Мастерская формирования первичных знаний о писателе. Слово о Ломоносове

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: ОГЭ


Мастерская построения первичных знаний о писателе 7 класс.

Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям!

А.С.Пушкин

Цели мастерской:

  • формировать первоначальные знания о писателе, манере творческого письма, обучать индивидуальной и коллективной творческой деятельности, расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас;
  • развивать фантазию, навыки творческой работы со словом;
  • воспитывать уважение к человеческой личности, чувство гордости за соотечественников.

    Тип урока: мастерская формирования первоначальных знаний о писателе.

Оборудование: портрет М.В.Ломоносова

Ход урока

I. Есть мальчишки, которые в десять лет уже проявляют свою самостоятельность: топчут цветы на клумбе, поджигают сухую траву с живущими в ней насекомыми, пишут бранные слова на стенах, обижают малышей, а есть такие…

…кто способен зимой, в валенках, проделать трудный путь с обозом из Холмогор (а этот населенный пункт находится почти у самого Северного Ледовитого океана) в Москву, чтобы вкусить плоды образования и, не доедая и терпя бытовые лишения, среди чужих, начать делать свою судьбу, предпочитая детским шалостям книгу.

II. Напишите, пожалуйста, что вы думаете о таком человеке.

III. Социализация.

IV. Прочитайте предложенные вам тексты и дополните свои знания о М.В.Ломоносове, записывая по ходу чтения вопросы, которые бы хотели задать в интервью с М.В.Ломоносовым.

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и во все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его… учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка».

А.С.Пушкин о предисловии г-на Лемонте… 1825.

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один являлся самобытным подвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом…

С ним шутить было накладно. Он был везде тот же; дома, где все его трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нем пикнуть… Со всем тем  Ломоносов был добродушен. <…>

<…> Ломоносов, рожденный в низком сословии, не думал возвысить себя наглостию и запанибратством с людьми высшего состояния (хотя, впрочем, по чину он мог быть им равный). Но зато умел за себя постоять и не дорожил ни покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей. Послушайте, как он пишет этому самому Шувалову <…>, который надумал было над ним пошутить: «Я, ваше превосходительство, не только у вельмож, но даже у Господа моего Бога дураком быть не хочу».

А.С.Пушкин. Путешествие из Москвы в Петербург.
1833-1835

«П. 83
Остерегаться самохвальства, хвастовства, а паче всего лганья, которое часто служит к закрытию злых дел.
П. 84
Когда кто другого изобидит и за то наказан будет, а после снова тому же сделает обиду, показав знак неправедного мстительства, тот двойному наказанию подвержен».

М.В. Ломоносов. Об узаконениях гимназистов

«За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство. <…>

Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют».

Из предсмертной записки М.В. Ломоносова

«<…> бесспорных гениев… во всей нашей литературе было только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь».

Ф.М.Достоевский. Об искусстве

«Ломоносов не хотел умолять размеры нависшей над русским народом катастрофы. Крестьяне не получают медицинской помощи, живут в худых избенках, плохо едят, работают много, порою до изнурения. Отсюда болезни, высокая смертность.

Малое количество людей на обширных просторах государства. Ломоносов считал первоочередной задачу о сохранении русского народа, увеличении его численности. Могущество государства состоит, по мнению Ломоносова, «не в обширности, тщетной без обитателей», а в благоденствии. <…> Сейчас приходится лишь поражаться, с какой тонкостью, конкретностью ученый доходил до мельчайших подробностей народного быта с одной-единственной целью – оздоровить, улучшить его как основу прогрессивного развития нации».

В.В.Сиповский. Михайло Ломоносов: Жизнь и творчество

V. Социализация.

VI. С Ломоносовым, гениальным ученым, вы будете постоянно встречаться на уроках химии и других наук… А пока – наш Ломоносов: «Се образ изваян премудрого Героя…» Мы поговорим о нем как об ученом-филологе.

Послушайте отрывок из книги 18 века «Юности честное зерцало»:

«Младый шляхтич, или дворянин, ежели в ексерциции  своей совершенен, а паче в языках, конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить, к тому же красноглаголив, оный может с такими досуги прямым придворным человеком быть».

Трудно понимать, о чем написано. Можете себе представить, каким был язык деловых книг, а тем более правительственных постановлений. А между тем русский разговорный язык был «красив и могуч». Пользуясь приведенными ниже материалами, подготовьте в группе вопросы на тему: «Ломоносов – филолог».

«<…> учился и научал, собирал, отыскивал в прахе старины материалы для русского слова, созидал, творил – и целым веком двинул вперед словесность нашу. Русский язык обязан ему правилами, стихотворство и красноречие – формами, тот и другие – образцами».

А.Бестужев

«На немецком писал и говорил, как почти на своем природном; латинский знал очень хорошо и писал на нем; французский и греческий разумел не худо; а в знании российского языка, яко его природного и им же много вычищенного и обогащенного, почитался он в свое время в числе первых. Слог его был великолепен, чист, тверд, громок и приятен».

Н.И.Новиков. Ломоносов М.В. Опыт  исторического словаря о российских писателях (1772)

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, италианским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

М.В.Ломоносов. Российская грамматика (1775)

«<…> Российский язык через употребление книг церковных по приличности имеет разные степени: высокий, посредственный и низкий.

<…> Первый составляется из речений славенороссийских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из славенских, россиянам вразумительных и не весьма обветшалых. Сим штилем должны составляться героические поэмы, оды, прозаические речи <…>

Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском языке употребительных, куда можно принять некоторые речения славенские <…> однако с великою осторожностию, чтобы слог не казался надутым. Равным образом в нем можно употребить низкие слова, однако остерегаться, чтобы не опуститься в подлость. <…> Сим штилем писать все театральные сочинения, стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии <…>

Низкий штиль принимает речения третьего рода, то есть которых нет в славенском диалекте <…> Сим штилем писать комедии, увеселительные эпиграммы, песни, в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные слова могут иметь в них место по рассмотрению».

М.В. Ломоносов. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке. 1758 (?)

VII. Социализация выступления группы.

VIII. Ломоносов – автор многочисленных художественных произведений. Сам Михаил Васильевич именовал свои занятия поэзией «утехою» (в сравнении с физикой, химией – «главным делом»). В синонимическом плане слово утеха может употребляться больше в смысле «услады», в смысле «восторга души». Реальное содержание поэзии Ломоносова как раз соответствует последнему.

Я предлагаю вам прочитать стихотворения М.В.Ломоносова. Что их объединяет, а что отличает? Что эти стихотворения открывают в поэте? Представьте, что поэт живет в наше время. Запишите вопросы, которые вы бы хотели ему задать.

ОДА
на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года
(Отрывок)

…О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и труде…

Надпись к статуе Петра Великого

Се образ изваян премудрого Героя,
Что ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру, простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И, словом, се есть  Петр, отечества отец;
Земное божество Россия почитает,
И столько олтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.

* * *

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг вокруг жаркова?»

IХ. Социализация вопросов.

  1. Откуда Михаил Васильевич пришел в Москву?
  2. Какими науками занимался Ломоносов?
  3. Кто открыл первую в России фабрику?
  4. Кому московский университет обязан своим открытием?
  5. Как вел себя Ломоносов на службе и дома?
  6. Какова отличительная черта характера Ломоносова?
  7. Что больше всего Ломоносов не любит в людях?
  8. Заботился ли Михаил Васильевич о жизни обыкновенных крестьян?
  9. Что изменил в русском стихосложении Ломоносов?
  10. Какие языки знал?
  11. Как относился к русскому языку?
  12. К каким стилям он относит лексику русского языка?
  13. Какие произведения, по мнению ученого, нужно писать высоким стилем, какие – средним, а какие – низким?
  14. Кого в русской истории Ломоносов ценил больше всего?
  15. Как он называет Петра Первого в своем стихотворении?
  16. Какое напутствие дает поэт подрастающему поколению?
  17. Как вы понимаете слова: «Науки юношей питают»?
  18. Писал ли поэт юмористические стихотворения?

Х. Рефлексия.

- Что нового вы для себя открыли по теме мастерской?

- Что осталось непонятным?

- Хотели бы вы жить в 18 веке, в то время, когда творил Ломоносов?

- Как бы вы назвали мастерскую?