1. Подобрать однородные члены предложения, используя олицетворения
Солнце – светит, греет, восходит, заходит, садится, плывёт по небу, играет своими лучами, плещется в водяной глади, освещает, улыбается, прячется за тучи, ласкает; яркое, лучистое, весёлое, жаркое.
Ветер – лёгкиё, озорной, тёплый, порывистый; дует, гуляет, шелестит листвой, играет, шелестит, шалит, сушит землю, налетает, крутит.
Дождь – идёт, льёт, моросит, мочит землю, капает, поит землю, наполняет реки, стучит, барабанит, шумит, серебрится в лучах солнца, наводит грусть; мелкий, моросящий, грустный, грозовой, осенний, быстрый, грибной, сильный.
Листья – опадают, летят, шумят, грустят, мокнут, краснеют, желтеют, осыпаются.
2. Определить прямое и переносное значение слов в предложении
Вспыхнул октябрь огнём последних листьев.
Осенний холод ласково крадётся к деревьям.
Частый осенний дождь затанцевал по лужам.
Жёлтые листья плавают по воде, словно выводки утят.
Дрожит осенний лист под каплями холодного дождя.
Стая золотых листьев закружилась в воздухе.
Лес оделся в яркий, пёстрый наряд.
Ветер подхватил листья и погнал их по дороге.
По гладкой поверхности реки плывут золотые монетки.
Под ласковым взглядом солнца повеселела, заулыбалась природа.
3. Подобрать образные выражения и сравнения из произведений мастеров художественного слова
- «… Уж небо осенью дышало…»
«… Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…»
«… Приближалась довольно скучная пора…»
«…Унылая пора!... прощальная краса,…пышное природы увяданье, …отдалённые седой зимы угрозы».
(А.С.Пушкин) - «..Все деревья блистают в разноцветном уборе…»
«…Скоро осень проснётся и заплачет спросонья».
(К.Д.Бальмонд) - «Осеннее солнышко не обжигает лицо. Оно мягко и ласково греет, как будто нежно гладит…»
«Красив и печален русский лес в ранние осенние дни…, что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём…»
(И.Соколов-Микитов) - «Лес точно терем расписной…»
«…Покорно чахнет лес, опустевший и больной».
(И.А.Бунин) - «…Зашумела у опушек ярко-жёлтая листва».
(А.Твардовский)
4. Примеры детских сочинений
Тема: «Осень»
Как прекрасны осенние дни! Лёгкий туман ложится на поля. А как чудесен лес осенью! В лесу легко дышать. А когда пройдёшь по листьям, они начинают шуршать.
Облака плывут ниже. Небо стало белым. Часто идут дожди. Животные готовятся к зиме. Медведи в спячку впадают. Скворушка запел прощальную песенку. Скворцы, ласточки уже улетают. Вот уж последняя стая виднеется в дали.
(Андрей Я.)
Как хорошо осенью! Расцвели осенние цветы. Деревья стоят золотыми. На дорожках гниют опавшие листья. По пруду плывут разноцветные кораблики: красные, жёлтые и коричневые. Мне очень нравится выходить утром и слушать прощальные песни птиц. Но когда я их слушаю, у меня бегут слёзы.
(Оксана К.)
Как хорош лес осенью! Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит над жёлтыми полями. Пожелтели на деревьях листья и начали опадать. Сквозь бурые сучья деревьев белеет небо, на липах висят последние золотые листья.
А какой ясный, немножко холодный утром день! Низкое солнце уже не греет, но зато блестит ярче.
(Александр С.)
Наступила осень. Деревья стали цветными как летом на лугах цветы. Листья сыплются как дождик. Под ногами лежит коричневый ковёр из листьев. Мягкие листья укутывают собой землю как шубкой. У кустарников веточки уже голые.
Осень очень красивая, но мне жаль, что природа засыпает.
(Людмила М.)
Наступила осень. Лес как золотой. На деревьях и на земле жёлтые листья. Кажется, что попал в сказочный мир. Чувствуешь себя спокойно, легко. Воздух свеж и чист. Кругом тихо. Только иногда ветерок срывает с дерева листок, и он медленно летит и падает на землю. Красив лес осенью!
Типичные речевые ошибки, допускаемые учащимися
- Отсутствие в абзаце логической связи между рядом стоящими предложениями, пропуск предложений, важных для понимания смысла, введение ненужных предложений.
- Повторение слов: потом, затем, был, стал, он, она и пр.
- Употребление в начале предложения союза и (заглавная буква). («И вот стены готовы. И рабочие начинают строить крышу».)
- Неумение пользоваться местоимениями: употребление в рядом стоящих предложениях падежных форм одного и того же существительного вместо падежных форм соответствующих местоимений. («Игорь свалился в овраг. Он сидел в овраге (там) и не мог вылезть из оврага (оттуда)». )
- Неправильное соотнесение местоимений с существительными. («Дети – друзья птиц. Они поедают вредных насекомых».)
- Часто встречается неправильное употребление времён глагола – случайная, ненужная, необоснованная замена в близлежащих предложениях прошедшего времени настоящим и наоборот. («Солнце вставало (пр. вр.) поздно. Его лучи плохо греют (наст. вр.) землю».)
- Неумение выделять в общем потоке речи отдельные предложения, выражающие законченную мысль.
Коллективная работа всего класса над написанными детьми сочинениями (и изложениями) является одним из наиболее эффективных приёмов обучения детей правильной речи.