Возраст обучающихся: 6-7 лет.
1. Пояснительная записка
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка» меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования: требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Рабочая программа «Знайка» направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Программа кружка «Знайка» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Программа «Знайка» является интегративной, объединяющей знания, входящие в образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Отличительными особенностями программы кружка «Знайка» являются:
1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных результатов на этапе завершения дошкольного образования.
2. В основу реализации программы положены целевые ориентиры.
3. Целевые ориентиры организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
5. При планировании содержания совместной образовательной деятельности прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме. Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является старший дошкольный возраст. Развитие обучающегося происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
1.1. Направленность программы
Социально-педагогическая (Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 ноября 2018 г. № 196 № «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
1.2. Уровень освоения программы
Ознакомительный
(соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДО г М № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» ( в редакции от 07.08.2015 г, №1308, в ред.от 08.09.2015, № 1035, в ред. От 31.01.2017г., №30, в ред.от 21.12.2018г. № 482(далее – Приказ №922)
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа совместной образовательной деятельности кружка «Знайка».
Программа «Знайка» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая совместная образовательная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Программа «Знайка» рассчитана на любого обучающегося, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательной программой по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ДО.
1.4. Цели и задачи программы
Целью данной программы является создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1) Выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности.
2) Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере совместной образовательной деятельности.
3) Расширять общий кругозор.
4) Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
1.5. Категории обучающихся
Дети подготовительной группы, 6-7 лет. (Приказ № 196)
1.6. Срок реализации программы - 1 год, 36 занятий
1.7. Форма организации образовательной деятельности – подгрупповая, численность 16 детей (в группе 31)
1.8. Режим занятий – 1 раз в неделю, вторник, 30 минут. (СанПин 2.4.4.3172-14)
1.9. Планируемые результаты
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.
Социально-коммуникативное развитие:
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Целевые ориентиры на этапе завершения занятий
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
5. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Обучающиеся будут знать: Происхождение некоторых игрушек. Историю их создания. Распространенные виды настольных и подвижных игр. Знать правила игры.
Обучающиеся будут уметь:
- Характеризовать особенности отдельных игр.
- Создать простейшую игрушку.
- Исследовать (на основе непосредственных наблюдений).
Личностные:
- Овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД
- Постановка вопросов.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
- Взаимодействие с партнером.
Регулятивные УУД
- Целеполагание.
- Волевая саморегуляция.
- Оценка.
Познавательные УУД
- Умение строить речевое высказывание в устной форме.
Содержание программы
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальнее развитие:
1. Сенсорное развитие.
2. Формирование элементарных математических представлений.
3. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
ЗАДАЧИ:
Сенсорное развитие:
- учить детей воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения, сравнивать предметы между собой; различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть);
- продолжать учить использовать систему обследовательских действий;
- формировать умение обследовать предметы разной формы, включая движения рук по предмету;
- развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомить с разными характеристиками свойств предметов);
- активизировать развитие познавательного и эмоционального воображения: развивать детализацию и оригинальность образов воображения, механизм построения образа на основании какой-либо незначительной детали, построение наглядной модели текста с его последующим воспроизведением с помощью модели;
- продолжать систематизировать представления детей о свойствах объектов: анализировать устройство различных объектов с точки зрения их формы, расположения в пространстве, величины, цвета и т.д.; ставить перед детьми задачу на упорядочивание объектов по какому-либо основанию (например, сначала по высоте, а потом по ширине); развивать оценку длины непрямолинейного объекта; вводить понятие меры и действия измерения длины объектов с применением соответствующих средств; сравнивать расположение групп однородных объектов в пространстве (на плоскости).
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной(конструктивной) деятельности:
- способствовать освоению способов познания и интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности;
- знакомить детей с разными характеристиками свойств предметов, дать представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот;
- уметь анализировать результаты наблюдений, исследований, опытов и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях;
- развивать конструирование из строительного материала по замыслу с его предварительным изображением; изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта с последующей постройкой ;
- продолжать развивать наглядно-действенное мышление в процессе детского экспериментирования;
- продолжать развивать исследовательскую деятельность детей: выявлять и анализировать начало процесса, середину и окончание в процессе наблюдений за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением;
- создавать условия для развития проектной деятельности ставить детей в различные проблемные ситуации, в том числе и перед противоречиями.
Формирование элементарных математических представлений:
- учить количественному и порядковому счету в пределах 10 и уметь правильно ими пользоваться;
- учить систематизировать предметы по выделенным признакам;
- различать и называть знакомые формы предметов и находить их в ближайшем окружении;
- учить определять положение того или иного предмета по отношению к себе и к другому предмету;
- называть дни недели;
- в конструировании продолжать учить устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и конструкциями и тем, что они видят в окружающей жизни.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
- способствовать расширению и углублению представлений детей об окруж. мире;
- учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- развивать монологическую речь, используя в качестве наглядных моделей графические образы, создаваемые детьми, и специальные карточки;
- развивать смысловую сторону речи;
- разворачивать сюжет истории.
Образовательная область «Речевое развитие»
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми:
1. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.
2. Развитие всех компонентов речи детей (лексической и произносительной стороны речи, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
3. Практическое овладение детьми нормами речи.
Формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг:
1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.
2. Развитие у детей литературной речи.
3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
По развитию свободного общения с взрослыми и детьми:
- учить пользоваться разнообразными средствами общения (словесными, мимическими, пантомимическими) с учетом конкретных ситуаций;
- развивать умение строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности детей;
- активно использовать в процессе общения форму описательного и повествовательного рассказа;
- использовать форму прямой и косвенной речи в общении;
- воспитывать интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривать о них со взрослыми и сверстниками.
По развитию всех компонентов речи детей (лексической и произносительной стороны речи, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- составлять описательные рассказы об игрушках, картинках, своей внешности, своих положительных качествах и умениях;
- составлять повествовательные рассказы по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек;
- анализировать простые трехзвуковые слова, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки;
- использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию;
- обогащать словарь детей, необходимый для освоения ими всех образовательных модулей Программы, в т.ч. за счет:
- отражения в речи представлений о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенках цвета), размере, пространственном расположении, способах использования и изменения предмета, родо-видовых отношений объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;
- употребления названий обследовательских действий;
- рассказов об участии в экспериментировании;
- комментирования своих действий в процессе деятельности и их оценки;
- обобщающих слов, синонимов, антонимов, оттенков значений слов, многозначных слов;
- названий профессий, социальных учреждений, трудовых действий, качеств действий, отношения людей к профессиональной деятельности;
- названий страны, города , символов государства и др.;
- отражения в речи представлений о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенках цвета), размере, пространственном расположении, способах использования и изменения предмета, родо-видовых отношений объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков;
- отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением;
- использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов;
- чисто произносить все звуки родного языка;
- оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам, использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах людей, их эмоциональных состояниях;
- использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию;
- упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов-антонимов и слов-синонимов;
- закреплять правильное и отчетливое произношение звуков;
- учить определять место звука в слове;
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
- упражнять в образовании однокоренных слов и глаголов с приставками;
- учить образовывать слова разными способами, правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падеже, глаголы в повелительном наклонении, прилагательные и наречия в сравнительной степени, несклоняемые существительные;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;
- формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем;
- развивать умение составлять рассказы из личного опыта;
- учить пользоваться новой формой речи – монологической, поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого, передавать словесно содержание сказки, рассказа, картинки, впечатлений из личного опыта.
Практическое овладение детьми нормами речи:
- продолжать учить детей формулам выражения словесной вежливости в повседневной жизни, играх;
- учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
По формированию целостной картины мир, в том числе формирование первичных ценностных представлений:
- формировать интерес к многообразию проявлений человеческих отношений в разных обстоятельствах в книгах и в жизни, способность «видеть» в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения формировать потребность в постоянном чтении книг и их инициативном обсуждении со взрослыми и сверстниками развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний развивать способность использовать книжные знания (о человеке, его эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений с другими людьми, об окружающем мире) в других видах детской деятельности.
По развитию литературной речи:
- стимулировать желание описывать состояние героя, его настроение, своё отношение к событию в монологической форме развивать способность к регулированию громкости голоса и темпа речи в зависимости от того, какого героя или ситуацию ребенок описывает;
- способствовать развитию творческого потенциала: устного иллюстрирования отрывков из текста, додумывания эпизода, сочинения небольшого стихотворения
- упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;
- поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
По приобщению к словесному искусству (развитию художественного восприятия и эстетического вкуса):
- создавать условия для того, чтобы общение с книгой приносило удовольствие;
- начинать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);
- развивать желание активного участия в процессе чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций и др;
- формировать контекстуальное восприятие книги путём включения сведений о писателе, истории создания произведения;
- формировать читательские предпочтения в русле жанрово-тематического многообразия литературных произведений.
В основе программы лежат следующие принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности.
Подходы к реализации Программы
Личностно-ориентированные подходы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
Системно-деятельные подходы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
- овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
Индивидуальный подход – индивидуализация образования
- постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;
- помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;
- представление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.
В программе предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации (контроля) |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Игры и игрушки |
5 |
3 |
2 |
|
2 |
Всё для дома |
7 |
7 |
|
|
3 |
Еда |
5 |
5 |
|
|
4 |
Одежда |
6 |
5 |
1 |
|
5 |
Праздник |
6 |
4 |
2 |
|
6 |
Школа |
7 |
6 |
1 |
|
|
Итоговая аттестация |
|
|
|
|
|
Итого |
36 |
30 |
6 |
|
2.2 Содержание учебного плана
Все для дома
Обучающиеся будут знать:
- Признаки отдельных бытовых предметов, историю их появления, предназначения.
- Правила ухода за растениями.
- Правила личной гигиены.
Обучающиеся будут уметь:
- Пользоваться отдельными предметами быта.
- Соблюдать правила безопасности. Применять на практике основные знания по уходу за растениями.
- Выделение познавательной цели.
- Выбор наиболее эффективного способа решения.
- Анализ объектов.
- Установление причинно-следственных связей.
- Построение логической цепи рассуждений.
Еда
Обучающиеся будут знать:
- Как овощи и фрукты получили свое название.
- Историю происхождения некоторых продуктов питания.
- Основы правильного питания.
Обучающиеся будут уметь:
- Различать полезные и вредные продукты.
- Исследовать (на основе непосредственных наблюдений)
Регулятивные УУД
- Целеполагание
- Волевая саморегуляция
- Оценка
Коммуникативные УУД
- Постановка вопросов
- Умение выражать свои мысли
- Разрешение конфликтов
- Взаимодействие с партнером
Познавательные УУД
- Выделение познавательной цели
- Выбор наиболее эффективного способа решения
- Анализ объектов
- Установление причинно-следственных связей
Одежда
Обучающиеся будут знать:
- Происхождение некоторых предметов одежды
- Историю их создания
- Назначение профессии сапожника и модельера
Обучающиеся будут уметь:
- Характеризовать особенности русского костюма
- Создать простейшую модель русского костюма
- Наблюдать объекты
- Характеризовать их особенности Группировать (классифицировать) по отличительным признакам
Познавательные УУД
- Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме
- Выделение познавательной цели
- Анализ объектов
- Установление причинно-следственных связей
- Построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД
- Постановка вопросов
- Умение выражать свои мысли полно и точно
- Разрешение конфликтов Взаимодействие с партнером, коллективом
Праздник
Обучающиеся будут знать: Название праздников и обычаев
Обучающиеся будут уметь:
- Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике.
- Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику.
- Проводить работу в группе.
Регулятивные УУД
- Целеполагание
- Волевая саморегуляция
- Оценка
Школа
Обучающиеся будут знать:
- Происхождение некоторых школьных принадлежностей и понятий
- Историю их создания
- Правила поведения в библиотеке
Обучающиеся будут уметь:
- Делать простой ремонт книги
- Наблюдать объекты и явления природы, характеризовать их особенности
Познавательные УУД
- Выделение познавательной цели
- Выбор наиболее эффективного способа решения
- Анализ объектов
- Установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД
- Постановка вопросов.
- Умение выражать свои мысли.
- Разрешение конфликтов.
- Взаимодействие с партнером.