно новый уровень, благодаря росту осознанности и устремлённости.