«Мюзикл: разговорный жанр для неумеющих петь
и музыкальный - для не умеющих говорить…»
Шарль Азнавур
I. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Мюзикл – это шоу (то есть спектакль или фильм), в котором преобладающая роль музыки как выразительного средства сочетается с яркой и интересной драматургией.
Сейчас мюзикл начал находить дорогу в Россию. На самом деле он ее уже давно нашел, но поскольку по ряду причин долгое время мюзикл считался несовместимым с нашей культурой, ему приходилось надевать маски музыкального фильма, спектакля или рок-оперы.
В настоящее время мюзикл – один из наиболее коммерческих жанров театра, востребованный зрителем. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров. Мюзикл сравнительно молодой синтетический жанр, где тесным образом переплетаются музыка, хореография и театр. Это открывает нам огромные возможности научить детей и подростков разным дисциплинам, каждая из которых является очень важной составляющей в формировании личности.
Обучение построено в форме игры в музыкальный театр: со сценой и кулисами, с декорациями и костюмами, с использованием технических возможностей Центра. В процессе постановки воспитанники учатся петь, танцевать, обучаются актерскому мастерству. Когда дети участвуют сами в создании мюзикла, когда они полноправные ее участники, актеры, сказка превращается в акт сотворчества, целый мир, в котором ребенок живет. Мюзикл – это активное эстетическое творчество, захватывающие все сферы духовной жизни ребенка – ум, чувство, воображение, волю. Поэтому музыкальный театр – наиболее благоприятная форма детского творчества.
В 2017 году Союзом женщин Калининского района разработан и реализован творческий педагогический проект «Музыкальная сказка «Чем ближе к замку» (мюзикл по мотивам сказок Disney). Мюзикл рассказывает о том, что у каждого Человека есть мечта. Каждый стремится к своей мечте, стремится по-разному. Все мы претендуем на уникальность, но при этом живем самой обыденной жизнью.
Творческий педагогический проект «Музыкальная сказка «Чем ближе к замку» - это живой вокал, современная хореография, красочное внешнее оформление, кропотливая педагогическая работа.
II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: Создание условий для развития творческой активности детей и подростков в творческой деятельности, обеспечить условиями взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи проекта:
- популяризация мюзикла, как педагогического приёма организации образовательного процесса;
- создание оригинального идентифицированного качественного продукта;
- привлечение к сотрудничеству талантливых детей, педагогов, инвесторов.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Целевая группа проекта:
- Участниками проекта являются талантливые дети Калининского района города Новосибирска.
- Реализация данного проекта содействует укреплению связей между учреждениями образования, культуры, их родителями и другими социальными институтами.
Территория и продолжительность проекта:
- Проект осуществляется на территории Калининского района города Новосибирска.
- Проект краткосрочный. Продолжительность – 4 месяца (январь-апрель 2017 года.)
Основные этапы реализации проекта:
Работа над проектом проводится в три этапа:
- I этап - Подготовительный (январь-март)
- II этап - Основной (март-апрель)
- III этап - Заключительный (28 апреля)
IV. СОЗДАНИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВНУТРИ ГРУППЫ
№ |
Ф.И.О. |
Направление работы |
Должность |
1 |
Ромах Елена Вячеславовна Ромах София Михайловна |
Руководитель проекта.
Руководитель проекта. |
Директор МБУ ДО Центр «Юность» Ответственная за культурно-массовые и просветительские мероприятия |
2 |
Тарасов Николай Павлович |
Разработчик идеи. |
Художник-оформитель |
3 |
Гувакова Дарья Андреевна |
Разработчик дизайнерского бренд-бука проекта. |
Художник – оформитель МБОУ ДОД Центр «Юность» |
4 |
Инициативная группа Союза женщин Калининского района |
Разработчик идеи. |
Ответственная за культурно-массовые и просветительские мероприятия. Освещение в СМИ |
V. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО
- Дом культуры имени М.Горького;
- СП МБУ ДО Центр «Юность»;
- Депутатский корпус в лице депутата Государственной Думы ФС А.В.Каличенко, депутата Законодательного собрания Новосибирской области И.Л.Сидоренко, депутата Совета депутатов города Новосибирска Г.В.Дебова.
VI. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
В основе работы лежит овладение всеми участниками проекта умениями создать проект и реализовать его. Вся деятельность строится на добровольности и желании, взаимном уважении. Каждый выполняет посильную часть общего дела и привлекает для оказания помощи необходимых ему людей.
При работе над мюзиклом мы руководствовались интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с индивидуальными. Такой организационный принцип способствовал успешной работе. Постановочно-репетиционные часы проводились совместно с педагогами вокала, актерского мастерства, сценического движения, где просматривалась вся канва режиссерской постановки.
Занятия вокала и хора дали возможность активно участвовать в исполнительном процессе, развить музыкальные способности, помогли раскрыть образы персонажей.
Огромную работу над мюзиклом проводили педагоги по актерскому мастерству и хореографии. Каждый участник проекта должен выходя на сцену показать не только свои вокальные данные, но, и передать образ героя, сверхзадачу мюзикла.
Важным является приобретение обучающимися театральных навыков, таких как техника сценической речи, предполагающей развитие навыков дикции, дыхания, владения голосом и актерской игры, в которую входят мышечная свобода, словесное действие, внутреннее самочувствие при взаимодействии с партнером.
Занятия постановочной хореографии позволили развить у участников проекта умение свободно воспринимать и выполнять необходимые для роли движения, ловкость, целенаправленное внимание. При этом шла работа над умением правильно размещаться в пространстве сцены, развитием способности воплощать в движениях признаки внешней характерности тела в статике и динамике поведения. Учащиеся должны уметь переходить от речи к пению и обратно. Происходит синтез искусства пения, актерского мастерства и постановочной хореографии.
VII. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – Подготовительный: коллективное изучение литературного материала (сценария), внесение изменений, дополнений - с учётом целей, задач, технических и ресурсных возможностей. Обсуждение темы, идеи проекта, анализ деталей. Актёрские пробы, распределение ролей.
2 этап – Основной: индивидуальные, групповые и коллективные постановочные, репетиционные занятия, разучивание песен, танцев.
3 этап – Заключительный: итоговый показ Музыкальной сказки «Чем ближе к замку» на сцене Дворца культуры им.М.Горького.
Основные формы реализации: учебные занятия по вокалу, танцу, актёрскому мастерству, репетиции, анализ и самоанализ процесса и результатов постановочной деятельности.
Этапы, даты, сроки |
Содержание деятельности, мероприятия |
Подготовительный этап: |
1. Работа над сценарием (чтение, обсуждение, внесение корректив). |
Основной этап: |
1. Экспозиция спектакля (начало). Выгородка мизансцен. |
Итоговый этап |
Контрольный показ Музыкальной сказки «Чем ближе к Замку» на сцене Дворца культуры им. М.Горького Калининского района города Новосибирска. |
VIII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе участия в постановочных мероприятиях, репетициях дети и подростки будут не только совершенствовать свои актёрские, танцевальные и вокальные навыки, но и получать заряд позитивной энергии, опыт радостного общения, дополнительные возможности для рефлексии и духовного роста. Отношения внутри коллектива станут ещё теплее, душевнее, а воспитательный и самовоспитательный процесс будет выходить на качественно новый уровень, благодаря росту осознанности и устремлённости.